Владимир Овчинский: Ближний Восток находится в дюйме от полномасштабной войны между Израилем и Ираном

— Владимир Семенович, за год кровопролития в Газе, а теперь и на юге Ливана так и не забрезжила надежда на хоть какое-то мирное урегулирование?

— Пока не предвидится даже пусть и недолгое прекращение огня.

— Все так запущено?

— Более чем. На Западе, где традиционно поддерживают Израиль, уже никаких иллюзий насчет мира или хотя бы перемирия на Ближнем Востоке не питают. Дошло до того, что именно израильтян и обвиняют в эскалации конфликта. Так, The Economist публикует на обложке статью под заголовком «Год, который потряс Ближний Восток — убить или быть убитым». В статье напоминают о годовщине трагедии 7 октября 2023 года, когда ХАМАС устроил резню израильтян. Израиль, конечно, ответил, но вне зависимости от эффективности этого ответа, насилие распространяется.

И год спустя Ближний Восток находится в дюйме от полномасштабной войны между Израилем и Ираном. Ущерб, нанесенный Израилем «Хезболле», поддерживаемой Тегераном, побудило Исламскую Республику обрушить ракетный дождь на Израиль 1 октября.

Израиль может принять ответные меры, возможно, нанеся удар по промышленным, военным или ядерным объектам Ирана, надеясь раз и навсегда положить конец угрозе, которую он представляет для еврейского государства.

— Это поможет Израилю?

— Очень сомневаюсь. Как, впрочем, и западные, весьма уважаемые эксперты. Там считают, что «идея о том, что одно решительное нападение на Иран может преобразить Ближний Восток, является фантазией». Как поясняют эксперты журнала, сдерживание иранского режима требует, прежде всего, дипломатии. «В долгосрочной перспективе безопасность Израиля также зависит от прекращения притеснения палестинцев».

— Но Израиль почему-то считает своей главной угрозой и конечной целью именно Иран?

— Да. И для этого есть определенные основания — лидеры Ирана сами неоднократно заявляли о своем стремлении уничтожить Израиль как государство. Но! При объективном рассмотрении, действия Ирана — вторичные. Главная причина конфронтации — категоричный и принципиальный отказ Израиля признать Палестинское государство.

Ну, а этот «камешек», падая, превращается в лавину — история Ближнего Востока фиксирует подробности в деталях. Убийство главы ливанской «Хезболлы» Хасана Насраллы — более, чем деталь.

— Насколько — более?

— Израильтяне слишком много о себе возомнили и перестарались. А гордыня, как известно, — смертный грех.

Даже их западные кураторы признали: «Для Израиля опасность сейчас заключается в высокомерии. Возможно, будет расползание миссии в Ливане, когда ограниченные пехотные вторжения перерастут в полноценное вторжение, ошибка, которую Израиль совершил в 1982 году и снова в 2006 году. Его надвигающееся возмездие против Ирана несет еще большие риски. На данный момент способность Ирана нанести ответный удар через «Хезболлу» притупилась, но в ближайшие пару лет у него появится новый сильный стимул создать свое первое ядерное оружие, чтобы восстановить сдерживание. Крайне правые из правящей коалиции Израиля, включая премьер-министра Биньямина Нетаньяху, мечтают о том, что один сокрушительный удар по Ирану сейчас может положить конец всем основным угрозам безопасности Израиля в обозримом будущем. Эта точка зрения соблазнительна, но опасна».

Западные эксперты считают, что «поведение Ирана ухудшилось с тех пор, как администрация Дональда Трампа отказалась от сделки по заморозке своей ядерной программы. За последний год Иран ускорил обогащение урана, вооружил хуситов. Его новоиспеченный президент Масуд Пезешкиан, как говорят, реформатор, но на самом деле пленник консерваторов. Но при всем этом Иран непредсказуем. Его клерикально-военный режим сталкивается с экономическим упадком и кризисом преемственности, когда умрет 85-летний верховный лидер Али Хаменеи.

Однократная атака на его ядерные объекты может дестабилизировать режим. Но он может и не уничтожить эти объекты, которые находятся глубоко под землей, и воодушевить сторонников жесткой линии, которые могут еще быстрее броситься за бомбой».

— Уже есть более-менее внятные объяснения случившемуся внезапному нападению ХАМАС 7 октября? В Израиле ответили на исконный русский вопрос — кто виноват?

— До сих пор яростно спорят, что и не удивительно. Ведь, как пел Высоцкий, «там на четверть — бывший наш народ».

— И все же — что это было? Почему не сработала хваленая израильская разведка?

— Тут до сих пор нет полной ясности. Может, разведка и сработала, но ее не услышали? Или — не захотели услышать? Или же разведка была политически ангажирована, работала по принципу «чего изволите услышать» и стала жертвой внутренней конфронтации?

Полагаю, что тут присутствуют все обозначенные факторы, и эту историю еще долго будут мусолить, приспосабливая к «текущему моменту». Но погибших — с обеих сторон — уже не вернуть. Виноваты все. Единственное, что можно с уверенностью отрицать, — это слабость и неосведомленность израильской разведки.

— Доказательство этому — история с пейджерами?

— Безусловно. Это — блестящая операция Моссад. Правда, некоторые западные аналитики считают, что провал разведслужб Израиля 7 октября произошел из-за того, что главные их усилия были сосредоточены не на ХАМАС, а на «Хезболле».

А вот с «Хезболлой» у них пока все удается. В недавней статье в The Washington Post «Пейджерная операция Моссада: как Израиль проник в «Хезболлу» изнутри» описаны подробности тщательно продуманного плана Израиля.

По мнению авторов, всем происходило так: «В первоначальном предложении «Хезболле» два года назад новая линейка пейджеров Apollo казалась идеально подходящей для нужд ополченческой группировки с разветвленной сетью бойцов и заслуженной репутацией параноика.

Пейджер AR924 был немного громоздким, но прочным, созданным для работы в условиях боя. Он мог похвастаться водонепроницаемым тайваньским дизайном и увеличенной батареей, которая могла работать месяцами без подзарядки. Лучше всего то, что не было никакого риска, что пейджеры когда-либо будут отслежены израильскими разведывательными службами. Лидеры «Хезболлы» были настолько впечатлены, что закупили 5000 штук и начали раздавать их бойцам среднего звена и вспомогательному персоналу в феврале.

Никто из пользователей не подозревал, что они носят искусно изготовленную израильскую бомбу. И даже после того, как тысячи устройств взорвались в Ливане и Сирии, мало кто оценил самую зловещую особенность пейджеров: двухступенчатую процедуру расшифровки, которая гарантировала, что большинство пользователей будут держать пейджер обеими руками, когда он взорвется.

По данным официальных лиц Израиля, США и стран Ближнего Востока, пострадало около 3000 бойцов — членов «Хезболлы». Большинство из них были убиты или искалечены, а также неизвестное число мирных жителей, когда израильская разведывательная служба «Моссад» 17 сентября дистанционно привела в действие устройства».

— Насколько это достоверно?

— Общественности доступен материал The Washington Post, включающий многочисленные новые подробности об операции. Он составлен из интервью с израильскими, арабскими и американскими сотрудниками служб безопасности, политиками и дипломатами, проинформированными о событиях, а также ливанскими официальными лицами и людьми, близкими к «Хезболле». Свидетели говорили на условиях анонимности, они описывают многолетний план, который возник в штаб-квартире Моссада в Тель-Авиве и в конечном итоге включал в себя группу оперативников и невольных сообщников в нескольких странах.

Статья Washington Post показывает, как атака не только опустошила руководящие ряды «Хезболлы», но и подтолкнула Израиль к нападению и убийству главного лидера Хезболлы Хасана Насраллы, что повысило риск более масштабной войны на Ближнем Востоке.

По словам израильских, ближневосточных и американских чиновников, знакомых с событиями, идея пейджерной операции возникла в 2022 году. А части плана начали воплощаться в жизнь более чем за год до атаки ХАМАС 7 октября.

— Более, чем за год, — это когда? Насколько «более»?

— Намного. Как утверждают авторы американского отчета, «Моссад, отвечающая за борьбу с иностранными угрозами еврейскому государству, годами работала над тем, чтобы внедрить в группировку электронный мониторинг и информаторов. Со временем лидеры «Хезболлы» научились беспокоиться об уязвимости организации для израильского наблюдения и взлома, опасаясь, что даже обычные мобильные телефоны могут быть превращены в контролируемые Израилем устройства для подслушивания и слежения.

Так родилась идея создания своего рода троянского коня связи. «Хезболла» искала защищенные от взлома электронные сети для передачи сообщений, и Моссад придумал пару уловок, которые заставили бы группу боевиков приобрести устройства, которые казались идеальными для этой работы — оборудование, которое Моссад разработал и собрал в Израиле.

Первая часть плана — заминированные рации — начала внедряться в Ливане Моссадом почти десять лет назад, в 2015 году. Мобильные двухсторонние радиостанции содержали огромные аккумуляторные батареи, скрытую взрывчатку и систему передачи, которая давала Израилю полный доступ к коммуникациям «Хезболлы».

В течение девяти лет израильтяне довольствовались тем, что подслушивали «Хезболлу», оставляя за собой возможность превратить рации в бомбы в случае будущего кризиса. Но затем появилась новая возможность и новый продукт: небольшой пейджер, оснащенный мощной взрывчаткой».

— Но ведь в «Хезболле» — тоже умные люди и могли бы предусмотреть опасность…

— Могли и предусмотрели. Лидеры «Хезболлы» были готовы к возможным диверсиям, поэтому пейджеры не могли быть произведены в Израиле, США или любом другом союзнике Израиля. Вот почему в 2023 году эта группировка начала получать предложения о массовой закупке пейджеров Apollo под тайваньским брендом, хорошо известной торговой марки и линейки продуктов с мировым распространением и без видимых связей с израильскими или еврейскими интересами. Считается, что тайваньская компания не знала о плане.

Предложение о продаже поступило от доверенного лица по маркетингу, связанного с Apollo. Ответственный за маркетинг, женщина, личность и гражданство которой не раскрывается, была бывшим торговым представителем на Ближнем Востоке тайваньской фирмы. Она создала свою собственную компанию и приобрела лицензию на продажу линейки пейджеров под брендом Apollo. Где-то в 2023 году она предложила «Хезболле» сделку на один из продуктов, которые продавала ее фирма: прочный и надежный AR924.

Она объяснила им, почему пейджер большего размера с большей батареей лучше оригинальной модели.

— Почему — лучше?

— Одним из главных преимуществ AR924 было то, что его можно было заряжать с помощью кабеля. И батареи были более долговечными. Пейджеры от Моссада имели уникальную особенность — батарейный блок. Компонент бомбы был так тщательно спрятан, что его практически невозможно было обнаружить, даже если разобрать устройство. Израильские чиновники полагают, что «Хезболла» разобрала некоторые пейджеры и, возможно, даже просвечивала их рентгеном.

Также невидимым был удаленный доступ Моссада к устройствам. Электронный сигнал от разведывательной службы мог вызвать взрыв тысяч устройств одновременно. Но для обеспечения максимального ущерба взрыв мог быть также вызван специальной двухэтапной процедурой, необходимой для просмотра защищенных сообщений, которые были зашифрованы. «Фишка» заключалась в том, что для прочтения сообщения нужно одновременно нажать две кнопки. В результате взрыва у пользователей почти наверняка отрывало руки. Это — как минимум.

— Жестоко.

— Да, и 17 сентября, когда в высших кругах национальной безопасности Израиля бушевали дебаты о том, следует ли наносить удар по лидеру «Хезболлы», зазвонили или завибрировали сразу тысячи пейджеров с логотипом Apollo по всему Ливану и Сирии. На экране появилось короткое предложение на арабском языке: «Вы получили зашифрованное сообщение».

Боевики «Хезболлы» послушно следовали инструкциям по проверке кодированных сообщений, нажимая две кнопки. В домах и магазинах, в машинах и на тротуарах взрывы разрывали руки и отрывали пальцы. Менее чем через минуту тысячи других пейджеров взорвались по дистанционной команде, независимо от того, прикасался ли пользователь к своему устройству. На следующий день, 18 сентября, таким же образом взорвались сотни раций, убив и покалечив пользователей и прохожих.

Ну, а дальше все только ухудшалось. Пока «Хезболла» отступала, Израиль нанес новый удар, обстреляв штаб-квартиру, арсеналы и логистические центры группировки мощными бомбами.

Самая крупная серия авиаударов произошла 27 сентября, через 10 дней после взрыва пейджеров. Атака, направленная на глубоко зарытый командный центр в Бейруте, была заказана Нетаньяху, когда он ехал в Нью-Йорк на выступление в ООН, в котором он заявил, обращаясь к «Хезболле»: «Хватит».

«Мы не допустим, чтобы на нашей северной границе обосновалась армия террористов, способная устроить еще одну бойню в стиле 7 октября», — заявил Нетаньяху в своей речи.

На следующий день, 28 сентября, «Хезболла» подтвердила то, что большая часть мира уже знала: Насралла, пламенный лидер группировки и заклятый враг Израиля, мертв.

— Сейчас ситуация еще «веселее». Понятно, что участником вероятной полномасштабной ближневосточной войны наверняка станет Иран. Кто еще?

— Полагаю, что Турция. Об этом откровенничала 3 октября проправительственная турецкая газета Daily Sabah: «Источники в Министерстве обороны Турции продолжают подчеркивать готовность страны к мобилизации в случае, если агрессия Израиля достигнет границ Турции, поскольку Эрдоган недавно предупредил, что эта страна может стать следующей целью Тель-Авива.

Администрация Нетаньяху, похоже, намерена распространить конфликт Израиля с ХАМАС на более широкие регионы. Президент Реджеп Эрдоган ранее на этой неделе предупредил, что Израиль может нацелиться на Турцию, одного из самых ярых критиков преступлений Израиля против человечности.

Источники из Министерства обороны Турции заявили 3 октября, что Вооруженные силы Турции достаточно сильны, чтобы предотвратить любую угрозу и опасность, направленную на страну. Отвечая на вопросы о возможности распространения конфликта после нападения Израиля на Ливан и удара Ирана по Израилю с помощью ракет, источники заявили, что министерство и армия внимательно следят за любыми событиями, которые могут угрожать безопасности Турции.

Эрдоган заявил в своей речи в парламенте 2 октября, что следующей целью администрации Нетаньяху вполне могут стать «наши земли» после ее атак в Ливане: «Израильская администрация, которая действует на основе своего заблуждения о «Земле обетованной», нацелится на нашу родину после Палестины и Ливана».

Он заявил, что Турция сделает все возможное, чтобы придерживаться своей позиции в отношении Израиля, «независимо от цены, которую нам придется заплатить».

«Агрессия Израиля направлена также и на Турцию. Мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства ради нашей родины и независимости», — добавил Эрдоган.

В другой речи в сентябре Эрдоган призвал к единству среди мусульманских стран, подчеркнув, что нынешний конфликт — это не конфликт между Израилем и Палестиной, а «борьба между экспансионистским сионизмом и мусульманами, защищающими свою родину».

— То есть, Турция старается нормализовать отношения с другими исламскими странами?

— Ну, скажем так, со многими. Так, сейчас она стремится наладить отношения с режимом Асада в Сирии, поскольку Израиль наносит удары по южному соседу Турции.

Вообще же, Турция резко критиковала действия Израиля в секторе Газа, которые она и другие называют геноцидом. Она также раскритиковала многих западных союзников за их поддержку Израиля и неоднократно призывала к единству мусульман, чтобы добиться прекращение огня. Tурция также официально подала заявку на присоединение к инициативе Южной Африки по привлечению Израиля к ответственности за геноцид в Международном уголовном суде (МУС).

— Если учесть, что Турция — один из самых весомых членов НАТО, где первую скрипку играет США, которые, в свою очередь, — главный союзник Израиля, то непонятно, с чего бы этот «турецкий демарш»?

— Согласен, есть интрига. Как пишет The Economist, Израиль обвиняет Турцию в том, что она позволила ХАМАС использовать свою территорию в качестве базы для руководства и финансирования военных действий, а также в отмывании денег. Захер Джабарин, старший командир ХАМАС, отвечающий за операции на Западном берегу, живет в Стамбуле. Другие должностные лица ХАМАС тоже проводят там много времени. В июне 2024 года израильская спецслужба внутренней безопасности Шин Бет заявило, что арестовало потенциального террориста-смертника на Западном берегу, который был завербован ХАМАС в Турции.

Израиль утверждает, что операции ХАМАС частично финансируются сетью компаний, базирующихся в Стамбуле, некоторые из которых попали под санкции Америки.

После событий 7 октября среди израильских экспертов из числа представителей разведки (бывших и действующих) на различных форумах в социальных сетях высказывались предположения, что турецкие спецслужбы могли быть причастными к организации нападения на Израиль. Как отмечают эти эксперты, только участие мощных спецслужб, таких как турецкие, а не действия «подземного ХАМАС», могли обеспечить успех нападения.

— А идет ли Турция на сближение и с Ираном?

— А вот с этим — не очень-то получается. На днях издание The Times of Israel писало: «Аналитики говорят, что симпатии Анкары к палестинцам не распространяются на регионального врага — Иран и его шиитских союзников, во многом из-за их поддержки сирийского президента Асада.

Аналитики утверждают, что война Израиля против «Хезболлы» в Ливане обнадеживает Турцию, которая может воспользоваться возможностью укрепить свое региональное влияние перед лицом своего соперника — Ирана.

Несмотря на то, что Турция является одним из самых ярых критиков Израиля, она сдержанно отреагировала на удары, нанесенные шиитской террористической группировке, вооружаемой и финансируемой Тегераном, включая убийство Израилем ее лидера Хасана Насраллы.

«Обезглавливание «Хезболлы» ослабляет влияние главного регионального соперника Турции — Ирана, и это не то, по чему Турция будет плакать», — заявила Асли Айдынтасбас, эксперт по Турции из Брукингского института, американского аналитического центра.

«Если это приведет к долгосрочному ослаблению Ирана и союзных ему шиитских группировок, включая «Хезболлу», это действительно откроет Турции путь к более доминирующей роли в Сирии и Ираке», — сказал Гонул Тол, директор по Турции в Институте Ближнего Востока, исследовательском центре в Вашингтоне».

Тем не менее, Эрдоган неоднократно выражал твердую поддержку ХАМАС и настаивал на том, что это не террористическая организация. Он неоднократно обвинял Израиль в нацистском «геноциде» палестинцев в Газе и называл премьер-министра Биньямина Нетаньяху военным преступником.

Аналитики говорят, что симпатии Турции к палестинцам, которые, как и Эрдоган, являются мусульманами-суннитами, не распространяются на поддержку Ирана, «Хезболлы» и их других шиитских союзников в регионе, таких как хуситы в Йемене и группировки в Ираке.

Впрочем, что характерно, большинство американских аналитиков избегают говорить о так называемом «турецком факторе». Ведь этот «фактор» во многом не турецкий, а британский, учитывая тесную дружбу Эрдогана и руководителя МИ-6 Ричарда Мура. А у англичан присутствует «посттравматический синдром» по былому колониальному величию, тоска по утраченному влиянию в нефтеносных районах.

По всей видимости, насилие и масштабы войны на Ближнем Востоке еще более разрастутся. Приходится только молиться, чтобы это не привело к региональной ядерной войне.

ИсточникМК
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...