Одной из актуальнейших проблем для исследования российскими обществоведами после начала СВО стало обоснование выбора путей и методов денацификации украинской нации. Оно предполагает осмысление уже накопленного за два с половиной года опыта.
В первой статье на эту тему мы поделились своими размышлениями по поводу возможностей преследования украинских нацистских правящих элит и силовиков с помощью российских правовых инструментов.
Во второй статье было изложено нашим видением проблемы демонтажа украинских нацистских организаций и партий, который осуществляется на основании российского законодательства.
В третьей статье мы проанализировали опыт демонтажа нацистского государственного аппарата с помощью российских правовых инструментов.
В четвертой статье мы рассмотрели опыт преследования по российским законам украинских нацистских экономических элит, конфискации их имущества.
Пятая статья была посвящена изучению опыта преследования посредством применения российских правовых норм украинских нацистских социальных элит.
Шестая, последняя в этой серии, статья описывает опыт демонтажа социальных инструментов властвования нацистских элит.
Социальные инструменты властвования это то, что элиты используют для оказания воздействия на массы. К ним относятся идеология, национальная религия, символика, галерея героев, церемонии, календарь праздников, язык и письменность, художественные образы и многое другое. Мы ограничимся рассмотрением только нескольких ключевых инструментов.
После присоединения новых территорий к России встал вопрос о борьбе на них с украинским нацистским социальным инструментарием властвования.
Сразу же выявилась проблема слабого понимания новыми властями природы современного нацизма, инструментов его влияния, и поэтому возникли трудности с выбором соответствующих мер борьбы с ними. Причем это была общероссийская проблема.
Российские исследователи изучали в основном галицийский нацизм и его влияние на украинскую нацию. Есть работы, которые посвящены отдельным аспектам формирования нацистской идеологии на Украине и ее связям с духовным миром Запада. Ведется фиксация преступлений украинских нацистов. Однако фундаментальных работ, которые бы позволяли сформулировать концепцию идеологической борьбы с украинским нацизмом нам обнаружить не удалось.
Наверное, единственны автором, работы которого заслуживают внимания в этом плане является Олег Неменский. Он правильно отмечает, что опасность представляет не ветхий галицийский нацизм, а идеи разрабатываемые Андреем Билецким и Олегом Однороженко. Эти два современных теоретика украинского нацизма выступают за создание нового украинского человека, призывают это делать под руководством Вождя, признают важность в этом деле государства.
А. Билецкий пишет: «Государство берёт под свой полный контроль все без исключения средства массовой информации, проводит национализацию всех крупных и стратегических предприятий и отраслей народного хозяйства. Тотальной ликвидации подлежат все структуры транснациональных корпораций, международных организаций и финансовых учреждений».
И далее:: «Милитаризации подлежат все сферы общественной жизни и народного хозяйства», «Труд является этической и общественной обязанностью по отношению к Нации». «Основой Нации является раса. Белая раса, к которой принадлежат украинцы высшая, ей должны подчиняться все прочие нации. Украинский язык имеет в этом отношении подчиненное значение.»
Последний тезис делает концепцию А. Билецкого привлекательной для полка «Азов» и ему подобных формирований, в которых концентрируются русские по этническому происхождению нацисты.
Рассматриваемым теоретиком модернизированного нацизма выдвигаются также идеи сотрудничества с россиянами, создания Конфедерации с Россией при, конечно, доминирующей роли Украины в ней. Врагом этой Конфедерации определяются расово чуждые эмигранты из третьих стран. Определяется, что внутри расы должен присутствовать принцип социальной солидарности, капиталистический строй оценивается, как расово чуждый, киевский режим, сотрудничающий с Западом – оккупационным. Режим демократии, разбивающий Нацию на части, определяется, как враждебный.
Модернизованное нацистское движение языческое, в отличии от бандеровского движения, которое исповедует греко-католическое христианство.
Опирается А.Билецкий в организационном плане на созданную в 2015 году партию «Национальный корпус» в которой достаточно много идеологов, воспроизводящие аналогичные идеи.
Осовремененная версия украинского нацизма, разработанная А.Билецким привлекает не только русских с Украины, но и россиян русского происхождения, поскольку они признаются расовыми братьями, только подпавшими под власть неправильного государства и неправильного руководства. Отсюда в составе «Азова» появился «Русский добровольческий корпус» (РДК) во главе с с россиянами Романом Железновым и Денисом Никитиным. Сотрудничает с полком и эмигрантский «Русский центр», базирующийся в Киеве. РДК пытается представить себя, как наследником Белого движения, использует флаг марковских частей.
В 2023 году РДК участвовал в диверсионных атаках на Брянскую область. В марте 2024 года РДК, совместно с легионом «Свобода России» и Сибирским батальоном, совершили террористический рейд на территорию Белгородской и Курской области. Численность этих военных формирований невелика, но демонстрационный эффект, якобы существующего раскола российского общества и борьбы части из него против властей, носит разрушительный характер.
Достойного ответа на концепцию А. Билецкого российская пропаганда не дает – существование этого, идеологически крайне опасного, проекта просто замалчивается. Между тем он широко воспроизводится в общедоступных социальных сетях, пусть в очень упрощенном виде.
В российских СМИ публикуются правильные, но легковесные оценки публицистов и экспертов по идеологии украинского нацизма. Формат газетной публикации, сообщения в телеграмм канале или телевизионного (радио) выступления не позволяет раскрыть проблему, привести ее верную оценку, а тем более решить. К тому же выступление в масс-медиа носят неизбежно фрагментарный характер, зачастую сводится к кратким комментариям фактов.
Статьи и выступления в масс-медиа «живут» только несколько дней и правильные мысли, часто высказанные отдельными авторами имеют кратковременное влияние на аудиторию. На содержание выступлений приглашенных экспертов влияет также позиция редакторов и собственников крупных государственных СМИ, которые опасаются поднимать острые идеологические проблемы, ждут, как опытные чиновники, «указаний сверху».
Основную нагрузку по идеологическому обеспечению СВО в настоящее время несут лица, которые ведут блоги в социальных сетях. Например, такие авторы в сети Телеграмм, как Юрий Подоляка, Борис Рожин (Colonelassad), Михаил Звинчук (Рыбарь) имеют миллионы подписчиков и оказывают серьезное влияние на их позицию, формируют у них антифашистские взгляды.
Однако вырабатываемые этими блогерами оценки также живут только несколько дней, а потом навсегда исчезают в бесконечной ленте публикаций, уходящей вниз.
Западные поисковики ссылки на публикации этих блогеров в телеграмм каналах не дают, как и не дают ссылок на их публикации в социальных сетях Фэйсбук, Твиттер, на их фильмы в Ютубе Это электронные площадки используются англосаксами для нацистской, а не антинацисткой пропаганды.
Бороться с идеологией украинского нацизма в России в целом, и на новых территориях в частности, пытаются посредством ограничения возможностей ее распространение. Так, в Госдуме находится законопроект об ограничении доступа к украинской нацистской литературе, а также литературе, написанной иностранными агентами, независимо от их гражданства. Сети системы Мета заблокированы, Ютуб на российскую аудиторию вещает в замедленном режиме.
Иностранными агентами сейчас объявляются только российские физические и юридические лица. Включение в список иноагентов таких ТГ каналов и блогеров, как Незыгарь, BREF, «ВЧК-ОГПУ», Юрия Дудя, действительно, ослабило их влияние на российскую аудиторию.
А, скажем, влияние украинского блогера, бывшего советника Офиса президента Алексея Арестовича никак не ограничено. Присвоение ему статуса иноагент не имеет смысла, поскольку никак не влияет на его пропагандистскую деятельность. Это при том, что Арестович включен Росмониторингом в список террористов и экстремистов объявлен в розыск МВД РФ. В феврале 2024 года он был заочно арестован Басманным судом города Москва.
Арестович успешно занимается пропагандой в Телеграмм и других социальных сетях, имеет в сумме до полмиллиона подписчиков, причем половина из них россияне. Сейчас он уехал из Украины за границу и критикует оттуда режим В.Зеленского. Критикует зло, талантливо. Заодно критикует режим В.Путина. Эта его критика много опаснее, чем, достаточно убогая пропаганда, которую распространяют собственно украинские телеграмм каналы.
Вот, например, что пишет А.Арестович 20 октября 2024 года в своем телеграмм канале:
«К концу третьего года войны, я долго и мучительно искал разницу между нами и нашими противниками. Не нашел. Точнее, нашел только одну.
Кремлевские, когда спускают посконному народу весь этот православный бред, который они выдают за православие, всю эту борьбу с чайлд-фри, с квадроберами, все эти «цивилизации суши и моря», сами в это не верят.
Их опасный класс, давно превращенный в обслуживающий, все эти энтеллектуалы, резвится по заданию, и только Дугин — от души.
Правят Россией нормальные циники (иногда сверх-нормальные), четко понимая — где пропаганда для масс, а где — делить.
Проблема Украины в том, что здесь, у нас, никогда не было государственников в элитах (один только Скоропадский).
Отсюда, наш управляющий класс имел глупость поверить в свою собственную пропаганду (худшее, что может случиться с управляющим).
Украинская идеология и пропаганда — продукт заигрывания городского интеллектуального маргинеса с вытесненным в подсознание селом.
Поверить в это добровольно, в век АИ, перехода на шестой технологический уклад и (прости, Господи) «мета-модерна» (тм), могли только очень глупые, испуганные реальным миром и скромные умом люди. И они — честь им и хвала — таки сумели это сделать.)
И вот они ходят, обнявшись — антиэлиты, разложившаяся бюрократия и их интеллектуальные постельничии, співають «Батько наш Бандера» и ругают Илона Маска за «…недостатній патріотизм».
Все эти убогие, которые истинно уверовали, что «…мене у дитинстві висміювали за українську» это не повод (всего лишь) сходить к психотерапевту, а действительно может стать основой государственного строительства.
Из двух дураков в мире анти-элит, побеждает тот, кому хватило ума не поверить тому, что по его же заказу написали на его знаменах.»
Прямо — это справедливая критика украинских элит, которые уничтожают свою собственную нацию, косвенно — это критика российских элит, которые «циники» и «сознательно обманывают посконный народ» в своих корыстных интересах. Косвенное воздействие на аудиторию много сильнее, чем прямое.
Поскольку А.Арестович идентифицирован, как экстремист и террорист его пропагандистские выступления могут быть включены в ограничительные списки.
Федеральный список экстремистских материалов содержит украинские книги, текстовые, видео, музыкальные записи. Механизм ограничения понятен – распространение экстремистских материалов преследуется по УК РФ. Эти ограничения действуют, соответственно только на территории РФ, тогда как фигуры влияния расположены на территории Украины или по всему миру. Конкретные посты в социальных сетях запретить достаточно сложно. Во всяком случае с Арестовичем, который создает в день по десятку достаточно серьезных постов таким образом бороться невозможно.
Телеграмм в России не запрещен и каждый может прочитать иезуитские посты А.Арестовича, которые действуют на уровне подсознания человека. Можно, в конце — концов, запретить и Телеграмм, но проблема в том, чтобы достойно ответить Арестовичу и таким же опасным врагам, как он. И давать такие ответы должны профессионалы, которые есть, но которые не востребованы на государственном уровне.
Ситуация схожа с мифическим сюжетом, в котором императрица Екатерина II во время прогулки в лесу поставил русского солдата охранять только что взошедший цветок фиалки, чтобы его придворные не затоптали, да и забыла дать команду сменить караул. Так и стоят Юрий Подаляка, Борис Рожин Михаил Зинчук в русофобском идеологическом лесу на посту, ждут прихода подмоги.
Серьезную опасность представляет для населения новых территорий духовная повестка, которую сейчас распространяет там, созданная в 2019 году Православная церковь Украины Константинопольского патриархата. Причем, не столько своим вероучением, которое еще и не обособилось серьезным образом от вероучения Украинской православной церкви Московского патриархата.
Опасность заключается в позиции клира ПЦУ. Он учил и учит своих прихожан необходимости преследовать своих братьев христиан из УПЦ МП, захватывать принадлежащие им храмы, осквернять святыни. С точки зрения христианской веры это святотатство, уподобление язычникам и сатанистам.
Этот аспект деятельности УПЦ должны высвечивать священники УПЦ, именно они должны увещевать раскольников и вероотступников. Но с точки зрения права клир ПЦУ сделал свой вклад в этноцид русского и малороссийского народа – лишил их права на исповедование собственной религии. За это клир должен нести ответственность, во всяком случае не следует его допускать к богослужебной и проповеднической деятельности, а общины УПЦ не должны получать разрешение на деятельность.
Так уже поступили власти Крымской Республики, когда отказали в регистрации общин прихожан УПЦ, вернули в государственную собственность захваченные ими храмы.
На середину 2023 года на сайте Московского патриархата УПЦ до сих пор числится в разделе самоуправляемых организаций Русской православной церкви, а все украинские епархии значатся как структуры РПЦ. На страницах, посвященных Джанкойской, Симферопольской, Феодосийской и Ровеньковской епархиям, есть пометки, что в 2022 году они были «приняты в непосредственное каноническое и административное подчинение» патриарху Московскому и всея Руси и Синоду РПЦ. Три первые, находящиеся на территории Крыма, вошли в состав новообразованной Крымской митрополии РПЦ, а Ровеньковская, расположенная южнее Луганска, официально выведена из состава УПЦ.
Судя по сайту ПЦУ, глава этой церкви Епифаний (Думенко) и его подчиненные — митрополит Симферопольский и Крымский Климент (Кущ), митрополит Донецкий и Мариупольский Сергий (Горобцов), епископ Донецкий и Славянский Сава (Фризюк), архиепископ Луганский и Старобельский Лаврентий (Мигович), епископ Запорожский и Мелитопольский Фотий (Давиденко), епископ Херсонский и Каховский Борис (Харко) все еще пытаются распространить свою духовное влияние на новые территории России.
Важную роль в распространении нацистской повестки в украинские времена играли учебные заведения. Сейчас содержание учебного процесса коренным образом меняется.
С сентября 2024 года ученики школ стали учиться по новым учебникам истории России. Эти учебники на порядок лучше тех, что были при украинских властях, однако тема борьбы с современными формами нацизмом в них внятно не освещена.
Поэтому руководство новых территорий вынуждено было самостоятельно вводить в местных школах специальные курсы истории родного края и патриотизма.
С осени 2023 года в большинстве российских вузов, включая те, которые расположены на новых территориях, ввели курс «Основы российской государственности». В нем новые территории описываются, как неотъемлемая часть России, рассказывается о том, как это произошло, даются патриотические установки.
С сентября 2024 года во все российские неисторические вузы был направлен в электронном виде новый учебник истории России. Учебник «охватывает такие вехи, как образование государства Русь, принятие Русью христианства, формирование Золотой Орды, Смутное время, освоение Сибири, реформы Петра I, Россия в Первой мировой войне. В нем есть глава, посвященная Великой Отечественной войне. Внешнеполитическим событиям 2014-2022 годов и специальной военной операции посвящен последний параграф учебника. В нем рассматриваются в том числе цели и задачи СВО, история вхождения ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей в состав РФ. Помимо этого, на страницах учебника отражены взрыв трубопровода «Северный поток — 2» в сентябре 2022 года и теракт в «Крокус сити холле» в марте 2024 года.»
Беда заключается в том, что учебник написан с позиций, что есть отдельная Российская цивилизация. Какое отношение жители новых территорий имеют к Российской цивилизации, насчитывающей только три десятка лет отроду, авторы не объясняют. Причем это не оговорка, а принципиальная установка отрицания Русской цивилизации, общей для всех русских, живущих в России и в русских областях Украины. Антинацистский идеологический эффект от такого рода учебника истории будет крайне невелик
Помимо собственно идеологии и вероучений, к инструментам социального влияния на людей, как мы отмечали, относятся символика, церемонии, галерея героев, календарь праздников, язык и литература.
Нацистская символика на новых территориях была сразу удалена из публичного пространства в соответствии с действующим российским законодательством.
Но что делать с украинской символикой было неясно. Флаг Украины перестали вывешивать в общественных местах, гимн перестали исполнять публично на мероприятиях. В частной жизни ни флаг, ни герб Украины использовать не запрещено.
Гербы-трезубцы где-то сбили на новых территориях с фронтонов административных зданий, где-то нет.
Украинская символика сейчас не определяется российским законом, как нацистская, поскольку украинская нация не была признана судом нацисткой. Однако именно эта символика освещала фашистские, а затем нацистские порядки на Украине, служила для мобилизации масс на этноцид и геноцид русских. Она осеняла действия нацистских боевиков в войне с Россией. Эта символика должна быть запрещена российским законодателем.
Борьба с нацистской символикой не столь проста, как кажется с первого взгляда. Она, например, касается топографических названий, памятников.
Киевский режим после февраля 2014 года проводил на подконтрольных ему территориях тотальную десоветизацию, которая выражалась, в то числе в переименовании улиц и городов, сносе памятников советским деятелям. Эти действия киевских властей имели цель разрушить символы советской нации, в рамках которой мирно сосуществовали украинский и русский народ.
После освобождения от украинских нацистов оккупированных ими русских областей новые власти стали восстанавливать советские названия городов и улиц, советские памятники. Мотивация этих действий совершенно понятна – тяга к восстановлению былого народного единства. Однако зачастую жертвами ресоветизации становятся старые русские топографические названия, которые были утрачены в период украинизации в советский период или в период сразу после распада СССР.
Например, русский горд Бахмут был основан, как крепость еще в середине XVII века. В 1924 году город был переименован в Артёмовск в честь советского государственного деятеля Ф. Сергеева ( псевдоним Артём). В феврале 2016 года Верховная рада Украины, в запале десоветизации переименовал его в Бахмут не обратив внимания на то, что это русское топографическое название.
Глава ДНР Пушилин в мае 2023 года заявил, что город после освобождения от украинских нацистов будет называться Артемовском, поскольку в республике принят закон о возвращении всех топографических названий, которые были изменены после победы Майдана.
Таким образом произошел акт ресоветизации, хотя нужен был акт русификации названия города.
Другой схожий случай. В июле 2022 года в освобожденном от азовских нацистов городе Мариуполь восстановили памятник В.Ленину, снесенный бандеровцами. Правильно отрицая идеи и символику нацизма, новые городские власти стали восстанавливать старую советскую символику, а вместе с ней и советскую нацию. Российская нация в данном случает вообще не рассматривалась, как нормативный образец.
Позже в Мариуполе, напротив одной из школ был установлен памятник Герою России и Герою ДНР, генералу Владимиру Фролову, павшему при освобождении города. Это символическое действие имело большое значение, поскольку показывало, что в новой галерее героев есть место не только советским (В.Ленин) но и русским героям.
Памятник Владимир Ленину при это остался стоять в Мариуполе на более почетном месте – на центральной городской площади. Это несмотря на то, что вождь мирового пролетариата сделал исключительно много для формирования украинского народа и поставил его на территории Украины на более высокие социальные позиции, чем русский народ, положил начало принудительной украинизации русских в 20-е-30-е годы ХХ века.
Установление памятника В.Фролову есть символическое действие по созданию галереи русских героев новых территорий. В нее уже вошли Александр Бородай, Александр Захарченко, Артем и Владимир Жога, Ольга Качура (Корса), Арсен Павлов, Михаил Толстых, Валерий Болотов, Сергей Суровкин. Они награждены званиями герой республики, в их честь названы улицы, площади, школы на новых территориях. Эта галерея героев успешно вытеснила бандеровский пантеон, который упорно навязывал населению страны Киев. Местная галерея героев дополняет общероссийскую галерею героев.
На новых российских территориях сложилась и своя система праздников: День воссоединения Крыма – 18 марта, День провозглашения ДНР – 7 апреля, День провозглашения ЛНР – 27 апреля, День принятия в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области – 30 сентября. Все новые территории имеют свою символику – флаг, герб, гимн. Использование этой местной символики, да еще в рамках разработанных церемоний, — это действенные инструменты денацификации. Это при условии, что используется общероссийская символика.
В этой системе символов и церемоний свое значение имеет и то, что Рождество на новых территориях отмечается опять по старому стилю – 7 января. Также, как то, что преподавание в школах ведется на русском языке, а библиотеки наполняются русскими книгами, идет теле- и радиовещание на русском языке.
Процесс денацификации новых территорий займет длительное время. Важно, чтобы были применены правильные социальные технологии.