Одной из актуальнейших проблем для российских обществоведов является обоснование выбора путей и методов денацификации украинской нации. В предыдущей статье мы поделились своими размышлениями по поводу возможностей преследования украинских нацистских правящих элит с помощью российских правовых инструментов.
В данном материале мы хотели бы поделиться нашим видением проблемы демонтажа политических институтов, которые обеспечивают реализацию власти этих элит. Эта проблема достаточно сложна и мы рассмотрим здесь только опыт демонтажа украинских нацистских организаций и партий, который осуществляется на основании российского законодательства. Третья статья будет посвящена проблемам демонтажа нацистского государственного аппарата.
Вот как в настоящее время выглядит процесс демонтажа украинских нацистских организаций.
В ноябре 2014 г. Верховный суд РФ признал экстремистскими и запретил деятельность на территории РФ организаций «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. С.Бандеры» и «Братство».
В апреле 2016 г. Верховный суд Республики Крым признал экстремистским и запретил деятельность на территории РФ общественного объединения «Меджлис крымскотатарского народа».
В сентябре 2022 г. Верховный суд РФ, по запросу прокуратуры, признал экстремистскими и запретил деятельность на территории РФ трех украинских организаций: общественную организацию «СИЧ-С14», националистическое объединение «Добровольческое движение Организации украинских националистов» и группировку «Черный комитет».
Во всех трех рассматриваемых случаях суды опирались в своих решениях на нормы ст 282.2 УК РФ — Организация деятельности экстремистской организации.
Понятие экстремизм при этом определял закон «О противодействии экстремистской деятельности».
По этому закону экстремизмом является:
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности РФ;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Все перечисленные составы преступления относятся к деятельности экстремистских организаций на территории РФ. Против членов экстремистских организаций, которые действуют за рубежом, в том числе на территории Украины, положения закона в настоящее время не применимы.
В сентябре 2016 г. СК РФ возбудил уголовные дела против руководителей Правый сектор Дмитрия Яроша, Андрея Тарасенко, Андрея Стемпицкого и других членов организации по подозрению в экстремизме. реально привлечь их к ответственности не удалось, поскольку Украина отказалась их выдать России.
Необходимо внесение соответствующих изменений в УК РФ – причисление преступления «экстремизм» к особо тяжким преступлениям и предоставление возможности правоохранительным органам РФ преследовать за эту деятельность виновных за пределами России. В том числе преследования за принадлежность к экстремистским организациям
Перспективы преследования членов экстремистских организаций на территории Украины, если она подпишет мирный договор с Россией с обязательством провести денацификацию собственными силами крайне туманны.
Основанием для присвоения экстремистской деятельности статуса особо тяжкое преступление и преследования за его совершение за пределами России является выделение в ее составе и отдельное прописывание в статьях УК РФ преступления «призывы к установлению нацистских порядков» и преступения «установление нацистских порядков».
Призывы к установлению нацистских порядков сейчас прописывается в Законе об экстремизме, как «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни» и «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии».
Собственно установление нацистских порядков в Законе об экстремистской деятельности описывается крайне невнятно, как «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.» и как «воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения».
Кража или подделка избирательных бюллетеней или отказ от продажи в магазине товаров русским (лицам кавказской национальности) с угрозой стукнуть их палкой есть экстремизм, но ни в коем случае не формирование нацистской нации. А вот снос экстремистской организацией памятника А.Пушкина — это не столько причинение морального ущерба русскому народу, сколько материализация общественного отношения, при котором русские — «низшая» раса.
Определение преступление «нацизм», по нашему мнению, должно звучать в норме закона следующим образом: «Установление общественных порядков, при которых общество насильно делится на «высшую» и «низшую» группу на основании расовой или этнической принадлежности, их признаков в форме языка, культуры, религии и прочих признаков, осуществление в рамках этого деления ограничений, преследования, эксплуатации, физическое уничтожение членов «низшей» группы».
Теоретически точным «осуществление ограничений, преследование и эксплуатация членами «высшей» группы членов «низшей» группы представляет собой этноцид, а «осуществление физического уничтожения членами «высшей» группы членов «низшей» группы определяется, как геноцид.
При принятии российским законодателем нормы закона, наказывающей этноцид можно будет преследовать тех персон, кто принимал и исполнял законы запрещающие или ограничивающие употребление русского языка, обучение на нем в школах и университетах, публикацию русских СМИ и книг, запрет УПЦ МП, снос памятников А.Пушкину и Екатерине II.
Причисление этноцида к особо тяжким преступлениям даст возможность российским законодателям преследовать преступников за пределами национальных границ.
Совершение преступления «геноцид» дает такую возможность уже сейчас, по ст. 357 УК РФ.
В августе 2022 г. Верховный суд РФ удовлетворил иск Генпрокуратуры о признании украинского полка «Азов» террористической организацией и запрете ее деятельности в РФ.
В 2023 г., по решению российских судов были признаны террористическими и запрещены на территории России Украинское военизированное объединение Легион «Свобода России» (другое используемое наименование «Легион Свобода России», сообщество «Айдар», организация «Русский добровольческий корпус», организация «Днепр-1».
Члены террористических организаций по российским законам могут преследоваться за пределами страны и можно требовать их выдачу другими странами. Основанием для этого служит статья 361 УК РФ. «Акт международного терроризма». Она действует в том случае, когда вне пределов территории РФ совершаются действия, подвергающие опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов РФ, а также угроза совершения указанных действий. Под эту статью подпадает также финансирование этих действий, вовлечение в них других лиц, их вооружение.
Проблема возникает в том случае, когда преступление терроризм совершается против членов русского народа на Украине за пределами территории ведения боевых действий. Очевидно, в этом случае преследование преступников должно идти по статье совершение преступления геноцид членами террористических организаций.
Под определение геноцид подходят массовые убийства, они, как правило, осуществляются не одиночками, а членами организаций, деятельность которых мы рассматриваем.
Например, убийство писателя Олеся Бузина, по данным украинской стороны, было осуществлено Андреем Медведко — членом общества «Свобода», Денисом Полищуком, баллотировавшимся в Верховную раду от общества «УНА» и Евгением Карасем — членом общества «С-14». Налицо организованная террористическая группа. Убийство было совершено по причинам расовой ненависти к русским. Украинский суд, под бременем неопровержимых доказательств не ангажированного следствия, принял тактику затягивания процесса и на конец 2024 г. процесс практически не продвинулся.
Привлечь потенциальных убийц О.Бузина по статье геноцид российская сторона не может, поскольку против них на Украине уже идет судебный процесс. А привлечь за террористическую деятельность в рамках идентифицированных террористических организаций может. А таких жертв геноцида русских внутри Украины сотни и тысячи.
Убитыми террористами следует считать тех русских активистов, кто был задержан СБУ без судебного решения и погиб от пыток или умер в украинских тюрьмах и лагерях, куда попали по политически ангажированным судебным решениям.
Демонтаж украинских нацистских партий осуществляется в настоящее время следующим образом.
В 2015 г. в России депутаты Государственной Думы хотели признать экстремистской украинскую партию «Свобода».
Однако такое решение прокуратурой и судебными органами не было принято. По нашему мнению, это не произошло, поскольку российское законодательство не предполагает запрета иностранных партий, да еще легально действующих в рамках своей национальной юрисдикции.
В 2016 г. решение о запрете «Свободы» и Радикальной партии Олега Ляшко приняло руководство ДНР. Как сообщают СМИ: «Судебными решениями были признаны экстремистскими 45 организаций, в том числе это организации «Азов», «Айдар», «Украинская национальная ассамблея», «Украинская народная самооборона», всеукраинское общество «Свобода», «Правый сектор», Радикальная партия Олега Ляшко, «Исламское государство». Деятельность этих организаций была запрещена на территории Донецкой народной республики».
Напомним, что на момент принятия этого решения ДНР не входила в состав Российской Федерации. После вхождения ДНР в состав РФ положение о запрете двух упомянутых украинских партий в отношении остальной части страны в силу не вступили.
Как мы отметили выше, принятие правящими партиями в Верховной раде Украины законов о запрете употребления русского языка, запрете обучения детей на русском языке, запрете ПЦУ МП не квалифицируется по российским законам, как преступление, за которое может быть осуществлено преследование российскими правоохранительными органами. Тем более по российскому законодательству не считается преступлением действия украинских чиновников по осуществлению этноцида русского населения
Прореха в российском законодательстве была столь велика, что ЛДПР внесла в апреле 2022 г. в Госдуму законопроект о признании действия украинских законодательных и исполнительных властей геноцидом русского народа.
Однако руководство Госдумы этот законопроект не передало на рассмотрение депутатам. Оно приняло во внимание тот факт, что руководство Украины в это время обратилось в Международный суд ООН с претензией к России в том, что она необоснованно обвиняет официальный Киев в геноциде русского народа на Донбассе.
Эта позиция резко ограничила возможности для демонтажа партий и других политических институтов, которые использовались украинскими нацистскими элитами для осуществления своего господства.
Скажем, вне юридических претензий остаются все партии правящих коалиций в Верховной раде после переворота февраля 2014 г.: коалиция Европейский выбор (февраль 2014 г. — июнь 2014 г) «Батькивщина», «Свобода», «УДАР», Экономического развития», «Суверенной европейской Украины»; коалиции Европейская Украина (2014 г. -2019 г) Народный фронт, Блок Петра Порошенко, партия «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко, «Батькивщина»; партия Слуга народа с правами правящей коалиции (с 2019 г. по н.в.).
Руководители и члены этих партий лично не осуществляли экстремистских или террористических действий и по нынешнему российскому законодательству к уголовной ответственности привлечены быть не могут. Между тем, они принимали законы, которые вели к этноциду русского народа на Украине. Это еще раз подтверждает необходимость принятия статьи в УК РФ, которая бы описывала состав преступления этноцид и определяла наказание за него.
В УК РФ преступление этноцид косвенным образом определяется статьей 136 — «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Оно определяет что такое дискриминация: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».
Квалифицированные составы данного деяния Уголовным кодексом РФ не предусмотрены. Главное, что субьект преступления должно иметь статус российского должностного лица. На должностное лицо Украины действие данной нормы закона распространена быть не может.
Представляется, что в случае, если отдельной статьи о преступлении «этноцид» российский законодатель не вводит, то статья 136 УК должна быть дополнена составом, который позволяет ее применять за пределами России, в частности расширив понятие субъекта преступления на иностранных должностных лиц. В рассматриваемом нами контексте — на украинских должностных лиц. А объектом действия, соответственно, должны быть не только русские на территории России, но и русские на территории Украины. При этом следует понимать, что преступление «дискриминация» много сложнее отнести к особо тяжким преступлениям, чем преступление «этноцид».
Сформулированные нами предложения, несомненно, должны прорабатываться дальше правоведами. Нам важно зафиксировать проблемы и не допустить исключения преследования виновных в совершении преступления этноцид и геноцид в отношении русского народа Украины.
Такая опасность существует, как мы уже неоднократно упоминали публично, учитывая навязывание англосаксами своей модели наказания немецких нацистов в ходе Международного военного трибунала в Нюрнберге. Преступление геноцид, совершенное немецкими нацистами и их пособниками из числа советских народов, стало с 2019 г. фиксироваться российскими судами. Преступление этноцид против русских на Украине должно фиксироваться уже с 2024 г.