Доклад, представленный академиком С.Ю.Глазьевым на заседании Президиума Российской Академии наук.
Завершается смена технологических и мирохозяйственных укладов. Закрывается окно возможностей для технологического скачка отстающих стран, без совершения которого они останутся на периферии нового мирохозяйственного уклада.
Нано-, биоинженерные, информационно-коммуникационные, аддитивные и цифровые технологии, составляющие ядро нового технологического уклада, вышли в фазу роста, обеспечивая подъем экономики передовых стран на новой длинной волне Кондратьева.
Россия втягивается в ловушку догоняющего развития, обрекающую на хроническое технологическое отставание и неэквивалентный внешнеэкономический обмен. Чтобы вырваться из нее, необходимо незамедлительно приступать к реализации разработанной Научным советом РАН по интеграции и устойчивому развитию Стратегии опережающего развития, включающей:
— концентрацию ресурсов в ключевых производствах нового технологического уклада, рост которых составляет, в среднем, 35% в год;
— динамическое наверстывание технологического отставания в отраслях с высоким научно-техническим потенциалом, предусматривающее увеличение выпуска наукоемкой продукции с темпом от 10 до 50% в год;
— углубление переработки сырьевых товаров, способное обеспечить кратный рост добавленной стоимости;
— догоняющее развитие посредством импорта технологий в неконкурентоспособных отраслях;
— всемерное стимулирование инновационной активности.
С учетом имеющихся производственных мощностей и научно-технологического потенциала, реализация этой стратегии позволит выйти на 8%ый ежегодный прирост ВВП при условии прироста инвестиций в основной капитал не ниже 16% в год.
Продолжающийся значительный вывоз капитала свидетельствует о наличии таких возможностей.
В рамках проводимой макроэкономической политики реализовать стратегию опережающего развития невозможно. Строго придерживаясь рекомендаций Вашингтонских финансовых организаций, Банк России загоняет экономику в порочный круг деградации: повышение ключевой ставки влечет сокращение кредитования инвестиций, следствием чего становится технологическое отставание и снижение конкурентоспособности экономики, которое компенсируется периодическими девальвациями рубля, вызывающими всплески инфляции. Бесконечное движение по этому кругу обрекает Россию на хроническую стагфляцию и нарастающее отставание от других стран, масштабный вывоз капитала и утечку умов, разрушение научно-технического потенциала.
Достижение долгосрочной макроэкономической стабильности с удержанием инфляции на целевом уровне обеспечит только поступательный научно-технический прогресс за счет повышения эффективности и увеличения объемов выпуска конкурентоспособной продукции.
Реализация стратегии опережающего развития позволит этого добиться путем резкого наращивания инвестиций в перспективных направлениях развития экономики, которые обеспечат рост выпуска продукции и доходов, сопровождающийся повышением конечного спроса, сбережений и инвестиций.
Для вывода экономики на круг расширенного воспроизводства и экономического процветания необходимо:
1. Центральному банку развернуть низкопроцентные специальные инструменты рефинансирования коммерческих банков и институтов развития под инвестиционные проекты, реализующие национальные проекты и государственные программы;
2. Прекратить привлечение средств коммерческих банков на депозиты и в облигации ЦБ;
3. Подключить контролируемые государством банки к реализации национальных проектов и государственных программ, оценивая деятельность их руководства по показателю кредитования наращивания производства и инвестиций в основной капитал платежеспособными заемщиками;
4. Стабилизировать обменный курс рубля посредством введения разрешительного порядка вывоза капитала и восстановления обязательной продажи валютной выручки экспортерами сырьевых товаров на Московской бирже.
5. Восстановить экспортные пошлины на вывоз углеводородов и других сырьевых товаров как инструмент изъятия природной ренты в доход федерального бюджета и стабилизации внутренних цен на биржевые товары на благоприятном для роста обрабатывающих производств уровне; за счет дополнительных доходов увеличить расходы на финансирование науки, образования и здравоохранения.
Реализация этих мер позволит вернуть в производственную сферу 12-15 трлн. рублей ежегодно, удерживаемых Банком России и вывозимых за рубеж. Неинфляционный потенциал наращивания целевого кредитования определяется возможностями загрузки производственных мощностей, резервами повышения производительности труда и занятости, а также возможностями имеющегося научно-технического потенциала.
В настоящее время они составляют, соответственно: 30%, 25%, 50%. Таким образом, потенциал прироста выпуска составляет не менее 25%, а не 1,5%, как утверждает ЦБ.
Разумеется, речь идет о постепенном наращивании выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом. С учетом потенциала импортозамещения, до 80% прироста конечного спроса может быть обеспечено приростом выпуска отечественных товаров; остальная часть укладывается в положительное сальдо торгового баланса.
Специальные инструменты рефинансирования должны использоваться для реализации национальных проектов и государственных программ в соответствии с документами стратегического планирования, а также многосторонних инвестиционных соглашений, заключаемых органами исполнительной власти с хозяйствующими субъектами. Банковская система должна стать полноценным участником процесса стратегического планирования и нести ответственность за финансирование небюджетной части государственных программ и проектов, а также обеспечивать кредитование многосторонних инвестиционных соглашений. Для контроля за целевым использованием централизованно генерируемых кредитов могут использоваться современные цифровые технологии. Цифровой рубль должен работать не только в депозитных, но, прежде всего, в кредитных и внешнеторговых операциях.
Достигнутый в прошлом году 7,5%-ный прирост производства в обрабатывающей промышленности, в том числе в высокотехнологических отраслях на 20-30% при опережающем росте инвестиций, а также в промышленных регионах на 10-30% подтверждает достижимость целевых ориентиров Стратегии опережающего развития.
При переходе к политике финансового форсажа, реализованной странами, совершавшими рывок в экономическом развитии, темпы прироста инвестиций и ВВП могут быть еще выше.
Реализация Стратегии опережающего развития создаст предпосылки для вхождения России в ядро нового мирохозяйственного уклада, формирующегося в Восточной и Южной Азии. Для этого необходимо, по примеру Китая и Индии, обеспечить эффективное сочетание стратегического планирования и рыночной конкуренции, государственного контроля за денежным обращением и частного предпринимательства, поддерживая благоприятную для наращивания инвестиций макроэкономическую среду и регулируя предпринимательскую деятельность в целях повышения общественного благосостояния. Соответственно должны измениться и цели макроэкономической политики. В отличие от Вашингтонского консенсуса, навязываемого МВФ в интересах американо-европейского капитала, макроэкономическая политика стран ядра нового мирохозяйственного уклада нацелена на рост общественного благосостояния, наращивание инвестиций, повышение конкурентоспособности национальной экономики, что требует проведения активной промышленной, научно-технической, социальной политики.
Во внешнеэкономическом преломлении Стратегия опережающего развития предусматривает выполнение президентского проекта создания Большого Евразийского партнерства на основе сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь». В его основу должны быть положены принципы взаимовыгодности, добровольности, справедливости, прозрачности, соблюдения национального суверенитета.
В новом мирохозяйственном укладе основой международного сотрудничества являются совместные инвестиции. Для вхождении в его ядро нужно располагать внутренними механизмами наращивания кредитования международных программ и проектов, реализуя свои конкурентные преимущества. В сложившихся условиях это кредитование должно вестись в национальных валютах, в связи с чем Россия могла бы выступить инициатором создания соответствующей международной валютно-финансовой системы. Ее элементом могло бы стать введение налога на трансграничные спекулятивные операции, совершаемые в долларах, евро и фунтах в целях извлечения сверхприбылей на дестабилизации национальных валютно-финансовых систем.
Переход на национальные валюты в ЕАЭС и в торговле с КНР и Индией следует дополнить созданием многосторонней системы платежей и расчетов в национальных валютах, предложив соответствующие инструменты для стран БРИКС и ШОС. В ближайшей перспективе Россия могла бы предложить заинтересованным странам заключить международный договор об использовании новой международной цифровой расчетной валюты, эмитируемой под корзины национальных валют и биржевых товаров, производимых и потребляемых в этих странах.
Математическая модель обращения такой валюты демонстрирует ее высокую устойчивость и удобство для ценообразования на мировом рынке. Прозрачные и справедливые правила ее эмиссии и обращения на распределенной цифровой платформе исключают какие-либо злоупотребления, включая использование санкций.
Наряду с переходом к новой международной валютно-финансовой системе, Россия могла бы инициировать подписание международной конвенции по кибербезопасности, предусматривающей введение эмбарго на импорт информационно-коммуникационных технологий из стран, использующих их для терроризма и шпионажа. Еще одним элементом системы безопасности нового мирохозяйственного уклада должен стать всеобъемлющий контроль за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического оружия с введением жестких мер пограничного контроля в отношении стран, отказывающихся подписать соглашение о мерах по ее исполнению.
Составной частью международной архитектуры нового мирохозяйственного уклада является формирование глобальной системы экологического регулирования. В отличие от расходящейся с интересами развивающихся стран климатической повестки, которая не имеет научного обоснования, Россия могла бы предложить создание глобальной системы платежей за загрязнение окружающей среды исходя из затрат на восстановление ее ассимиляционного потенциала с целевым использованием собираемых средств на проведение экологических мероприятий через многоуровневую систему экологических фондов.
Начинается новый вековой системный цикл накопления капитала, центр мировой экономики переместился в Азию.
Спровоцированная в целях удержания глобальной гегемонии властно-финансовой элитой США мировая гибридная война лишь ускоряет этот процесс, усиливая Китай и Индию, которые формируют биполярное ядро нового мирохозяйственного уклада. Россия и ЕАЭС могут стать частью этого ядра, реализуя охарактеризованную выше Стратегию опережающего развития и опираясь на традиционные ценности народов Евразии.