Почему мы взываем к власти
Александр Нотин
«Пусть верующие составляют малую часть населения, но это самые светлые, умные, добрые, пассионарные люди России. Это закваска, которая обладает огромной преобразующей силой, потому что через неё поступает в мир Божественная благодать. И этой закваски в России больше, чем в любом другом месте земного шара. В молитвах, трудах и битвах верующие соединяются с Богом, Который непобедим. Поэтому в России формируется будущая победа над силами зла, и она уже не за горами», — доказывает, вопреки пессимистическим прогнозам, руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа», писатель и публицист Александр Иванович НОТИН.
«Прививки» против хаоса
На традиционной встрече в зале собраний Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с вооружёнными силами проходила презентация новых книг разных авторов. Самым бурным оказалось обсуждение романа Александра Ивановича Нотина «Исход» (Изд. 2-е. — Кислород, 2013). Ведь автор пытается решить тяжелейшую проблему наших дней, с которой сталкивается каждый человек и всё человечество. И он уже добился в этом деле определённых успехов, что позволяет и нам надеяться на лучшее.
«Никогда себя не чувствовал писателем, — признался Александр Иванович, — и хорошо понимаю обращение Чехова к молодым авторам: «Если можешь не писать, не пиши». Я могу не писать, честно вам скажу. С другой стороны, ей-богу, накипело. Поэтому я не послушался Чехова».
«Не чувствующий себя писателем» Александр Нотин рассказал в свой книге о самом главном — как спастись в катастрофе, которую старательно нагнетают в России её внешние и внутренние враги. Есть понимание, что эта наклонная плоскость, которую для нас построили и по которой мы катимся, она ведь небесконечная. Россия по ней сползает, быть может, медленнее, чем хотели бы западные «партнёры». Но если так будет продолжаться и дальше, ситуация может резко измениться к худшему. В истории было много примеров, когда так происходило — неожиданно и драматично, ломая и калеча судьбы миллионов людей.
«Картины этого будущего начали вспыхивать в моём сознании где-то с 2008 года, — рассказывает автор. — Я начал публиковать эти зарисовки в журнале «Шестое чувство», а потом из них была собрана книжка, которая называется «Исход». Там представлена перспектива примерно на середину двадцатых годов этого столетия. Там описана не революция. Там описан хаос. И мы уже видим, что сейчас по каким-то фрагментам этот хаос, увы, начинает возникать».
Действительно, в книге описано состояние «ни войны, ни мира», которое постепенно перерастает в состояние «войны всех против всех». Мы с ужасом предчувствуем такое развитие событий. Вот как видит их лет этак через десять Александр Нотин:
«Беда нагрянула в двадцатых годах двадцать первого века. После столетия относительной устойчивости планета погрузилась в хаос. Вспыхнувшие повсеместно раздоры и беспорядки по масштабам и чудовищным своим последствиям превзошли все прежние войны и катаклизмы, вместе взятые. Ни один регион или мало-мальски обитаемый уголок планеты не избежал общей горестной участи. У хаоса не имелось ни границ, ни линии фронта, ни правил ведения войны, ни явных противоборствующих сторон. Не было даже чётких заявленных целей. Словом, ничего, что укладывалось бы в устоявшиеся представления о порядке. Все против всех. Будто чья-то незримая и злая рука намеренно смешала и спутала былые программы. Будто раскалённая магма, веками копившая ярость под спудом государственного насилия, неодолимым огненным потоком изверглась на поверхность, сметая государственные идеологии, хозяйственные устои, культурные формы, международные отношения, глобальные институты. Будто само провидение предъявило падшему человечеству счёт за ранее совершённые злодеяния, как бы… переломило ось, на которой держалась мировая стабильность со всей её атрибутикой. Каркас мироздания рухнул. Бунт и эпидемии, глады и моры повсюду, по поводу и без, где их ждали и где нет, поразили мир. Словом, весь род людской покрылся сыпью и язвами не известной доселе болезни. Наступил час возмездия, час суда Божия…»
Казалось бы, можно только сожалеть о том, что футурологические наброски известного публициста Александра Нотина часто сбываются: не дай Бог нам такого будущего, какое он предрёк в своей книге. Но нас может утешить то, что там написано в отношении России: катастрофа в ней происходит гораздо «мягче», чем на Западе. Потому что Россия имеет как бы «прививки» от таких катаклизмов. Главная «прививка» — это наша непритязательность, потому что мы никогда хорошо не жили, а в последнее время не успели привыкнуть к так называемому либеральному процветанию. Ещё одна «прививка» — это невероятное терпение русского народа, потому что он свою цивилизацию формировал в жёстких климатических и пространственных условиях.
С другой стороны, стабильность, которую мы сейчас наблюдаем, довольно-таки шаткая: это проявилось недавно в московском Бирюлёве. Сегодня она есть — завтра её нет. Стабильность может купироваться, а может растекаться. А условий для её «растекания» сколько угодно.
Александр Иванович — бывший советник вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, который в своё время курировал всё городское хозяйство. Работая в этом качестве, Нотин как никто другой ощутил чрезвычайную уязвимость, хрупкость мегаполиса. Только чудо уберегало его от больших потрясений. И это — на рубеже столетий, когда городская инфраструктура была изношена ещё гораздо меньше, чем сейчас, а в руководстве города оставались прекрасные специалисты и организаторы советской закалки. Что же говорить о нашем времени, точнее — безвременье?
«Мы видим повсюду чудовищное воровство плюс некомпетентность, — отвечает Александр Нотин. — Элита нынешняя деградирует в полном соответствии с «законами Паркинсона» (чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников; чиновники создают друг другу работу и так далее) и… нашей российской дурости. Плюс элита как никогда равнодушна к судьбе своего народа, в части её зреют зёрна измены. Иначе, наверное, и быть не может, если правящий класс заражён вирусами чуждых, генетически чрезвычайно несвойственных нам либеральных «ценностей» — гедонизма, потребительства и нигилизма. Тем самым он сам отторгает себя от национальной почвы».
Каковы причины столь плачевного состояния российской элиты и всего общества? Александр Нотин считает, что в течение четверти века мы были поставлены в условия, когда русский генотип был лишён космизма, высоких идей и устремлений. Когда пропала высокая цель вместе с идеологией, прямо запрещённой новой Конституцией. Это чрезвычайно страшно для нашего генотипа, потому что у него всегда было государственное, централизованное, вселенское мироощущение.
Мы ощущаем мир через государство. Государство — это самоценность, это сакральность, это смысл, потому что у нас нет горизонтальных, родовых, тейповых, клановых и прочих восточных, как говорил Леонтьев, «кровяных связей». Нет у нас и европейской вертикальной «генеалогической родоприемственности». Русская семья не чувствует свой корень на несколько столетий в глубь времён. Нас постоянно корёжили и сотрясали разрывы, исторические разломы. Они разрушали связи — и горизонтальные, и вертикальные. В результате центральным оселком русского этноса промыслительно стало государство.
Фигура, возглавляющая эту государственную пирамиду, какой бы сомнительной она ни была (как сейчас), сакральна. В этом объяснение неизменной устойчивости рейтинга Путина. Такая фигура в глазах народа священна, и неважно, как она именуется: царь, генеральный секретарь, президент. Потому что именно эта фигура — а не родовая горизонталь или вертикаль — образует целостность государства, она её обеспечивает.
Наши предки сотни лет шли на подвиги и жертвы «за веру, Царя и Отечество». Это было главным смыслом в их жизни. Вера православная, собравшая под своё крыло сотню народов (у нас, кстати, не было ни одной религиозной войны), Царь как объединительная фигура — Самодержец, и Отечество как начало, удерживающее и оберегающее эти пространства и народы.
Псково-печерский старец Николай Гурьянов, уходя из жизни в 2002 году, предрёк, что будут засухи и пожары (так и произошло в 2010-2012 годах), а потом придёт Царь… Правда, он не сказал, какой царь — то ли православный, то ли антихрист, то ли ещё какой-то. И эти пророчества уже начали сбываться.
«Платформа, на которой стоит наше государство, сейчас очень неустойчива, — подчеркнул оратор. — Ослаблены узы доверия между низами и верхами, истощена экономическая инфраструктура, чрезвычайно высока зависимость от внешних факторов, которые нами, по сути, не контролируются. Поэтому российские мегаполисы сейчас крайне уязвимы. Чья-то злая воля за последние четверть века уничтожила двадцать тысяч русских сёл и деревень и фактически загнала аграрное население в и без того уже переполненные города. Кому это нужно? Или, лучше спросить, кому это выгодно?»
Александр Нотин не сторонник теории заговоров, хотя и допускает их вероятность. Просто понимание истории у православных людей иное — сугубо промыслительное. Они убеждены, что управляют историей не люди, а три воли — человеческая, Божья и демоническая. Так вот взаимодействие свободной воли человека, падшей воли демонов и благой воли Божьей, сложнейшее переплетение этих видов воли, из коих Божья главенствующая, и даёт ход истории.
Поэтому книга «Исход» — это, по мнению автора, не литературный труд, хотя она и имеет литературную обработку. Это, как он говорит, «функциональная вещь» — попытка помочь читателям мобилизовать свою человеческую волю на служение Богу и противодействие демонам. Попытка показать молодёжи, что православная вера — это не просто иконка в углу, не свечечка, не воспоминание о какой-то далёкой древности, не элемент культуры, — это образ жизни, образ мыслей, образ служения.
Александр Иванович убеждён: в наши «последние дни» человек может выжить и остаться человеком только на основе духовности. Такого напряжения духовной жизни, такого разнообразного, напористого, наглого, бесстыжего глумления над человеческой природой раньше никогда не было. Это самый высокий за все времена уровень нигилизма и сатанизма. Бывали, конечно, и раньше подобные всплески, например при падении Римской империи. Однако такого, как сейчас, не было, потому что включились ещё научно-технические факторы. Но высшему уровню нигилизма может достойно противостоять только высший же уровень духовности. Ведь нигилизм — это тоже духовность, только с отрицательным знаком, это тёмная, демоническая духовность.
Поэтому спасти нашу молодёжь никакими формальными стандартами образования невозможно. Спасать её надо, внося в образование и воспитание элементы практической, святоотеческой аскетики. Сегодня это уже не гипотеза, а суровая реальность. Где-то прописью, вторым планом эта тема прослеживается и в книге «Исход».
Даже в хаосе образуются «анклавы порядка»: люди всё равно стремятся к организованному взаимодействию. К примеру, в «Исходе» выписан анклав, состоящий из полугосударственных криминализованных бандитских структур, сложившихся на базе бывших МЧС, МВД и других «силовиков». Показана и судьба государственной власти, оказавшейся в условиях хаоса самым слабым звеном: она в панике оставляет Кремль, бросает поле боя и бежит куда-то за Урал. Есть ещё один анклав, и ему автор уделяет ключевое внимание. Это православный укрепрайон: здесь православные люди собираются под давлением хаоса.
— Сейчас мы уже воочию наблюдаем вы зревание чего-то подобного, — с грустью говорит Александр Нотин. — У Путина есть два варианта дальнейшего развития событий: первый — революция, то есть хаос. Система управления больна давно, глубоко, системно. Сколько у неё в запасе времени — год, пять лет? Ясно, что без серьёзного, столь же системного лечения кризис неизбежен, и он не за горами. От конкретных шагов власти будет зависеть, по какому сценарию он пойдёт — мягкому или жёсткому. Но бездействие и упование на «авось пронесёт!» хуже всего.
— Это что — значит, всё начинается? Выплёскивается наружу и «все против всех»? Или пока ещё у режима есть шанс направить события в русло более или менее нормальное, мирное русло — без насилия и хаоса? — спросил я собеседника.
— Да, но для этого режим должен как бы переродиться, преобразиться, стать иным. Чтобы стать иным, совершенно не обязательно, чтобы либеральная элита пошла в храм и в одночасье вся причастилась. Один человек исторически призван решать в России — один, сакральный по должности. Вот пусть и решает!
— Если бы вы были президентом, то с чего бы начали?
— С кадров,разумеется.
— Где же вы их возьмёте?
— Да они уже есть — кадры служения, чести, совести, достоинства. Не все, кому «за державу обидно», верующие, но верующим стать таковыми проще. Потому что, например, к воровству верующий человек занимает самую непримиримую позицию. Как говорит Господь: если рука соблазняет тебя, отсеки её, лучше войти в Царство Небесное без руки, но с чистой душой. Если православный верующий профессионал (не путать с профессионально верующими, коих тоже в нашей Церкви хватает) приходит работать в Минфин, то он не сможет воровать. Но есть ещё две категории людей. Вторая — может не воровать, но если предложат много, то может и не устоять — это нравственный человек. Третья категория, которая не может не воровать: это те, которых сейчас недопустимо много развелось там, наверху.
Либеральная «элита» одним глазом смотрит на Запад, а другим в карман народа. Есть, конечно, и во власти достойные люди, но по большей части на низших её этажах. Коррумпированная «элита» не принимает в свой круг эти кадры. А если вдруг и пускает, то ставит перед выбором: либо ты будешь жить, как мы, либо мы тебя уничтожим. Это с одной стороны.
С другой — за двадцать пять лет «тотального отступления и убывания», под жутким прессом нигилизма (а может быть, и благодаря этому давлению) в стране возникла, возмужала и духовно закалилась новая, настоящая элита завтрашнего дня. Это десятки тысяч людей (я многих знаю, и вы многих знаете). В них произошли удивительные перемены. Эти люди многое передумали, пережили, перестрадали — и сейчас они готовы служить Отечеству. Таких людей (и себя в их числе) я называю «блудными сынами перестройки». Они действительно, правда, каждый на свой лад повторяют судьбу евангельского блудного сына, павшего до скотства, а потом покаянно вернувшегося к Отцу. Это целая резервная армия. Она есть. Теперь вопрос только в том, будет ли она востребована, призвана и мобилизована, или ей останется дожидаться «силового» разрешения этого кризиса, чтобы уже там сыграть свою историческую роль. Именно этот, худший, вариант и описан в «Исходе».
…Итак — кратко о сюжете книги. Во время всеобщего хаоса начинают формироваться и быстро укрупняться некие «точки роста», места сбора православного люда. В нашем случае эту роль выполнила небольшая деревушка под Великими Луками, которая называется Казачий Дюк. Там ускоренно собираются беженцы, идёт строительство, укрепление, а в итоге возникает Псковско-Великолукский укрепрайон численностью… в пять миллионов человек. Школы, больницы, полиция, армия — всё как положено. Только на принципиально иных духовно-нравственных началах. Новый, Божий, мир с первых же дней вступает в очень сложные взаимоотношения с окружающим враждебным пространством.
Там есть свои герои — например генерал Армии обороны православной воин Антон Савин. Есть американец Крис, который случайно примкнул к общине и с тех пор служит ей верно. Сенька — бывший уголовник. Епископ Феогност, главарь бандитов Шпиль и ещё десятки участников этой драмы. Они придуманы автором, но взяты из жизни и выписаны как реальные люди, со своими судьбами. Все в той или иной мере постигают науку из наук — как выжить в этом жёстком мире и не потерять человеческий облик. И опытно убеждаются: только с помощью веры, с помощью Христа. Для них вера — это оружие на всякий час. Оружие наступления и обороны. Они призывают помощь Божию, и… получают её.
Сюжет книги так и построен — функционально, чтобы все желающие могли почувствовать и понять, как действует система самостояния во Христе: о чём думают люди, как они относятся друг к другу, как принимают решения, ведут борьбу. Сюжет выбран детективно-приключенческий: «просто для того, чтобы не скучно было читать».
Продолжения книги автор не обещает— по крайней мере в ближайшее время. «Просто потому, что слишком много времени занимает текущая работа в «Переправе». Хотя были замыслы о продолжении в двух книгах: «Архипелаг верных» и «Царь».
Но самое главное и удивительное, что Александр Иванович Нотин уже начал реальную подготовку к возможным грядущим катаклизмам. Подобно социалистам-утопистам, он не только предсказывает будущее, но и строит его сейчас. Правда, в отличие от иных представителей так называемой элиты строит не «персональный бункер», а поселения для братьев и единомышленников, которые намерены остаться на родной земле и встретить завтрашний день лицом к лицу, каким бы он ни оказался.
«У нас есть несколько хозяйств, которые начинают жить по этому алгоритму. Радует, что многие люди признают: эти точки сборки, точки роста должны быть созданы уже сейчас. Если вдруг грянет хаос, Москва окажется слишком уязвимой. Все мегаполисы уязвимы. И исход из них — это одновременно и трагедия, и очищение, и судьба».
Последняя утопия
Похоже, что Александр Нотин — последний утопист на Земле. Если его сценарий сбудется, то в итоге наступит обещанный пророками Конец Света, «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет, 3:10). Наступит «новый век», святые и праведники будут жить в прекрасном мире, где не нужны утопии, чтобы его совершенствовать.
Но если произойдёт чудо — руководство России услышит призыв Нотина, предотвратит катастрофу в России и поможет потушить пожар на Западе, то на земле наступит пусть и временный, но рай, о котором мечтали социалисты прошлого. Православные аграрные поселения распространятся по Земле, очистят её, преобразят, сделают счастливой жизнь всех людей.
Вы, конечно, понимаете, уважаемые читатели, что после презентации книги «Исход», которая поднимает ключевые проблемы современности, я не мог не встретиться с её автором для подробной беседы. Ведь оттого, насколько будущее пойдёт по сценарию «Исхода», зависит судьба каждого из нас, судьба Отечества и всего человечества. Мы должны знать, насколько это возможно людям, Промысл Божий. Чтобы достойно подготовиться к любому варианту событий.
Через несколько дней после презентации я встретился с Александром Ивановичем Но-тиным в его офисе (он возглавляет движение «Переправа») и задал ему вопрос, волнующий многих читателей, изучивших его предыдущие интервью в нашей газете.
— Давно не было человека, который пишет художественное произведение как утопию, которую он одновременно воплощает в жизнь вместе со своими единомышленниками. Ваши аграрные поселения — это, по сути, плацдармы для исхода из мегаполисов православных людей во время хаоса, который нам, похоже, старательно готовят некие «мудрецы». Плацдармы в масштабах страны небольшие, но по этим образцам могут создаваться настоящие укрепрайоны подобные тому, что описаны в вашей книге «Исход».
Но, согласитесь, Александр Иванович, вы пытаетесь противостоять планам «Великого разрушителя», который несёт миру хаос и погибель, и поэтому должны быть уничтожены в первую очередь. А современные технологии позволяют разрушить любой укрепрайон за несколько минут. Например, в Афганистане все танки и прочую технику вместе с храбрыми воинами просто вдавили в землю вакуумными бомбами, которые по мощности сравнимы с атомными. Что вы можете сделать перед лицом такой угрозы?
— Во-первых, хаос в книге начинается с Запада. К нам он перетекает оттуда, а не наоборот. Так сейчас и происходит. Поэтому Запад не так уж неуязвим, как кажется. У них будет полно собственных забот, гораздо больше, чем у нас.
Во-вторых, наш враг не так уж силён: скорее, мы слабы. Он выглядит сильным только на фоне нашей слабости, пассивности, разобщённости. Это лишь кажется, что армии, войска, силовые структуры, правительство, суды всё решают. На самом деле это всего лишь вещество, которое перед Богом ничто. Одна-единственная душа человеческая, согласно Евангелию, значит больше, чем все богатства мира.
Почему немцы раз за разом вылетали на задание, но так и не смогли попасть в Пюхтицкий монастырь, где позднее подвязался наш будущий Патриарх Алексий Второй? Хотели попасть, но не могли, как ни старались это сделать. Почему? А никто не знает ответа. Ясно лишь то, что умом это постичь нельзя. То есть произошло чудо Божие. Так же и в грядущие скорбные дни Бог чудесным образом поможет, подскажет людям, которые искренне Ему служат.
Ошибочны и вредны представления о нашем противнике как о какой-то великой силе. Как сказал псалмопевец, это всего-навсего «прах, егоже возметает ветр от лица земли». Ибо носители зла и тьмы не имеют в себе Бога. Мы же, если будем с Богом, одолеем любого врага, и размеры его уже не будут иметь значения. Преподобный Марк Подвижник говорил так: «Если я с Богом, то нас уже большинство». Другое дело, что мы недостаточно открыты Богу, мешаем Ему свободно действовать в наших душах. Бог не до конца вернулся в русскую жизнь, и не по Своей вине.
Возвращаясь к вашему вопросу: укрепрайоны в книге находятся под прямой Божьей защитой и покровом. Для современного «цивилизованного» уха это звучит, возможно, немножко странно, но в незримой брани, идущей параллельно нашим земным перипетиям, у Бога нет врагов, а у демонов — союзников. У демонов есть только марионетки среди людей. Этих марионеток они ненавидят и «ищут погубить» точно так же, как и всех прочих «че-ловеков». Поэтому надо делать одно: очищать свою душу и призывать в неё Бога. А врага предоставим самому себе: он и без нашей помощи начнёт сам себя пожирать, лишь бы мы были сильны Богом.
Да, Россия в вещественном, рационально-материальном измерении потерпела поражение. И я считаю, что дискуссию по этому вопросу пора закрыть. Но в духовном плане война только начинается. И этот духовный план будет решающим. В сущности, об этом вся книжка.
— Похоже, что вы неплохо осведомлены, Александр Иванович. Начали заранее строить аграрные поселения, которые по большому счёту станут востребованными только через десять лет…
— Наши общины лишь в какой-то степени прообразы будущих православных укрепрайонов. На самом деле ни у кого из нас и в помине нет апокалиптического настроения. Никакой паники. Ну что ж, пусть пока наши «ростки» существуют как экологические деревни. В них мы заложим троекратный запас прочности, чтобы в случае чего они смогли принять наплыв людей.
Очень важно, чтобы аграрные поселения были именно православными, потому что мы знаем много сектантских поселений такого рода. И знаем, чем это чревато…
— Действительно, появилось много аграрных поселений, где насаждается язычество. Туда охотно едут молодые люди, которые словно спят и не видят, что только православие может их спасти. Почему они так слепы?
— Вера православная возрастает только под давлением. Если у человека всё хорошо, и в стране всё хорошо, то вера убывает. А если мощные и, казалось бы, непреодолимые скорби действуют, то она прибывает. Вообще Церковь расцветает в периоды гонений. А в периоды благополучия (как и сейчас) она начинает хиреть и убывать. Это компенсируется тем, что миряне начинают просыпаться.
— Просыпаются очень немногие. Огромное большинство продолжает спать, убаюканное оболванивающими СМИ, которые выполняют политический заказ.
— Свою лень, отсутствие пассионарности мы оправдываем помехами со стороны властей. А напрасно. Мы сами бездействуем и этим вызываем соответствующее поведение «верхов». Если бы Путин увидел в верующих профессионалах опору своей власти, что они его не предадут, не вонзят ему нож в спину, станут для него твердынью, он вёл бы себя иначе… Но пока президент не видит нас. Может быть, потому что мы слабы.
— Но Александр Иванович, вы однажды сказали, что хотите перетащить в аграрные поселения городскую инфраструктуру. Мол, горожане привыкли жить со всеми удобствами — им и на селе надо предоставить всё необходимое. Следовательно, вы переместите туда и компьютеры с Интернетом, а вместе с ними и весь разврат, который насаждают «ящики». Городские мальчишки днём и ночью играют в «стрелялки» или развлекаются порнографией, а девчонки сидят в «Вконтакте» в компании «готов», «эмо» и прочих сатанистов. Вы не боитесь, что поселенцы начнут предаваться тем же порокам, что и горожане, потому что жизнь со всеми удобствами даёт много свободного времени, которое заполняется суррогатами? Какой смысл перебираться в усадьбу, если дети станут так же развращаться и деградировать, то есть аграрные поселения будут обречены на вымирание?
— Проблема, конечно, очень реальная и страшная, спору нет. К сожалению, мегаполис сейчас максимально генерирует свою способность ожесточать и стравливать между собой людей, накапливать зло в различных формах, как пороховая бочка. Незримое духовное поле этой злобы и отчуждения (человек в нём чувствует себя бесконечно одиноким и беззащитным) достигло поистине апокалиптических значений.
Я отнюдь не прохожу мимо того факта, что в Москве действует огромное количество храмов, вокруг них формируются канклавы и очаги совсем иной, здоровой жизни, есть место святости. Но, если брать в целом, конечно, приходится признать: в современной «цивилизации» доминируют совсем другие начала — тёмные. К тому же город, любой город, даже небольшой провинциальный, — это всегда средоточие противоестественных рисков, угроз, вспышек острых конфликтов, технологических катастроф и т.п.
Поэтому, подводя черту, я бы сказал, что сам выход из города в любом виде — это уже положительное явление. Первые волны переселенцев будут долго очищаться оттого, что на них налипло в городах. Старшему поколению будет труднее и легче. Труднее, поскольку оно отвыкло от земли. Легче, ибо в нём жив советский духовно-нравственный стержень, а возрастные ограничения не позволили ему так сильно «приобщиться» к современным лукавым и искусительным изобретениям дьявола. Мы просто не успели «зависнуть» в Интернете… по крайней мере многие из нас. Мы имеем здесь некий иммунитет. Что же касается молодого поколения,то природа, конечно, очистит и его со временем.
— Почему, каким образом?
— Да просто некогда будет бездельничать и развлекаться. Надо трудиться в поте лица: дрова заготавливать на зиму, сено косить для скота, работать в огороде и в поле. Труды, пот быстро вычищают дурь из головы.
Есть, наконец, и третий момент. А кто, собственно, сказал, что нынешнее «благополучие» будет долго сохраняться? Ситуация может резко и драматично измениться в худшую сторону. Легко! Мы же видим, мы чувствуем, как трясёт в мире? У России благодаря реформам либералов слишком слабая и зависимая экономика, чтобы можно было долго уповать на стабильность. Завтра рухнут цены на нефть, и что тогда?
Что касается самих поселений, то, если в них нам удастся создать человеческие отношения и условия жизни, надо это делать. Зачем делать хуже, если есть возможность сделать лучше? Пока есть.
К тому же, как я уже не раз говорил, мы не решим проблемы в общегосударственном масштабе. Мы лишь создаём маленькие очаги, модели будущего. Государство может: а) взять их за основу и масштабировать, чтобы избежать хаоса; б) ничего не делать и… получить хаос.
Найденное поколение
— Кто будет тиражировать ростки нового, если молодёжь сидит у «ящиков» всё свободное время и живёт для собственного удовольствия, к чему её и приучают СМО (средства массового оболванивания)?
— Что касается молодёжи, то я стараюсь видеть не только её недостатки, но и её достоинства. На фоне, естественно, и нашей вины, вины старшего поколения. Недавно вернулся из Сургута. Там прошёл большой форум, посвящённый сохранению семьи и семейных ценностей. В городе много техникумов, великолепно оснащённых университетов. Сургут — нефтяная столица России. Они меня просто поразили своими залами, аудиториями, библиотеками, суперсовременным оборудованием. Ещё Достоевский писал: «Россия провинцией спасена будет». И я видел в сургутских ребятах, в их лицах, в их глазах неподдельный интерес к вопросу о возрождении утраченных ценностей. Это никакое не отупение, никакая не компьютерная шизофрения — это что-то другое, сокровенное, высокое. В этих глазах наша надежда!
Да, Запад попытался привить России свою культуру. Хотя, с позиции русской философской и богословской мысли, на Западе давно уже нет никакой культуры. Так вот эту-то повреждённую, изуродованную, но некогда действительно величественную западную культуру, а ныне то, что от неё осталось, нам и попытались имплантировать, насильственно вживить в генетическое святорусское сознание. Мы понесли страшные потери в образовании, воспитании, культуре, науке, в моральном климате. Потери в народонаселении. Некоторые серьёзные учёные считают, что за годы «либерального реванша» Россия совокупно пострадала сильнее, чем в результате Второй мировой войны. Только официально у нас делается миллион абортов в год — миллион людей убивается в России. А неофициально &mdas