Александр Гапоненко: Российско-украинский конфликт. Интересы участников, внутренние ограничения, внешняя среда и сценарии разрешения. Часть I

 

В 2024 году российские войска стали активно продвигаться на востоке Украины. Эти военные успехи создали новый расклад сил в российско-украинском конфликте. Коллективный Запад решил на время приостановить его горячую фазу и стал предлагать свои услуги по заключению мирного договора с Украиной. В связи с этим появились многочисленные прогнозы разрешения конфликта и основанные на них сценарии.

Западные аналитические и пропагандистские центры удачно вбрасывают в российское публичное пространство свои сценарии разрешения конфликта на Украине, и российские СМИ их охотно перепубликовывают. Таким образом оказывается воздействие на позиции российского руководства в нужном Западу направлении.

Сценарии развития событий на Украине составляют и российские авторы. Однако их разработки не выглядят так логично и убедительно, как западные. А все потому, что составление прогнозов и сценариев в обществоведении монополизировали российские либералы от науки. Вот и пишут отечественные авторы патриотической направленности, плохо знакомые с развитой западной методологией прогнозирования, не сценарии, а наборы благих пожеланий.

Представим в сжатом виде наше видение интересов участников российско-украинского конфликта, внутренних ограничений и внешней среды, в которых они действуют, а уже на этой основе возможные сценарии развития событий. Используем для этого методику построения сценариев из обычного вузовского курса стратегического менеджмента.

Участники конфликта и их интересы

Украина представлет собой геополитическую площадку, на которой столкнулись интересы двух центров мировой политики — России и коллективного Запада. Коллективный Запад пытается на этой площадке ослабить Россию и не дать ей превратиться в равный по значимости с ним субъект. Украина при этом полноценным субъектом конфликта не является.

Причиной неполной субъектности Украины является переворот февраля 2014 года, в ходе которого Запад привел к власти в Киеве элиты нацистского толка. Эти элиты стали проводить в отношении местных русских сначала политику этноцида, а потом политику геноцида. Опасность этноцида русского народа вынудил Россию вмешаться в марте 2014 году в ситуацию в Крыму и Донбассе, а в феврале 2022 года начать СВО с целью предупреждения физического уничтожение русского населения на всей территории Украины.

Правящая российская государственническая элита преследует в разразившемся военном конфликте цель воссоединения русской нации, разделенной с подачи коллективного Запада, в ходе распада СССР. Эта цель ею не декларируется — говорится о демилитаризации и денацификации Украины. То есть в политической риторике используются более мягкие определения — эвфемизмы. Отчасти российские государственники прибегают к этому приему из опасения раскрыть карты перед серьезным противником, отчасти из-за того, что до конца не понимают собственной цели в развивающемся конфликте.

Массы русского населения поддерживают государственническую элиту, интуитивно понимая значимости тех действий, которые предпринимаются.

Украинские правящие элиты преследуют цель сохранить свое высокое социальное положение и возможность присваивать доходы коррупционного типа. Интересы масс украинского населенияони не отражают, но удачно проводят мобиизацию масс на свою поддержку. Делают они это путем навязывания массам нацистской идеологии и жестоких, нацистских по своему характеру, силовых расправ с политическими оппонентами.

Реально официальный Киев шлет украинцев на фронт ради интересов западного капитала.Транснациональный капитал уже присвоил себе природные ископаемые, сельскохозяйственные угодья, инфраструктурные объекты, доходные промышленные предприятия в стране. Украинская нация выполняет в этих условиях функцию военного сателлита Запада.

Западные правящие элиты заинтересованы в продолжении военного конфликта на Украине и взаимном ослаблении его непосредственных участников — русской и украинской наций. Ради этого они снабжают Украину оружием и военным снаряжением, ведут подготовку солдат и офицеров, шлют своих инструкторов и наемников, кредитуют и оказывают финансовую поддержку.

Любой западный мирный план будет направлен на создние условий для восстановления потерь, которые понес киевский режим в последнее время и возобновление в ближайшем будущем военного конфликта на более выгодных условиях. Киев в вопросе заключения перемирия не является самостоятельным субъектом — тут он объект, которым достаточно легко манипулирует Запад.

Экономический и человеческий потенциал коллективного Запада в разы превышает экономический и человеческий потенциал России, и последняя вынуждена прислушиваться к западным мирным инициативам. Именно по этой причине в недалеком прошлом заключались Минские соглашения, парафировались Стамбльские соглашения.

В среднесрочном плане на положение дел на Украине важное влияние будут оказывать внутренние ограничения, с которым столкнется каждая из сторон конфликта. Опишем эти ограничения.

Внутренние ограничения действий участников конфликта

В любом социальном конфликте участвуют группы субъектов, каждый из которых может работать на достижение общей цели, а может преследовать свои частные интересы. Это усиливает или ослабляет итоговую силу коллективных акторов.

Рассмотрим состав и интересы этих субъектов второго уровня в российско-украинском конфликте.

В составе коллективного Запада необходимо выделять: США, Великобританию, Евросоюз, транснациональные компании, крупные европейские страны (Германия, Франция, Польша), а также малые страны — сателлиты англосаксов.

США готовы участвовать в конфликте на стороне Украины только подпитывая ее финансовыми ресурсами и поставками оружия, но не вводя в действие собственные вооруженные силы. Вашингтон понимает опасные последствия этого вмешательства для безопасности американской нации, поскольку Россия обладает ядерным оружием достаточным для уничтожения США и их союзников.

Республиканское руководство США готово защищать интересы своих и международнх монополий, которые вложили немалые средства в Украину, но безопасными для нации средствами. Оно ориентируется на экономические рычаги в решении задачи «вновь сделать Америку великой». Это ослабление экономических конкурентов путем лишения их источников сырья, переманивания капиталов, введения ввозных пошлин. Поэтому взят курс на перекладывание затрат на ведение войны на Украине на европейские страны. Вашингтон пугает союзников тем, что если они не будут это делать, то он выйдет из НАТО и выведет войска из Европы.

Великобритания, которая уже не обладает былым экономическим и военным потенциалом, стремится обострить конфликт сторон на Украине, расширить его на всю континентальную Европу. Но воевать собираетсятоже только руками украинцев и американских саттеллитов, и не очень вкладываясь в войну финансово. Ей также выгодно ослабление экономических конкурентов в континетальной Европе.

Европейский союз, как организация выступает за расширение российско-украинского конфликта. Однако он не обладает собственными вооруженными силами и может полагаться только на силы стран-участниц и на объединяющее их НАТО. Пока же Брюссель финансирует войну и оказывает экономическое давлении на Россию. Принятые против России экономические санкции наносят ущерб странам-членам этой организации. Перспективы создания общих европейских вооруженных сил в краткосрочнм плане невелики. США в их создании не заинтересованы, поскольку это затруднит управление континетальной Европой.

Германия с послевоенного времени продолжает быть оккупирована США, а потому следует в фарватере их внешней политики. Располагает большой сухопутной армией. Больших интересов у Германии на Украине нет, она испытывает трудности из-за прекращения поставок дешевого сырья из России. Нынешние правящие элиты страны испытывают давление со стороны масс, не желающих нести экономические издержки войны, вынуждены с считаться с этими настроениями.

Франция ведет себя агрессивно, претендует на роль лидера Европы, но не обладает для этого ни экономическим потенциалом, ни достаточной военной силой. Ее русофобская позиция во многом реакция на вытеснение Россией французского капитала из Африки. Больших материальных интересов у французов на Украине нет.

Польша претендует на западную часть Украины(как и на западную часть Белоруссии). Располагает значимой сухопутной армией. Однако ввести свои войска на территорию бывших кресов решится только при условии не вступления в бестолкновение с ВС РФ. Она рассчитывает на поддержку сил НАТО, но единодушия в этой организации по вопросу оккупации части Украины трудно достичь. Германия, например, может потребовать у Польши возврата ей своих восточных территорий, аннексированных по итогам воторой мировой войны при поддержке СССР.

Сателлитами англосаксов выступают Канада, Автралия, Япония, Южная Корея, Финляндия, страны Балтии. Они будут действовать в интересах своего сюзерена.

Россия в конфликте с Украиной также не выступает, как монолитная сила.

В составе российской правящей элиты конфликтуют две группировки: «государственников» и«демократов». Первые выступают за воссоединение разделенной русской нации, расширение ее суверенитета и потому нацелены на продолжение войны до полной победы. Вторые реализуют стратегию встраивания в Западную цивилизацию, пусть на второстепенных ролях. выступают за завершение военного конфликта на любых условиях, Внутри страны «демократы» реализуют проект строительства российской нации, заказанный им в свое время англосаксами.

В начале десятых «демократы» были оттеснены «государственниками» от рычагов политической власти, но продолжают доминировать в социальной и экономической сфере. Это артисты, журналисты, редактора СМИ и издатели, преподаватели вузов, ученые, другая интеллигенция, получавшая материальную и моральную поддержку от Запада последние три десятилетия. В экономике это олигархи, бизнес которых завязан на западные рынки, кредитные ресурсы. К ним примыкает коррумпированная бюрократия, которая паразитирует на любых противоречиях в российском обществе.

Малая часть «демократов» — политиков, чиновников, социальных и экономических элит бежала после начала СВО на Запад, постаралась вывезти с собой капиталы, большая часть — осталась в России и, по-прежнему, занимает ключевые общественные позиции.

Формируемая «демократами» российская нация показала в условиях военного конфликта свою неустойчивость. Так, в октябре 2022 года возникли проблемы с призывом в армию молодежи. Воспитанная «демократами» молодежь скрыаплась от воинского призыва за границей. Участвующие в боевых действиях подразделения пришлось комплектовать исключительно на добровольческих началах. Это до сих пор лимитирует численность ВС РФ.

В корпусе российских граждан оказалось большое количество выходцев из республик Закавказья и Средней Азии, которые совершенно не интегрировались в общество. В их среде процветает организованная преступность, они легко поддаются вербовке украинскими спецслужбами, они не желают служить в армии, даже нести срочную службу, которая не связана с участим в боевых действиях.

Концепция «российская нация» предполагает отказ от любой идеологии. Эта установка даже вошла в текст конституции страны. Отказ от собственной идеологии привел к господству в обществе либеральной западной идеологии. Именно эта идеология стала важным фактором ослабления российской нации, углубления деления ее на русский народ и малые российские народы.

Украина. В стране сформировалась единая нацистская элита из коррумпированных чиновников, олигархов и поддерживающих их интеллигенции. Она заинересована в продолжении войны, поскольку это единственный способ сохранить власть и собственность. Внутри элиты нет острых противоречий.

Часть украинцев скрывается от мобилизации, дезертирует из вооруженных сил, сдается в плен, партизанит. Однако в целом украинская нация поддерживает киевскую элиту.

Украинская нация состоит из галицийского, малороссийского и русского народа. Нацистская идеология навязывает установку на расовое превосходство галицийцев над малороссами, а их вместе над русским народом. Те русские, которые пытаются сохранить свою идентиность внутри страны подавляются идеологически, непокорные — преследуются в уголовном порядке. «Внешние» русские на Донбассе и в России физически уничтожаются в ходе военных действий. Нацистская идеология и нацистский террор являются важнейшими факторами сохранения единства украинской нации.

Внешняя среда конфликта

В долгосрочном плане на развитие конфликта решающее значение будет оказывать внешняя среда, то есть те силы, которые сейчас прямо в него не вовлечены.

Наиболее значимыми страновыми элементами внешней среды следует признать Китай, Индию, Исламский мир, Израиль, Белоруссию.

Китай выступает в роли стратегического партнера России, поскольку сам претендует на полноценную субъектность в мировой политике. Китай стал важнейшим покупателем дешевого российского сырья, поставщиком промышленного оборудования. Однако он не поставляет товары военного назначения, поскольку ведет взаимовыгодную торговлю с США и со странам Евросоюза, опасается их санкций.

У Китая есть серьезные политические противоречия с США, например, в вопросе воссоединения разделенной китайской нации(Тайвань), но идти на военный конфликт он сам пока не решается. Китайско-американские экономические противоречия нарастают и могут со временем принять характер военного столкновения вокруг Тайваня. Пока Китай заинтересован в сохранении status quo на Украине.

Индия. После начала российско-украинского конфликта эта страна стала крупнейшим покупателем российского сырья и продавцом переработанной продукции на Запад. Между Индией и Китаем есть территориальные споры, но они временно заморожены. Пока Индия заинтересована в сохранении status quo на Украине.

Исламский мир. Турция, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ наладили тесные экономические связи с Россией. Делают они это из желания ослабить политический и экономический контроль над ними США. Иран взаимодейстувет с Россией в военной сфере. Пока все эти страны заинтересованы в сохранении status quo на Украине.

Заинтересованность перечисленных стран в косвенной поддержке России выражается в том, что они совместно участвуют в работе организации BRICS +.

Израиль. Эта страна конфликтует практически со всем Исламским миром. В этом конфликте Израиль поддерживают США и транснациональные компании. Конфликт оттягивет на себя ресурсы США и их сателлитов. Это ослабляет возможности коллективного Запада вести борьбу с Россией.

Белоруссия. Страна входит в состав Союзного государства вместе с Россией. Однако она не оказывает России военной помощи и выступает только в качестве элемента внешней среды конфликта. В случае, если Белоруссия подвергнется нападению Польши Россия будет вынуждена вступиться за нее. Это расширит ресурсные возможности России.

К внешней среде необходимо отнести множество нестрановых факторов. Например, цены на нефть и газ, доступ к металлам, элементной базе электроники, возможность директивного управления экономикой в военное время, наличие трудовых ресурсов, наличие альтенативных маршрутов поставки товаров.

Рассмотрение каждого из перечисленных внутренних и внешних факторов, определение силы их воздействия на общую ситуацию в методологическом плане учеными отработаны. Однако такого рода работа достаточно трудоемка, требует доступа к достоверной информации, предполагает действие коллектива исследователей. Мы эти работы не выполняли. Но даже проведенная структуризации проблемы позволяет построить достаточно достоверные сценарии развития ситуации. Мы их изложим во второй части статьи.

Продолжение следует

Александр Гапоненко
Гапоненко Александр Владимирович (р. 1954) — русский советский ученый, доктор экономических наук, профессор, публицист, политический и общественный деятель. Президент Института европейских исследований (Латвия). Руководитель Прибалтийского отделения Изборского клуба. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...