На протяжении столетий новые технологии меняли способы поклонения людей, от радио в 1920-х до телевизоров в 1950-х и интернета в 1990-х. Некоторые сторонники ИИ в религиозных пространствах пошли еще дальше, сравнивая потенциал ИИ — и страхи перед ним — с изобретением печатного станка в 15 веке.
Религиозные лидеры использовали ИИ для перевода своих проповедей в прямом эфире на разные языки в режиме реального времени, донося их до международной аудитории. Другие сравнивали чат-ботов, обученных на десятках тысяч страниц Писания, с флотом недавно обученных семинаристов, способных почти мгновенно извлекать отрывки по определенным темам.
Но этические вопросы вокруг использования генеративного ИИ для религиозных задач стали более сложными по мере совершенствования технологий, говорят религиозные лидеры.
Хотя большинство согласны с тем, что использование ИИ для таких задач, как исследования или маркетинг, приемлемо, другие варианты использования технологии, например, написание проповедей, рассматриваются некоторыми как слишком далеко идущие.
Об этом говорится в статье Эли Тана в «Нью-Йорк Таймс» «На стыке ИИ и духовности» (03.01.2025).
Раввин Джош Фикслер из общины Эману Эль в Хьюстоне работал с учёным-специалистом по обработке данных над созданием своего экспериментального «Раввина-Бота». Для членов его синагоги голос, звучавший из динамиков общины Эману Эль в Хьюстоне, звучал точь-в-точь как голос раввина Джоша Фикслера.
В том же размеренном ритме, к которому привыкла его община, голос произнёс проповедь о том, что значит быть соседом в эпоху искусственного интеллекта. Затем раввин Фикслер сам взялся за биму.
«Аудио, которое вы слышали минуту назад, могло звучать как мои слова», — сказал он. «Но это не так».
Запись была создана тем, что раввин Фикслер назвал «Rabbi Bot» («Раввин – Бот»), чат-ботом на основе искусственного интеллекта, обученным на его старых проповедях. Чат-бот, созданный с помощью специалиста по данным, написал проповедь и даже произнес ее в версии своего голоса на основе ИИ. В течение остальной части службы раввин Фикслер периодически задавал вопросы раввину Боту вслух, на которые тот немедленно отвечал.
Раввин Фикслер входит в число растущего числа религиозных лидеров, экспериментирующих с ИИ в своей работе, стимулируя развитие индустрии религиозных технологических компаний, предлагающих инструменты ИИ: от помощников, которые могут проводить теологические исследования, до чат-ботов, которые могут помогать писать проповеди.
Джей Купер, пастор из Остина, штат Техас, использовал ChatGPT от OpenAI, чтобы в 2023 году в качестве эксперимента создать целую службу для своей церкви. Он рекламировал ее с помощью плакатов с роботами, и служба привлекла несколько любопытных новых посетителей — «геймеров», как выразился Купер, — которые никогда раньше не были в его общине.
Тематическая подсказка, которую он дал ChatGPT для создания различных частей сервиса, была: «Как мы можем распознать правду в мире, где ИИ размывает правду?». ChatGPT придумал приветственное сообщение, проповедь, детскую программу и даже песню из четырех куплетов, которая стала самым большим хитом из всех, сказал Купер. Песня звучала так:
«Пока алгоритмы плетут сети лжи
Мы поднимаем взгляд к бескрайним небесам.
Где учение Христа освещает наш путь
Рассеивая ложь светом дня»
С тех пор Купер не использовал эту технологию для написания проповедей, предпочитая черпать ее из собственного опыта. Но присутствие ИИ в религиозных пространствах, сказал он, ставит более масштабный вопрос: может ли Бог говорить через ИИ?
«Этот вопрос многим христианам в сети совсем не нравится, потому что он вызывает некий страх», — сказал Купер. «Возможно, на то есть веская причина. Но я думаю, что это достойный вопрос».
Влияние ИИ на религию и этику неоднократно становилось предметом обсуждения Папы Франциска, хотя он напрямую не говорил об использовании ИИ для написания проповедей.
Наша человечность «позволяет нам смотреть на вещи глазами Бога, видеть связи, ситуации, события и раскрывать их истинный смысл», — сказал Папа в своем послании в начале прошлого года. «Без такой мудрости жизнь становится пресной».
Он добавил: «Такой мудрости нельзя ожидать от машин».
Фил Ю Бэнк, пастор церкви Менло в Менло-Парке, Калифорния, сравнил ИИ с «бионической рукой», которая могла бы усилить его работу. Но когда дело доходит до написания проповедей, «есть территория Зловещей долины», — сказал он, «где это может привести вас очень близко, но очень близко может быть очень странно».
Раввин Фикслер согласился. Он вспомнил, как был ошеломлен, когда «Раввин – Бот» попросил его включить в свою проповедь об ИИ, одноразовый эксперимент, строчку о нем самом.
«Точно так же, как Тора учит нас любить своих ближних, как самих себя, — сказал «Раввин – Бот», — можем ли мы распространить эту любовь и сочувствие на созданные нами ИИ-сущности?»
Раввины исторически были ранними последователями новых технологий, особенно для печатных книг в XV веке. Но божественность этих книг была в духовных отношениях, которые их читатели имели с Богом, сказал раввин Орен Хайон, который также является частью Конгрегации Эману Эль.
Для помощи в своих исследованиях раввин Хайон регулярно использует пользовательский чат-бот, обученный на 20 годах его собственных трудов. Но он никогда не использовал ИИ для написания частей проповедей.
«Наша работа — не просто составлять красивые предложения», — сказал раввин Хайон. «Мы надеемся написать что-то лирическое, трогательное и выразительное, но также отвечающее уникальным человеческим потребностям, боли и потерям, которые мы осознаем, поскольку находимся в человеческих сообществах с другими людьми». Он добавил: «Это не может быть автоматизировано».
Кенни Джанг, предприниматель в сфере технологий, считает, что опасения по поводу использования священниками генеративного ИИ преувеличены и что обращение к этой технологии может быть даже необходимым для привлечения нового поколения молодых, технически подкованных прихожан, поскольку посещаемость церквей по всей стране снижается.
Джанг, главный редактор медиакомпании, ориентированной на веру и технологии, и основатель образовательной платформы ИИ, в 2024 году путешествовал по стране, выступая на конференциях и продвигая продукты ИИ на основе веры. Он также ведёт группу в Facebook* для церковных лидеров, интересующихся технологиями, с более чем 6000 участников.
«Мы смотрим на данные, что духовно любознательных в Gen Alpha, Gen Z гораздо больше, чем бумеров и Gen X, которые покинули церковь после Covid», — сказал Джанг. «Это идеальный шторм».
На данный момент большинство компаний, занимающихся разработкой ИИ для религиозных общин, ориентируются на христиан и иудеев, однако существуют также индивидуальные чат-боты для мусульман и буддистов.
Некоторые церкви уже начали незаметно внедрять искусственный интеллект в свои службы и веб-сайты.
Например, чат-бот на сайте Father’s House, церкви в Лисбурге, штат Флорида, по-видимому, предлагает стандартное обслуживание клиентов. Среди рекомендуемых вопросов: «Во сколько у вас службы?»
Следующее предложение более сложное.
«Почему мои молитвы остаются без ответа?»
Чат-бот был создан Pastors.ai, стартапом, основанным Джо Су, технологическим предпринимателем и прихожанином церкви Юбэнка в Кремниевой долине.
После того, как один из давних пасторов Су покинул его церковь, у него возникла идея загрузить записи проповедей этого пастора в ChatGPT. Затем Су задавал чат-боту интимные вопросы о своей вере. Он превратил эту концепцию в бизнес.
Чат-боты Су обучаются на архивах церковных проповедей и информации с ее веб-сайта. Но около 95 процентов людей, которые используют чат-ботов, задают им вопросы о таких вещах, как время службы, а не исследуют глубоко свою духовность, сказал Су.
«Я думаю, что со временем это изменится, но на данный момент эта концепция, возможно, немного опережает свое время», — добавил он.
Критики использования ИИ религиозными лидерами указали на проблему галлюцинаций — случаев, когда чат-боты что-то выдумывают. Хотя в определенных ситуациях инструменты ИИ на основе веры, которые фальсифицируют религиозные писания, безвредны, они представляют собой серьезную проблему. Например, в проповеди раввина Бота ИИ придумал цитату еврейского философа Маймонида, которая могла бы сойти за подлинную для случайного слушателя.
Для других религиозных лидеров проблема ИИ более проста: как авторы проповедей могут оттачивать свое мастерство, не делая этого полностью самостоятельно?
«В некотором смысле я беспокоюсь за пасторов, что это не поможет им развить навыки написания проповедей, а ведь именно отсюда, как я думаю, и берут начало многие годы нашей великой теологии и великих проповедей, годы и годы проповедования», — сказал Томас Костелло, пастор церкви New Hope Hawaii Kai в Гонолулу.
Недавно в своей синагоге раввин Хайон вспомнил, как сфотографировал свою книжную полку и спросил своего помощника — ИИ, какие книги он не цитировал в своих недавних проповедях. До появления ИИ он бы сам вытащил названия, потратив время на чтение их индексов и тщательно сверив их со своей собственной работой.
«Мне было немного грустно пропустить эту часть процесса, которая столь плодотворна, столь радостна, богата и просветительна, которая дает топливо для жизни Духа», — сказал раввин Хайон. «Использование ИИ действительно приводит вас к ответу быстрее, но вы, безусловно, что-то теряете по пути».
Дэниел С. Леви в статье в «Нэшнл Джиогрэфик» «Приложения для смартфонов, социальные сети и искусственный интеллект делают религию более доступной. Достаточно ли этого, чтобы замедлить недавний спад религиозных верований?» (20.12.2024) пишет, что «будущее религии может оказаться гораздо более странным, чем то, что предполагают демографические данные».
Будущее мировых религий
Большинство религий будут иметь больше последователей в 2050 году, но не все будут идти в ногу с ростом мирового населения. Демографические тенденции, в которых концентрируются религии, будут определять большинство изменений в их относительном размере, с некоторыми небольшими сдвигами от переключения.
Технологии — смартфоны, социальные сети и искусственный интеллект — подпитывают многие из изменений в религиозном сознании, изменяя то, как люди находят религиозные учения, как они находят единомышленников и как они молятся. Роботы-священники направляют людей в поисках ответов на Большие Вопросы, а одна церковь в Швейцарии недавно представила ИИ-Иисуса в одной из своих исповедален. Могут ли эти новые технологически вспомогательные способы достижения масс привести к религиозному возрождению?
Бог и религия, кажется, повсюду в киберпространстве. На компьютере или телефоне вы можете найти конфессию или религию, которые соответствуют вашим ценностям, или просто набор идей, которые кажутся более подходящими. Пятьдесят лет назад, если у вас был вопрос о вашей вере, вы могли задать его своему религиозному лидеру или известному человеку в вашей общине.
«Раньше человек всегда шел к местному раввину, чтобы задать вопрос. Сегодня вы не идете к местному раввину, вы задаете вопрос в Google», — говорит Пинхас Гольдшмидт, президент Конференции европейских раввинов.
Конечно, смешение технологий и религии не является чем-то новым. Появление печатного станка в Европе XV века сделало возможным массовое производство книг. Недавно образованные протестантские группы использовали его для распространения своих революционных идей о христианстве, в то время как католическая церковь стремилась запретить работы, считавшиеся ересью.
Эта демократизация знаний полностью демонстрируется в Интернете с такими социальными сетями, как Instagram*, TikTok и Douyin, заполненными короткими видеороликами и такими хэштегами, как #diwali и #easter. Хотя часть контента создается людьми с религиозным образованием, многое создается другими людьми с горячим призывом публиковать или находить единомышленников. Тысячи приложений для смартфонов предлагают помощь в правильном поклонении и многое другое. Есть приложения, которые позволяют мусульманам находить молитвенные места, а также халяльные рестораны. Есть приложение, которое показывает буддийских монахов, демонстрирующих бросающие вызов гравитации вращения, прыжки и сальто назад. «Теперь у вас есть доступ к религиозным идеям и практикам со всего мира, к которым у вас раньше не было доступа», — говорит Роберт Джерачи, почетный рыцарь кафедры изучения религии и культуры в колледже Нокс. «Это дает вам новый взгляд на то, что вы в частности воспринимаете».
Шандиен Сонвай Ларанс (хопи, тева, навахо и ассинибойн) выросла на западе США в традиции танца с обручем. Танец с обручем хопи — это форма молитвы и способ связи с духами, и Ларанс поставила себе целью поделиться этой традицией и объяснить ее в Instagram, TikTok, YouTube и Facebook.
Мелинда Штраус начинала как блогер о кошерной еде и обнаружила, что люди были заинтригованы тем, что она была современной ортодоксальной еврейкой. «Я поняла, что люди на самом деле ничего не знают о евреях, или о наших обычаях и наших законах. Поэтому я начала отвечать на вопросы с помощью видео, и это действительно взлетело». Сейчас у нее 1,3 миллиона подписчиков в TikTok и 156 000 подписчиков в Instagram.
Монахини, выпрыгивающие из шкафа или указывающие, предпочитают ли они вечернюю или утреннюю молитву, пока играет «It’s Tricky» хип-хоп-группы Run DMC, — это не то, что вы могли бы ожидать увидеть среди глубоко религиозной общины. Но Дочери Святого Павла — это новое поколение монахинь. Их орден был создан, чтобы следовать примеру Апостола, и они используют медиа, чтобы распространять слово о Христе. Имея 157 000 подписчиков на TikTok, они заслуженно заслужили прозвище Медийные Монахини.
В 2019 году Сабах Ахмеди, имам мечети Байтул Футух в Лондоне, был в чайной с другом. Они обсуждали заблуждения об исламе. Этот разговор вдохновил Ахмеди на создание своего бренда в социальных сетях Young Imam, чтобы «помочь людям лучше понять ислам». Он публикует посты почти каждый день. На своих сайтах он говорит как серьезно, так и с юмором обо всем, от таких ритуалов, как омовение («Мы должны помыться перед тем, как вознести молитву, потому что это входит в образ мышления чистоплотности»), до своих любимых сортов кофе.
ИИ помогает религиозным лидерам внедрять инновации
Но даже больше, чем такие люди, как Ларанс, Штраус и Имам Ахмеди, распространяющие информацию в социальных сетях, религия страдает от феноменального развития ИИ.
К числу этих сложных технологий относятся крупные языковые модели — системы, обученные на огромных объемах данных, способные анализировать и обрабатывать язык, а также генерировать правдоподобные человеческие ответы.
Некоторые религиозные лидеры приняли это развитие. Священник Кару Дас Адхикари из храма Шри Шри Радха Кришна в Юте любит выступать, отмечая: «Мне интересно рассказывать истории, заниматься рэп-музыкой и составлять песни. Я использую ИИ практически для каждой композиции, которую я создаю». Он полагается на Google Gemini, чтобы превратить стих санскритского текста Харе Кришна в рэп.
Эд Штетцер, декан факультета теологии Талбота при Университете Биола, недавно подготовил проповедь о доктрине Реформации под названием Solus Christus, или только во Христе. Он попросил ChatGPT привести цитаты отцов церкви второго и третьего веков, касающиеся этой доктрины. ИИ предложил несколько примеров, но, как говорит Штетцер, ИИ не всегда прав: «Он помогает мне начать путь. В этом есть некоторая сила».
Другие более осмотрительны. Поскольку технологии ИИ разрабатываются отдельно от устоявшихся религиозных институтов и общин, люди, получающие к ним доступ, не взаимодействуют с кем-то, кто знает их, их семью или почему они что-то ищут. Например, те, кто ищет ответы с еврейской точки зрения, могут быть не заинтересованы в том, что предлагает интерпретацию южных баптистов. «Мы теряем личный контакт, и мы теряем также эмоции», — говорит раввин Гольдшмидт, имеющий степень магистра компьютерных наук в Университете Джонса Хопкинса. «Каков социальный контекст? Каков духовный и материальный статус человека, задающего этот вопрос? Нет абсолютного вопроса. Нет абсолютного ответа».
Роботы-священники ведут верующих
Некоторые религии даже начинают включать технологии в свое поклонение в виде роботов-священников. Габриэле Тровато вырос в итальянском портовом городе Ливорно. В юности он воспринимал как должное религиозную иконографию, которая пронизывает эту в основном католическую страну. «В моем родном городе у нас много священного искусства. Статуи являются частью пейзажа. Даже посреди улиц вы видите ниши с Девой Марией», — говорит он. На основе этих статуй Тровато, доцент токийского технологического института Шибаура, создал SаnТО (Освященный теоморфный оператор).
Маленький робот имеет вид неоклассического святого. Он разработан так, чтобы быть доступным для пожилых людей, а также для тех, кто изолирован или имеет проблемы с мобильностью. Люди могут использовать электрическую свечу, чтобы коснуться рук SanTO и задать ему вопрос, получая доступ к обширной базе данных, содержащей знания из Библии, молитвы и жития святых.
В пекинском храме Лунцюань есть робот по имени Сяньэр. В желтом одеянии и с несколько озадаченным взглядом он распевает буддийские мантры и объясняет основные принципы веры. Недавно роботизированный слон в натуральную величину заменил живого и прикованного, и он принимает участие в ритуалах без жестокости в храме Кришны Иринджадаппилли Шри в Триссуре, Индия.
Между тем, в тихом спокойствии храма Кодайдзи 17-го века в Киото стоит Миндар, робот ростом более шести футов с кожей цвета фарфора, головой, руками, которые могут двигаться, и открытым алюминиевым скелетом. Мехатронный андроид с созерцательным взглядом, который представляет Каннон, бодхисаттву сострадания, и может обсуждать. Дзен-буддизм был целью Тэнсё Гото, бывшего главного управляющего Кодайдзи. Он хотел что-то с лицом, которое проецировало бы нежное чувство соотнесенности, чтобы люди чувствовали себя комфортно с ним.
«Это была изначальная надежда на Mиндар, на то, что можно было бы использовать машинное обучение, опирающееся на древние буддийские тексты», — говорит Дэниел Уайт, научный сотрудник Кембриджского университета, изучающий машины, запрограммированные на эмоциональный интеллект. «Могут ли они создать искусственный интеллект и искусственную форму жизни, которые могли бы ответить на наши вопросы о природе реальности, о Будде таким образом, который, возможно, был бы более точным по отношению к тому, чему на самом деле учил Будда?» К удивлению Уайта, многие верующие, которые обратились к Миндар, казались открытыми для того, что он говорил.
Храм в Японии также предлагал похоронные услуги для роботов. В конце 1990-х годов Sony представила механическую собаку по имени айбо. Японская общественность приняла их роботов-вездеходов. К сожалению, машины в конечном итоге сломались. Верующие в этой в основном буддийской стране верят, что все существа, а также неодушевленные предметы имеют душу и заслуживают надлежащих похорон. Как отмечает Уайт, вместо того, чтобы выбросить их, они привезли их в храм Кофукудзи в Исуми, где были вознесены молитвы, чтобы устранить неоднозначность душ айбо и отправить их в Чистую Землю. Главный священник Ои Бунген видел в церемонии способ также научить участников более глубоким аспектам буддийской философии.
Изменят ли социальные сети, приложения для смартфонов и роботы с ИИ то, как люди воспринимают веру?
Несмотря на мантры Сяньэра и спокойный взгляд Миндара, роботы — это безличные машины, запрограммированные на подражание. Насколько верующие могут доверять алгоритмам ИИ? Насколько можно доверять приложению для смартфона или роботу, читающему молитвы и читающему проповеди?
В 2023 году служба в церкви Святого Павла в городе Фюрт, Германия, была создана с помощью ChatGPT и проведена с помощью аватаров на экране.
В знак того, что религиозные лидеры со всего мира серьезно относятся к таким вопросам, они уже несколько лет обсуждают эти проблемы, и в июле 2024 года представители многих основных мировых конфессий собрались в Хиросиме, чтобы содействовать этическому развитию ИИ. В городе, разрушенном высвобождением разрушительной новой технологии — атомной бомбы, — 16 новых подписавших добавили свои имена к Римскому призыву к этике ИИ. В сотрудничестве с технологическими компаниями и университетскими аналитическими центрами соглашение призывает к «ответственному использованию ИИ».
*соцсети компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ