
— На днях стало известно, что РФ и США договорились обеспечить безопасное судоходство и исключить применение силы в Черном море. Повлияет ли это как-то на решение Турции о закрытии проливов? Не захотят ли «западные миротворцы» в рамках обеспечения «Черноморской инициативы» зайти в Черное море, и как они могут обойти запрет Турции? Насколько закрытие проливов критично для нас? Наш Черноморский флот и вовсе, выходит, заперт в родной акватории… Или пусть уж лучше никто не шастает?
— Надо отметить, что Конвенция Монтрё серьёзно помогла СССР в годы Великой Отечественной войны, не допустив в Чёрное море корабли Кригсмарине. Не все представляют, что основные потери Черноморский флот понёс от действий Люфтваффе, но ни одной сколько-нибудь значимой боевой единицы под германским флагом в акватории Чёрного моря не было: единственным доступным для Третьего Рейха «каналом» переброски своих судов был Дунай, чьи глубина и ширина явно не сравнятся с Босфором и Дарданеллами.
И это при том, что после оккупации Греции и Югославии, а также установления вишистского режима во Франции, Германия и Италия безраздельно господствовали в Средиземном море!
А после 1945 года этот же самый документ до сих пор не допускает в черноморскую акваторию авианосные ударные группы стран НАТО. Представьте себе, насколько бы осложнилось положение России весной 2014 года, если бы к берегам Крыма по слёзной просьбе захвативших власть в Киеве прибыли американские авианосцы!
Справедливости ради надо отметить, что Конвенция Монтрё достаточно сильно мешала СССР и до сих пор мешает России в вопросе развития военного судостроения на Чёрном море, под которое в XIX веке в значительной мере создавалась горно-металлургическая база Донбасса и Нижнего Поднепровья. Именно поэтому СССР строил не авианосцы, а авианесущие крейсера, как не подпадающие под действие документа.