
Трамп заявил, что может отправить на Украину дополнительные системы Patriot
На полях саммита НАТО в Гааге Трамп встретился с Зеленским, однако ни Белый дом, ни Зеленский не предоставили никаких подробностей об их встрече.
Но Трамп заявил 25 июня, что он взвешивает отправку дополнительных систем ПВО Patriot на Украину на фоне усиления российских атак. Но пока не ясно, рассматривает ли Трамп возможность пожертвовать Patriot Украине — как это сделали его предшественник, бывший президент Байден, и несколько европейских союзников — или продать их Киеву.
«Мы посмотрим, сможем ли мы сделать некоторые из них доступными», — сказал Трамп во время пресс-конференции на саммите НАТО в Гааге, где он провел почти часовую встречу с Зеленским. Трамп предупредил, что системы, которые Зеленский предложил купить напрямую в апреле, «очень трудно достать» и они находятся в ограниченном количестве, особенно с учетом того, что Соединенные Штаты уже поставляют некоторые из них Израилю.
Помимо заявления о возможных поставках Patriot, Трамп лишь повторил свое желание увидеть конец войны. Он также признал, что «возможно», что президент России Владимир Путин вынашивает территориальные амбиции за пределами Украины, хотя и не предоставил никаких дополнительных подробностей.
Комментарий Трампа о Patriot может проложить путь для Украины к закупке большего количества систем ПВО, которые ей нужны для защиты от российских воздушных атак. Зеленский заявил в апреле, что он готов купить 10 систем ПВО Patriot американской разработки примерно за 15 миллиардов долларов.
Украина также надеется, что Трамп одобрит двухпартийный законопроект, который введет масштабные санкции против России. Законопроект уже несколько недель находится в Сенате без голосования, а законодатели-республиканцы ждут одобрения Трампа.
Антироссийская декларация Гаагского саммита
25 июня 2025 г. главами государств и правительств стран НАТО, участвовавшими в заседании Североатлантического совета, выпущена Декларация Гаагского саммита:
«Мы, главы государств и правительств Североатлантического альянса, собрались в Гааге, чтобы подтвердить нашу приверженность НАТО, самому сильному альянсу в истории, и трансатлантическим связям. Мы подтверждаем нашу нерушимую приверженность коллективной обороне, закрепленную в статье 5 Вашингтонского договора, — нападение на одного — это нападение на всех. Мы остаемся едиными и непоколебимыми в нашей решимости защитить миллиард наших граждан, защитить альянс и защитить нашу свободу и демократию.
Объединенные перед лицом серьезных угроз и вызовов безопасности, в частности долгосрочной угрозы, которую представляет Россия для евроатлантической безопасности, и постоянной угрозы терроризма, союзники обязуются ежегодно инвестировать 5% ВВП на основные оборонные потребности, а также расходы, связанные с обороной и безопасностью, к 2035 году для обеспечения наших индивидуальных и коллективных обязательств в соответствии со статьей 3 Вашингтонского договора.
Наши инвестиции обеспечат нам наличие сил, возможностей, ресурсов, инфраструктуры, готовности к ведению боевых действий и устойчивости, необходимых для сдерживания и защиты в соответствии с нашими тремя основными задачами сдерживания и обороны, предотвращения и управления кризисами и совместной безопасности.
Союзники соглашаются, что это обязательство в размере 5% будет включать две основные категории оборонных инвестиций. Союзники будут выделять не менее 3,5% ВВП ежегодно на основе согласованного определения оборонных расходов НАТО к 2035 году на ресурсные основные оборонные потребности и на достижение целевых показателей НАТО. Союзники соглашаются представлять ежегодные планы, показывающие надежный, постепенный путь к достижению этой цели. И союзники будут ежегодно выделять до 1,5% ВВП, в частности, на защиту нашей критической инфраструктуры, защиту наших сетей, обеспечение нашей гражданской готовности и устойчивости, раскрытие инноваций и укрепление нашей оборонно-промышленной базы. Траектория и баланс расходов в рамках этого плана будут пересмотрены в 2029 году в свете стратегической обстановки и обновленных целевых показателей потенциала.
Союзники подтверждают свои постоянные суверенные обязательства по оказанию поддержки Украине, безопасность которой способствует нашей безопасности, и с этой целью будут включать прямые взносы в оборону Украины и ее оборонную промышленность при расчете оборонных расходов союзников.
Мы подтверждаем нашу общую приверженность быстрому расширению трансатлантического оборонно-промышленного сотрудничества и использованию новых технологий и духа инноваций для продвижения нашей коллективной безопасности. Мы будем работать над устранением барьеров в торговле оборонной продукцией между союзниками и будем использовать наши партнерства для продвижения оборонно-промышленного сотрудничества.
Мы выражаем нашу признательность за щедрое гостеприимство, оказанное нам Королевством Нидерландов. Мы с нетерпением ждем нашей следующей встречи в Турции в 2026 году, за которой последует встреча в Албании».
Куда пойдут выделяемые средства?
Reuters пишет: по оценкам НАТО, в 2024 году страны-члены альянса потратили на оборону 2,61% ВВП НАТО. Но эта цифра скрывает большие различия в расходах среди стран-членов.
Польша, например, потратила более 4% своего ВВП на оборону. На другом конце спектра Испания потратила менее 1,3%.
Трудно сказать точно, сколько дополнительных денег придется потратить членам НАТО, хотя бы потому, что это будет зависеть от размера их экономик в ближайшие годы.
Кроме того, в настоящее время НАТО не измеряет расходы на новую более широкую категорию инвестиций, связанных с обороной и безопасностью, поэтому нет базового показателя, на который можно было бы ориентироваться.
Но страны НАТО потратили более 1,3 триллиона долларов на основную оборону в 2024 году, что больше, чем около триллиона долларов десятью годами ранее в постоянных ценах 2021 года. Если бы все государства НАТО потратили 3,5% ВВП на оборону в прошлом году, это составило бы около 1,75 триллиона долларов.
Таким образом, достижение новых целей в конечном итоге может означать увеличение расходов на сотни миллиардов долларов в год по сравнению с текущими расходами.
Продолжающаяся война на Украине, опасения по поводу возможной будущей угрозы со стороны России и давление США заставили многие европейские столицы увеличить инвестиции в оборону и планируют увеличить их еще больше в ближайшие годы.
«Россия может быть готова применить военную силу против НАТО в течение пяти лет», — заявил ранее в июне 2025 года генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.
Европа также готовится к тому, что США под руководством президента Дональда Трампа могут решить вывести часть своих войск и возможностей из Европы.
«Америка не может быть везде и всегда, и мы не должны этого делать», — заявил ранее в июне министр обороны США Пит Хегсет.
Перед саммитом в июне 2025 года НАТО согласовало новые целевые показатели возможностей для своих членов — типы войск, воинских частей, оружия и техники, которыми, по словам НАТО, они должны обладать для защиты себя и альянса.
Эти цели засекречены, но Рютте заявил после их одобрения, что альянсу необходимо больше инвестировать в такие области, как «противовоздушная оборона, истребители, танки, беспилотники, персонал, логистика и многое другое».
Каждая страна НАТО будет самостоятельно решать, где найти деньги для дополнительных инвестиций в оборону и как их распределить.
Европейский союз предпринял попытку облегчить странам процесс расходования средств на оборону.
ЕС позволяет своим членам ежегодно увеличивать расходы на оборону на 1,5% ВВП в течение четырех лет без каких-либо дисциплинарных мер, которые обычно применяются, когда дефицит государственного бюджета превышает 3% ВВП.
В мае 2025 года министры ЕС также одобрили создание фонда вооружений в размере 150 миллиардов евро с использованием совместных заимствований ЕС для предоставления кредитов европейским странам для совместных оборонных проектов.
Некоторые европейские страны настаивают на совместном заимствовании ЕС для финансирования грантов, а не кредитов, на оборонные расходы. Но они столкнулись с сопротивлением со стороны фискально консервативных стран, включая Германию и Нидерланды.
Союзники по НАТО выделяют на оборону гораздо меньшую долю своего экономического продукта, чем Россия, но в совокупности они тратят значительно больше денег, чем Москва.
Великобритания купит «не менее» дюжины F-35A, «присоединится к ядерной миссии НАТО»
24 июня 2025 года, в день открытия саммита НАТО Соединенное Королевство объявило, что закупит «не менее» 12 истребителей F-35A и будет использовать эти самолеты для «присоединения к ядерной миссии НАТО двойного назначения», что станет «значительным стимулом» для безопасности альянса.
«В эпоху радикальной неопределенности мы больше не можем воспринимать мир как должное, поэтому мое правительство инвестирует в нашу национальную безопасность, гарантируя, что наши вооруженные силы будут оснащены всем необходимым, а общины по всей стране смогут пожинать плоды наших оборонных дивидендов», — заявил премьер-министр Великобритании Кир Стармер.
F-35A были официально сертифицированы для перевозки ядерных бомб в 2024 году. Великобритания, которая уже летает на F-35B, заявила, что F-35A будут базироваться на базе ВВС Мархэм и являются частью общей ожидаемой закупки 138 F-35 «в течение срока действия программы».
«Эта покупка представляет собой самое крупное укрепление ядерной позиции Великобритании за последнее поколение», — говорится в заявлении Министерства иностранных дел Великобритании. «Она также впервые с момента снятия с вооружения Великобритании своего суверенного ядерного оружия воздушного базирования после окончания холодной войны вновь вводит ядерную роль для Королевских военно-воздушных сил».
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте «решительно приветствовал» это заявление как «еще один весомый вклад Великобритании в НАТО».
Объявление, приуроченное к саммиту НАТО, который проходил в Гааге, соответствует широкомасштабному Обзору стратегической обороны Великобритании, в котором содержится призыв к «большему количеству F-35» в течение следующего десятилетия. В обзоре предполагается, что это может означать «смешение» F-35A, версии многоцелевого реактивного самолета с обычным взлетом и посадкой, или F-35B, варианта с коротким взлетом и вертикальной посадкой.
«Стратегический обзор обороны подтвердил, что мы сталкиваемся с новыми ядерными рисками, поскольку другие государства увеличивают, модернизируют и диверсифицируют свои ядерные арсеналы», — заявил министр обороны Великобритании Джон Хили. «И он рекомендовал новую роль Великобритании в нашей коллективной обороне и сдерживании посредством подхода, ориентированного на НАТО».
Страны НАТО соберут средства на спутниковую съемку для Украины
Консорциум украинских, скандинавских и восточноевропейских компаний надеется привлечь более 100 миллионов евро (115 миллионов долларов США) для создания группировки из более чем 70 спутников, которые будут предоставлять разведданные вдоль границы с Россией.
Этот шаг предпринят накануне саммита НАТО.
Сторонники проекта надеются получить финансирование от частных компаний к концу 2026 года и полностью ввести в эксплуатацию созвездие к концу этого десятилетия, рассказал в интервью SpaceNews (23.06.2025) Евгений Рокицкий, генеральный директор промышленной группы, известной как Альянс украинских аэрокосмических кластеров, и руководитель проекта.
Спутниковая группировка двойного назначения, получившая название Intermarsat, будет состоять из более чем 70 малых спутников на солнечно-синхронной орбите на высоте около 500 километров (310 миль). Она будет обеспечивать ежедневные повторные посещения через пояс между Балтийским и Средиземным морями, охватывая страны на севере от Финляндии и Эстонии и на юге от Болгарии.
Ожидается, что сбор средств начнется в ближайшие недели, сказал Рокицкий.
Еще до начала СВО в 2022 году спутниковые данные от американских коммерческих поставщиков и правительства США были незаменимы для украинских сил, позволяя им быть в курсе перемещений российских военных. Но ухудшение отношений между украинским правительством и администрацией Трампа заставило лидеров Восточной Европы опасаться, что это стратегическое преимущество может исчезнуть. Временная пауза в обмене разведывательными данными, навязанная Украине правительством США в марте 2025 года, подтолкнула восточноевропейскую космическую технологическую сцену к действию.
Планируемая группировка будет оснащена оптическими камерами, снимающими поверхность планеты с разрешением около 50 сантиметров (20 дюймов), а также радиолокационными станциями с синтезированной апертурой (SAR), которые будут видеть сквозь облака и в темноте.
Предварительное технико-экономическое обоснование, проведенное Всеукраинским альянсом инновационных космическо-технологических кластеров, пришло к выводу, что Украина и ее партнеры в регионе Северной и Восточной Европы, включая Финляндию, страны Балтии, Польшу, Чехию и Болгарию, имеют внутренние технологические возможности для реализации такого проекта в течение ближайших пяти лет.
«Идея состоит в том, чтобы вывести продукцию на рынок в кратчайшие сроки», — сказал Рокицкий. «Многие страны региона обладают передовыми, проверенными в космосе спутниковыми технологиями, включая спутниковые платформы, двигатели и электронное оборудование, которые могут быть легко доступны».
Болгарская Endurosat и литовская NanoAvionics производят небольшие спутниковые платформы и уже поставили более 10 спутников каждая клиентам. Кроме того, чешская TRL Space в настоящее время проводит краудфандинговую кампанию по созданию оптического спутника наблюдения Земли (EO) высокого разрешения для Украины — первого из запланированного созвездия из пяти спутников.
Возможности Украины по наблюдению за Землей
Рокицкий сообщил, что Украина рассматривала возможность создания собственной группировки спутников наблюдения еще до начала СВО в 2022 году, однако ранее пришла к выводу, что этот проект выходит за рамки финансовых возможностей страны.
«Для гражданских и охранных целей нам нужны ежедневные повторные посещения всего региона, а это может обеспечить только группировка из более чем 70 спутников», — сказал Рокицкий. «Бюджет превысит 100 миллионов евро, и это то, что ни одна страна в регионе не сможет себе позволить в одиночку. Но мы поняли, что можем разделить расходы и технологическую экспертизу с другими странами в регионе, у которых есть схожие проблемы безопасности».
Украина запустила два спутника ЭО с момента своего отделения от Советского Союза в 1991 году. Космический аппарат «Сич 2-1», разработанный базирующимся в Днепре государственным гигантом — Государственным конструкторским бюро «Южное», вращался вокруг планеты с 2011 по 2012 год. Его преемник, «Сич 2-30», вышел в космос в январе 2022 года, примерно за шесть недель до того, как российские танки пересекли границы Украины.
На протяжении всей войны силы обороны Украины в основном полагались на изображения со спутников-шпионов, эксплуатируемых правительством США и американскими коммерческими провайдерами, такими как Maxar Technologies и Planet. Финский оператор спутников поиска и спасания ICEYE также был ключевым союзником, даже продав Украине эксклюзивный доступ к одному из своих спутников после краудфандинговой кампании в 2022 году.
Изменение приоритетов
Поскольку в Европе были легкодоступны современные снимки, аппетит к инвестициям в отечественную космическую инфраструктуру был низким до недавнего времени, сказал Рокицкий. Но недавнее изменение позиции Белого дома привело к изменению приоритетов европейских инвесторов.
«До конца 2024 года космос не был приоритетом для европейских оборонных расходов», — сказал Рокицкий. «Но сейчас ситуация изменилась. Мы видим гораздо большую открытость со стороны венчурных фондов, а также европейских властей в обсуждении этих инвестиций, что дает нам уверенность в том, что у нас будет финансирование для начала разработки проекта в 2026 году с целью вывести всю группировку на орбиту через пять лет».
«Созвездие предоставит североевропейскому и восточноевропейскому микрорегиону стратегическую автономию в получении подробной и своевременной информации для выполнения оборонных задач, логистики и других», — сказал Рокицкий. «Идея состоит в том, чтобы вся инфраструктура была общей, а архитектура разрабатывалась совместно».
Рокицкий ожидает, что большая часть финансирования поступит из частных источников, а затем консорциум будет продавать услуги европейским правительствам на основе долгосрочных контрактов.
Инициатива была впервые представлена на вебинаре, проведенном Альянсом украинских аэрокосмических кластеров и его европейскими партнерами 16 апреля 2025 года в рамках пропагандистской кампании Clusters4Defense.