Каковы промежуточные итоги войны на Украине, именуемой СВО? Их измеряют числом отбитых на Украине городов и селений, квадратными километрами освобождённых территорий, числом уничтоженных украинских танков, самолётов, систем залпового огня, потерями регулярной украинской армии и отрядов наёмников. Это потери поля боя.

Но есть другие грандиозные итоги. Мощный консолидированный Запад, помогавший Украине выстоять, оказался расколотым на Америку и Европу. И больше нет объединённого Запада, а есть бушующий непредсказуемый Трамп и множество растерянных европейских чиновников. Европейский союз, казавшийся новой европейской империей, наследницей Рима, Карла Великого, Наполеона, этот гранёный, сверкающий геополитический кристалл превратился в жидкий кисель, грязный лагерь для беженцев. Европейские страны собирают остатки национальной воли, готовые восстать и рассыпать трухлявый европейский муравейник. И в Европе вновь обнаружится «и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений».

Неуклонно формируется антизападный союз Китая, Ирана и России, и на дальних подступах к этому союзу находится Индия. Громадные необратимые перемены происходят в самой России. Напрочь отсечён тот злосчастный период российской истории, когда изнасилованную Россию заталкивали в глобализм, и к её ранам присосалось множество кровососов, и она чахла, как узники концлагеря, у которых отбирают кровь.

Схлынуло то ядовитое, огнедышащее племя художников, литераторов, журналистов, высоколобых политологов, которые духовно окормляли либеральную Россию, превратив её в нарядный праздничный крематорий, где сгорали великие русские ценности, гибла советская цивилизация, и кочегарами у этой печи стояли «Мемориал»*, Сахаровский центр*, «Эхо Москвы»*, «Фонд борьбы с коррупцией»*. Изымаются из школ и вузов изданные на деньги Сороса учебники, в которых Россию представляют уродцем, отравляющим жизнь человечества.

Пишутся новые учебники и книги, создаётся патриотическая концепция русской истории, философии, общественной мысли. И нет хода назад, в девяностые, где людоедствовал Гайдар с пузырьком крови на чмокающих губах, Хакамада каркающим голосом учила голодных шахтёров питаться грибами и ягодами, и Борис Немцов, губернатор Нижнего Новгорода, отказывался принимать делегацию русских писателей, называя их фашистами.

Начинается русское возрождение, сквозь асфальт, ломая его корку, пробиваются русские цветы. Один из признаков этого цветения — возникающие по всем городам хоры, танцевальные ансамбли, фольклорные кружки, возвращающие к жизни великое народное искусство. Не то, что прошло стерилизацию концертных программ и в кокошниках под гармошки и балалайки полнится безвкусными однодневками. А могучее, донное, изначальное, как огненная магма, кипит в глубинах народной жизни. Исчезли старинные деревенские хоры, ушли голубоглазые старухи-певуньи, но их великое наследие, сбережённое фольклористами, возвращается в жизнь. Молодые голоса в их подлинном народном звучании исполняют величальные, свадебные, походные, разбойные песни. И эти песни, как молодильные яблоки или живая вода, делают тебя молодым, любящим, верящим, бесстрашным — бессмертным.

Кто не пел в народном хоре, тот не изведал чудесное преображение, когда твоя отдельная жизнь соединяется с жизнями других в братской любви и красоте, в стремлении к небу. Пение в хоре — фольклорном или церковном — сродни молитве. И во время пения наступает такое мгновение, когда твоя отдельная смертная жизнь исчезает и сочетается с жизнью твоего народа. Ты становишься бессмертным и узнаёшь о том, что в жизни существует великое ликование, великое чудо, великое обожание человека, цветка или звезды небесной.

Есть замысел — собрать у священного Изборского холма в чистых полях среди колокольчиков и ромашек лучших народных певцов и танцоров и талантом великого хореографа сотворить действо — Весну священную, вселенское воскрешение. Хоры поют о великой войне, о великой беде, о свалившемся на Россию нашествии. И в этом нашествии погибает воин — солдат СВО в бронежилете и каске, тот, что воюет сегодня в окопах Донбасса. Его смерть оплакивают плачеи, над ним раздаются надгробные рыдания, обливаются слезами плакальщики. Его воскрешать приходят волхвы, творят тайные заговоры, волхования, развешивают над ним полотенца, шитые алыми шелками. Окружают его лентами, водят вокруг хороводы, и в пение включаются всё новые и новые хоры. Поются песни былинных времён, древние богатырские песнопения. Поются песни великих походов — стрелецкие времён Ивана Васильевича Грозного, солдатские, рекрутские, семёновские, преображенские. Поются песни о взятии Казани, о сокрушении Стефана Батория, о Полтавской победе. Поются казачьи — верховые, походные. Поются песни Великой Отечественной, как они звучали среди горящих смоленских деревень и разорённых новгородских церквей. Их мощь, их целительная, воскресительная сила омывают павшего героя, силятся вернуть ему жизнь. И последней воскресительной каплей, драгоценной воскресительной слезой звучит пасхальное песнопение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». И воин встаёт из смерти. Он снова молод, прекрасен, и вместе со всеми хорами у Священного холма поёт божественную песню о русском воскрешении, которым восполняются все траты, срастаются все переломы, залечиваются все раны. И Россия, воскресшая из немочей, одолевшая всех супостатов, восходит к своему божественному бессмертию.

* Ликвидированные в РФ НКО-иноагенты, СМИ-иноагент, запрещённая в РФ экстремистская организация, нежелательная в РФ организация

ИсточникДзен
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...