Нацизм есть нацизм

Сергей Черняховский

Те, кто его оправдывает, не могут быть ни поняты, ни прощены, ибо знают, к чему привел нацизм

Патриотическая платформа «Единой России» одобрила проект закона, предусматривающего уголовную ответственность за реабилитацию нацизма. Председатель депутатского комитета по безопасности, соавтор законопроекта Ирина Яровая сообщила о внесении пакета документов на рассмотрение профильного комитета и пообещала поспособствовать принятию закона до 9 Мая.

Депутаты предлагают штрафовать на 500 000 рублей или сажать на пять лет тех, кто отрицает факты, установленные Международным военным трибуналом, одобряет преступления нацизма и распространяет заведомо ложные сведения о деятельности СССР во время Второй мировой войны.

Нужен ли такой закон? Давайте разбираться.

Есть (был) нацизм. И есть оправдание нацизма. И второе хуже первого.

Немцы, открывшие дорогу нацизму в 1933 году, могли не понимать того, чем он обернется на деле, и могли не предвидеть последствий своих действий. Многие нацисты сами тогда могли не знать всего о практике своих лидеров и оказаться обманутыми громкими фразами.

Первых нет оснований десятилетиями попрекать ошибкой, жертвами которой стали прежде всего они сами. Вторых же их незнание не оправдывает и вины с них не снимает, хотя можно понять трагичность ловушки, в которой они оказались.

Те, кто в той или иной форме оправдывает нацизм сегодня, много хуже, чем те, о ком идет речь выше. Они не могут быть ни поняты, ни прощены, ибо они отличаются тем, что всё знают – и к чему нацизм привел, и во что обошлась победа над ним.

Оправдание нацизма состоит не только в прямом оправдании и не только в ретрансляции лозунгов нацистов. Оно сегодня чаще оказывается косвенным, но еще более кощунственным.

Умаление подвига советского народа в спасении мира от фашизма – это оправдание нацизма, потому что предполагает, что нацизм был не так уж и страшен, и не стоило от него спасать мир.

Приравнивание СССР к гитлеровской Германии – это только на первый взгляд не оправдание нацизма, а осуждение СССР, потому что предполагает, что в 1940-е годы мир имел дело не с войной за его спасение, а со схваткой одинаково преступных хищников. И если рассматривать вопрос так, то на следующем шагу кто-то скажет, что это нацизм пытался спасти мир от СССР, но ему это не удалось. Примерно так уже заявляют в Прибалтике, Польше и на Западной Украине. То есть такое приравнивание – это лишь рассчитанное на будущее воздействие оправдание нацизма.

Спрашивать в годовщину блокады Ленинграда, не лучше ли было бы его не защищать, а сдаться, – тоже оправдание нацизма, потому что предполагает, что с ним вообще не стоило бороться, и ничего страшного не было бы, если бы его приняли и при нем жили.

Сам вопрос предполагает, что в нацизме вообще нет ничего страшного: можно расслабиться и получить удовольствие. Кстати, кроме всего прочего, он предполагает, что либо с той частью жителей Ленинграда, которых нацисты относили к недостойным существования по этническому признаку, не было бы ничего страшного, либо предполагает отрицание того, что нацисты просто отправили бы их в свой «Бабий Яр». В Киеве нацистам поверили. То есть этот вопрос – и оправдание нацизма, и отрицание Холокоста. И все это – в дни юбилея в Ленинграде и в дни памяти жертв Холокоста.

Погромы в Киеве в январе этого года – это оправдание нацизма. Снос памятников тем, кто спас от него мир, – это оправдание нацизма, потому что предполагает, что те, кто отдал жизнь, сражаясь с ним, не герои и благодарности и памяти о себе не заслуживают.

Дискредитация памяти военачальников и руководителей армии, сражавшейся с нацизмом, – это оправдание нацизма. Потому что предполагает, что если победа над нацизмом была одержана глупцами и бездарностями – значит, нацисты были не так сильны и не так страшны. А если ее возглавляли преступники, то нацизм объявляется борцом с преступниками, а война против нацизма – преступлением.

Когда польские депутаты в Понеже хотят снести памятник Черняховскому по обвинению в том, что он причастен к депортации участников формирований Армии Крайовой, которая перемежала совместные действия против вермахта с открытыми столкновениями с советскими войсками и этническими чистками непольского населения, – это реабилитация нацизма. Потому что предполагает, что советские войска были для ее руководителей такими же врагами, как нацисты, то есть что в нацистах ничего особенного не было и они были плохи не потому, что были нацистами, а лишь потому, что воевали против Польши.

Среди прочего, решение о сносе памятника Черняховскому – это решение о сносе памятника участнику битвы за Ленинград, принимаемое в юбилей победы под Ленинградом.

Все это – именно последовательная линия реабилитации нацизма.

Нацизм оправдывают частью потому, что, похоже, со сладострастием мазохиста сожалеют о том, что не остались под его властью; частью потому, что хотят принизить роль СССР/России в истории мира – и, тем более, принизить Россию сегодня. Если мы – спасители мира, нужно признавать наше значение и наше место гарантов современного мироустройства.

Если советский народ и СССР – примерно то же, что и нацизм, значит, современная Россия должна каяться и каяться, признавая право каждого международного авантюриста требовать от нее извинений и покаяний и отказаться от права голоса в сегодняшней мировой политике.

«Дождь» был в своей акции и своих отговорках и жалобах бестактен и безобразен. Но, возможно, из-за отсутствия внутренней культуры и бестактности. Те, кто пытается его защищать или оправдывать на улицах или в суде, уже сознательно защищают право на реабилитацию нацизма.

Участники формирований Армии Крайовой, воюя против освобождавших Польшу от фашизма советских войск, помогали военной агонии нацизма и умножали жертвы тех, кто с ним боролся. Выполняя шедшие из Лондона приказы, они, возможно, думали, что воюют за Польшу. Те, кто сносит памятники освободителям Польши от нацизма, уже сознательно оправдывают нацизм.

Не нужно делать вид, что кому-то непонятно, что такое оправдание нацизма. Этот вопрос задают те, кто хочет затуманить очевидное: оправдание нацизма – это все то, что содействует умалению его преступлений и роли советского народа в спасении мира от нацизма, дискредитирует борьбу СССР и его союзников против нацизма – и немецкого, и украинского, и польского, а также его и их солдат и военачальников.

Нацизм есть нацизм. Оправдание нацизма есть оправдание нацизма. И преступление есть преступление.

КМ.ru28.02.2014

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...