Катастрофа культуры

Сергей Черняховский

Политическая катастрофа, происходящая на Украине, понятна. Экономическая – не менее очевидна. Назревает и международная катастрофа, и чем она закончится, трудно сейчас сказать. Но на Украине нарастает и катастрофа культурного наследия: разрушение памятников.

Начиналось все с "политически мотивированных" разрушений – уничтожались памятники Ленину. Хотя для Украины их разрушение двусмысленно, ведь независимость Украины была признана именно Лениным. И именно он воспрепятствовал в 1922 году ее возвращению в состав России на правах автономии, отстояв сохранение Украины в качестве Союзной республики, то есть сохранил формальный государственный статус.

Уважать главу государства, утвердившего в стране нынешнее республиканское и конституционное правление, украинцам нужно было бы просто из чувства приличия, вне зависимости от отношения к идеям, которые он исповедовал. Но вслед за памятниками Ленину начали уничтожать памятники Кутузову, Ватутину, солдатам, освобождавшим Украину от гитлеровской оккупации.

Тут дело уже не в политике – речь идет о гуманитарной и ментальной катастрофе. Любой памятник так или иначе представляет эпоху, чью-либо память и чьи-либо сакральные начала. Памятник – это символ ценности. И символ уважения ценностей. Уважения и к тому, что кто-то может быть не таким как ты, но тоже имеет право на свои ценности и свою идентификацию. Тот, кто уничтожает памятники, пытается вычеркнуть из истории эпоху и память людей, топчет их души.

Политически это вообще глупо – удары по истории вернуться сторицей. И если ты снес чужой храм или статую чужого героя, ты утверждаешь правила, согласно которым можно будет снести и твои храмы, и твоих героев. На Украине сегодня утверждаются правила, согласно которым можно уничтожать чужую память и наследие культуры.

Между тем, правители сменятся, политические оценки поменяются, а своего наследия народ лишится. Не все сегодня об этом помнят, но созданная в 1946 году ЮНЕСКО родилась из созванной еще в 1942 году в Лондоне конференции глав Минобразования европейских стран, которая собралась именно для решения вопросов о том, как восстанавливать после войны систему образования и сохранения культуры и культурного наследия.

Сегодня нужны какие-то меры, с одной стороны, для защиты памятников культуры на Украине, с другой – для защиты памятников культурного наследия всего постсоветского пространства. Понятно, что наследие советского периода оказывается часто в центре политического противостояния, но политики приходят и уходят, а память народов остается.

Нужно все-таки договориться: то, что создано предыдущими поколениями, не должно разрушаться. Возможно, они считали верными не те идеи, которые считаем верными мы, но мы уйдем так же, как ушли они, и оценки будут выносить совсем другие люди. Для одних это памятники величия эпохи, для других – памятники ее заблуждения. И об этом тоже нужно сохранять память. Ведь сначала уничтожают памятники тем, которые не нравятся одним, потом те, которые не нравятся другим, а затем начинают разрушать все просто потому, что втянулись – для самоутверждения и эпатажа.

Нужна встреча представителей России и Украины для обсуждения мер сохранения культурного наследия – в первую очередь, веков совместного существования в одном государстве. Нужно вето на повреждение и уничтожение любых памятников истории. И такую же встречу надо, наверное, провести с представителями всех государств на всем постсоветской пространстве.

Точно так же, как существует договор о неприменении и нераспространении ядерного оружия, нужен договор или соглашение о сохранении культурного наследия бывшей общей страны, не использовании в политической борьбе методов разрушения культурных объектов и надругательства над памятью.

К сожалению, современная практика разрушения культурного достояния во многом восходит к печальным событиям 1991 года в России. Поэтому, наверное, именно России нужно сегодня показать пример моратория на разрушение. И дело не только в том, чтобы больше не разрушать, но и в том, чтобы осудить разрушение объектов культуры как таковых и восстановить разрушенное.

Россия сегодня восстанавливает памятники, разрушенные при советской власти, но нужно восстанавливать и памятники, созданные при ней. И первую очередь те, что имеют неоспоримую художественную ценность. Следует прекратить призывы к разрушению памятников. Возможно, сами эти призывы нужно определенным образом законодательно оценивать. И нужно прекратить кампанию призывов к переименованиям. Исторический объект люди все равно будут называть тем именем, которое для них наиболее значимо. В свое время даже приговор "забыть Герострата" лишь увековечил его память.

Примерно понятно, как можно прекратить спор вокруг названий объектов культурного наследия, улиц и городов. Это нужно сделать так, как сделано в Конституции РФ, где установлено, что наименования "Россия" и "Российская Федерация" равноправны. И так, как это сделано в гимне северной столицы России, где одновременно звучат все три имени города: "Петербург-Петроград-Ленинград".

Те объекты, которые в своем наименовании вызывают споры, должны сохранить двойные наименования. И если мы восстанавливаем один памятник, то мы не должны разрушать другой, даже если он стоял на месте восстанавливаемого.

Новая политика 7.03.2014

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...