Владимир Овчинский: «Железная леди» — самурай в стиле хэви-металл

Новый премьер – министр Японии Санаэ Такаити правит своей страной меньше месяца, но уже приковала внимание всего мира к своей персоне и судьбе Японии.

У Такаити очень яркая биография. После Университета Кобэ она отправилась в США, где работала помощником конгрессмена от Демократической партии США Патриции Шредер.

После возвращения в Японию работала телеведущей.

В 1993 году впервые была избрана в Палату представителей в качестве независимого кандидата.

В 1996 году вступила в Либерально – демократическую партию.

В 2014 году назначена министром внутренних дел и коммуникаций в кабинете Синдзо Абэ.

В 2022 году Фумио Кисида назначил её министром экономической безопасности.

4 октября 2025 года избрана председателем Либерально – демократической партии.

И 25 октября 2025 года стала премьер – министром Японии.

Идеал политика для Такаити – «железная леди» Маргарет Тэтчер.

Любимая музыка – хэви–металл. Она сама профессионально пела и играла на барабанах (и делает это до сих пор).

Стратегический поворот Японии?

«Когда новый премьер-министр Японии Санаэ Такаити объявила, что Токио проинформирует Дональда Трампа о своем намерении «наращивать свою военную мощь и совершенствовать стратегию безопасности», это послание было адресовано далеко за пределы Вашингтона» — пишет индийский политолог Соумья Ранджан Гахир на бельгийском сайте Modern Diplomasy в статье «Такаити знаменует собой поворот Японии к стратегической зрелости» (12.11.2025).

«Это стало сигналом о приходе лидера, готового изменить идентичность Японии, превратив её из державы, скованной пацифизмом, в державу, руководствующуюся принципом готовности. Согласно последним сообщениям, правительство Такаити намерено ускорить пятилетнее наращивание военного потенциала Японии и показать Трампу серьёзность намерений страны укрепить свою оборонную позицию».

Для страны, построившей свою послевоенную репутацию на сдержанности, это знаменует собой решающий момент. В условиях расширения военного влияния Китая, постоянных испытаний ракет Северной Кореей и сохраняющихся сомнений в долгосрочной надёжности американских обязательств стратегическая двусмысленность больше не кажется безопасной.

«Нормализация» военной ситуации и суверенитет

Подъём Такаити в Либерально-демократической партии (ЛДП) не произошёл на пустом месте. Она вышла из самого консервативного крыла партии, долгое время связанного с бывшим премьер-министром Синдзо Абэ. Она унаследовала его программу пересмотра конституции и «нормализации» военной ситуации, но добавила к ней более чёткую и чёткую формулировку суверенитета. Если предыдущие лидеры часто прибегали к эвфемизмам, то она уверенно утверждает, что «государство, неспособное защитить себя, не может называть себя по-настоящему независимым».

Её первые политические шаги соответствуют этой риторике. В своём первом выступлении в парламенте Такаити пообещала достичь уровня расходов на оборону около 2% ВВП в 2025 финансовом году, на два года раньше срока, установленного предыдущей администрацией в 2027 году.

Она поддержала расширение так называемых возможностей «ответного удара» – систем большой дальности, которые позволят Японии отреагировать в случае неминуемого ракетного нападения, – и подтвердила приверженность Токио принципу свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (FOIP) вместе с такими партнёрами, как Индия и Австралия.

Критики видят в этом постепенное разрушение моральной дистанции, которую Япония когда-то держала от жёсткой силы. Сторонники же видят в этом лишь запоздалое признание того, что региональная обстановка изменилась до неузнаваемости.

Логика готовности

Такаити преподносит готовность не как провокацию, а как благоразумие. Её публичный образ – чёткий, дисциплинированный и невозмутимый – подкрепляет это послание. Есть определённая ирония в том, что первая женщина-премьер-министр Японии продвигает самую настойчивую повестку дня в сфере безопасности. Однако именно поэтому её восхождение так важно: она превращает символизм в стратегию.

Её мировоззрение напрямую основано на решении Абэ, принятом в 2014 году, переосмыслить статью 9 Конституции, допускающую ограниченную коллективную самооборону и позволяющую Японии оказывать помощь союзникам, подвергшимся нападению. С тех пор сменявшие друг друга правительства расширяли роль и возможности Сил самообороны (ССО) и углубляли связи в сфере безопасности с другими демократическими странами. Стратегия национальной безопасности (СНБ), представленная в 2022 году тогдашним премьер-министром Фумио Кисидой, официально признавала необходимость «способностей ответного удара» и более широкого понимания национальной безопасности. Задача Такаити — превратить эти документы в практическую политику.

Она дала понять, что её повестка дня в области безопасности будет тесно связана с экономической безопасностью. На практике это означает согласование оборонного планирования с инвестициями в полупроводники, киберустойчивость и передовые технологии, такие как искусственный интеллект, – направления, уже признанные в Токио стратегическими, а не чисто коммерческими. Идея ясна: в доктрине Такаити национальная безопасность начинается задолго до поля боя, в цепочках поставок, центрах обработки данных и промышленной политике.

Японское общество перестраивается

Недавние опросы общественного мнения свидетельствуют о росте беспокойства по поводу региональной безопасности, несмотря на то, что многие граждане по-прежнему опасаются повышения налогов для финансирования обороны. Молодые японцы, в частности, чаще рассматривают конфликт в регионе как реальный риск, а не как далёкое воспоминание. Для них пацифизм — это скорее не моральная идентичность, а скорее правовая база, которая, возможно, нуждается в обновлении.

Этот культурный сдвиг, от самоограничения к осторожной самостоятельности, даёт Такаити простор для маневра. Но её мандат не безграничен. Она возглавляет страну, по-прежнему зависящую от Соединённых Штатов в плане высококлассной разведки и расширенного ядерного сдерживания.

Поэтому её проект заключается не в разрыве связей, а в их восстановлении: в обеспечении того, чтобы Япония могла твердо стоять на ногах, не выходя из альянса, десятилетиями обеспечивавшего её безопасность. Её любимая фраза о том, что Япония должна действовать как «ответственный союзник», отражает это тщательно продуманное уравнение: государство, достаточно сильное, чтобы вносить свой вклад, но при этом достаточно мудрое, чтобы понимать, что одной лишь силы редко бывает достаточно.

В то время как Япония при Такаити перестраивает границы между пацифизмом и властью, центральным вопросом остаётся: является ли это становлением более зрелой стратегической автономии или первым проявлением более жёсткого, более идеологизированного национализма? Ответ определит не только будущее Японии, но и баланс сил во всём Индо-Тихоокеанском регионе.

В основе обновлённой политики безопасности Японии лежит союз с Соединёнными Штатами – структура, которая с 1951 года одновременно гарантировала и ограничивала японский суверенитет. Цель премьер-министра Санаэ Такаити – не ослабить эту связь, а переосмыслить её как партнёрство между равными. Её план проинформировать Дональда Трампа об ускоренном наращивании обороноспособности Японии был продуманным дипломатическим ходом: сигналом о том, что Токио останется надёжным союзником, независимо от политических настроений Вашингтона.

Это страховка, а не бунт. Непредсказуемость политики США в период предыдущего президентства Трампа продемонстрировала зависимость Японии от доброй воли Америки. Расширяя систему противоракетной обороны, киберпотенциал и систему морского наблюдения, Такаити стремится стабилизировать альянс посредством укрепления доверия. Её послание ясно: Япония никогда больше не будет младшим партнёром, которому придётся выбирать между лояльностью и самосохранением.

Баланс силы и восприятия

Такаити также признаёт, что сила требует пристального внимания. Историческая память всё ещё влияет на отношение Восточной Азии к перевооружению Японии, и даже незначительные жесты могут возродить подозрения в регионе. Поэтому её администрация делает акцент на прозрачности. Действующая Стратегия национальной безопасности, которую её правительство готовится обновить к 2026 году, по-прежнему описывает оборонную политику Японии как «исключительно ориентированную на оборону». Встраивание сдерживания в более широкую концепцию всеобъемлющей безопасности, охватывающую цепочки поставок, энергетическую устойчивость и передовые технологии, позволило Токио расширить свой потенциал, не отказываясь от своей пацифистской позиции.

Внутри страны такая позиция способствовала снижению напряженности. Новая коалиция с Японской инновационной партией предоставляет Такаити больше свободы в вопросах оборонного законодательства, в то время как общественные дебаты сместились с вопроса о том, следует ли Японии перевооружаться, на вопрос о том, как это следует делать ответственно. Опрос, проведенный МИД в 2024 году, выявил растущую поддержку укрепления Сил самообороны, в то время как в сообщении «Рейтерс» (вражье сми) со ссылкой на опрос «Иомиури» отмечалось общественное сопротивление повышению налогов на оборону. Эта тенденция свидетельствует о прагматичном консенсусе: Япония поддерживает боеготовность, но на своих финансовых условиях.

Индо-Тихоокеанская сеть

Токио выстраивает сеть пересекающихся партнёрств. Соглашения о взаимном доступе теперь связывают Японию с Австралией, Великобританией и Филиппинами, а сотрудничество в области безопасности и технологий с Индией и Вьетнамом расширяет сотрудничество в области морского наблюдения, полупроводников и критической инфраструктуры. Эти связи придают конкретную форму концепции свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (FOIP), превращая её из лозунга в оперативную систему обеспечения региональной стабильности.

Благодаря этой сети Такаити позиционирует Японию как посредника в обеспечении коллективной безопасности, а не потенциального гегемона. Этот подход контрастирует с транзакционным национализмом, часто ассоциируемым с дипломатией эпохи Трампа. Если популизм рассматривает альянсы как издержки, то Такаити представляет их как общие инвестиции. Её доктрина утверждает, что автономия и выравнивание дополняют друг друга: автономия даёт рычаги воздействия, а выравнивание умножает влияние.

Таким образом, «трансформация Японии при Такаити – это скорее эволюция, чем разрыв. Пацифистский идеал, сформировавший её послевоенную дипломатию, сохраняется, но теперь он сосуществует с убеждением, что мир требует возможностей».

«Если её правительство сохранит прозрачность за рубежом и умеренность внутри страны, Япония может стать надёжным якорем Индо-Тихоокеанского региона, демократией, способной к сдерживанию без доминирования. Если напористая риторика опередит осторожную дипломатию, это грозит возрождением той самой неуверенности, которую Токио стремится утихомирить.

Сейчас Япония находится в ключевом промежуточном положении: между автономией и зависимостью, благоразумием и амбициями. Её траектория при Такаити открывает более широкую истину для региона: сдерживание и дипломатия не обязательно должны быть противоположностями, и что стратегическая автономия, смягчённая ответственностью, всё ещё может быть языком мира».

Япония и ядерное оружие

«Рейтерс» (12.11.2025) пишет, что отношение к ядерному оружию в Японии меняется.

Санаэ Такаити в первые же дни своего пребывания на посту премьера Японии намекнула на возможное изменение десятилетних принципов страны, не связанных с ядерным оружием, что породило предположения о том, что она может попытаться пересмотреть запрет на ввоз такого оружия на свою территорию.

10 ноября 2025 года в парламенте Такаити заявила, что «не может сказать, будут ли эти три принципа — не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие на свою территорию — сохранены в предстоящем пересмотре стратегии безопасности Японии».

«Я не могу сделать однозначного заявления или сказать, что это будет написано именно так», — сказала она, отвечая на вопрос оппозиционного депутата. Она добавила, что на данный момент правительство по-прежнему придерживается этих принципов как своего рода политического ориентира.

Ее прошлые высказывания и отказ выполнять обещание, которого придерживалась японская администрация с 1967 года, породили вероятность того, что она попытается пересмотреть третий принцип, запрещающий попадание ядерного оружия на территорию Японии.

В книге, изданной в 2024 году, ещё до вступления в должность, она назвала этот принцип нереалистичным, поскольку Соединённым Штатам, возможно, придётся разместить ядерное оружие в Японии для сдерживания соперников. Япония, как и соседняя Южная Корея, находится под защитой так называемого ядерного зонтика Вашингтона.

По данным расследования «Рейтерс», опубликованного в августе 2025 года, в Японии растёт политическая и общественная готовность ослабить это обещание, хотя эта тема остается табу в единственной стране, пострадавшей от атомной бомбардировки.

Некоторые законодатели правящей Либерально-демократической партии Такаити заявили, что США следует разрешить доставить ядерное оружие в Японию на подводных лодках или других платформах для усиления сдерживания в условиях расширения Китаем своего ядерного арсенала.

Ее новый партнер по коалиции, Японская инновационная партия, ранее также выступала за пересмотр Японией этих трёх принципов.

Антиядерные группы в Японии решительно выступают против подобных шагов, заявляя, что Токио морально обязан противостоять ядерному оружию, в том числе его присутствию на японской территории, из-за ужасов бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в конце Второй мировой войны.

Но по мере того, как эти воспоминания меркнут, а региональные угрозы нарастают, опросы общественного мнения демонстрируют растущую открытость к обсуждению альтернативных вариантов ядерного оружия.

Главный вопрос для Японии — как будут развиваться отношения с Китаем

Первым серьёзным дипломатическим испытанием для Такаити стал Китай. В конце октября 2025 года, в кулуарах саммита АТЭС, она встретилась с председателем Си Цзиньпином, и оба договорились о развитии «конструктивных и стабильных отношений». Для лидера, которого часто изображают как воинствующего лидера, этот жест стал первым признаком выверенного прагматизма.

В экономическом плане Китай остаётся крупнейшим торговым партнёром Японии. В стратегическом плане он также является главным источником напряжённости.

Формула Такаити – твёрдость без агрессии, взаимодействие без зависимости – направлена ​​на сдерживание соперничества при сохранении диалога. Именно дипломатия превращает потенциал в авторитет: сдерживание, подкреплённое коммуникацией.

Тайвань – остров преткновения

Всего две недели назад новый премьер-министр Японии Санаэ Такаити пожимала руку китайскому лидеру Си Цзиньпину. Теперь же отношения между двумя азиатскими странами резко ухудшились из-за усиления националистической риторики в Китае.

Такаити оказалась втянута в растущую ссору с Пекином из-за Тайваня, который правящая Коммунистическая партия Китая считает своим, и красной линии, которую она предупредила другие страны не пересекать.

Скандал начался, когда 7 ноября Такаити заявила японскому парламенту, что нападение Китая на Тайвань, который находится всего в 100 километрах от японской территории, будет считаться «ситуацией, угрожающей существованию Японии», и может спровоцировать военный ответ со стороны Токио.

Пекин не исключает применения силы для взятия острова под контроль и в последние годы увеличил частоту и сложность своих военных учений вокруг Тайваня.

Предыдущие японские лидеры избегали обсуждения Тайваня в контексте военного ответа. Вашингтон же намеренно не даёт чётких ответов на гипотетическое вторжение, что известно как «стратегическая двусмысленность».

Обсуждение щекотливого вопроса обороны Тайваня уже вызывало споры с Пекином у других мировых лидеров. Бывший президент США Джо Байден во время своего пребывания у власти спровоцировал дипломатическую панику, неоднократно заявляя, что Соединённые Штаты готовы к военному вмешательству в случае нападения Китая на Тайвань. Это вынуждало Белый дом неоднократно отказываться от своих слов и каждый раз вызывало гнев в Пекине.

Замечания Такаити вызвали ещё более бурную реакцию.

«Грязную шею, которая в это влезает, нужно отрубить», — написал генеральный консул Китая в Осаке Сюэ Цзянь в сообщении в «Икс», которое впоследствии было удалено.

По данным «Рейтерс», с тех пор ситуация обострилась: Япония раскритиковала «крайне неуместный» пост Сюэ, а Тайвань выразил обеспокоенность по поводу «угрожающих» высказываний Сюэ.

Тем временем Пекин отстаивает свою позицию и комментарии Сюэ.

Представитель МИД Китая 10 ноября обвинил Японию в «грубом вмешательстве во внутренние дела Китая», заявив, что пост Сюэ был всего лишь ответом на «ошибочные и опасные замечания» Такаити.

Для некоторых противоречия отсылают к китайской дипломатии «волчьих воинов» — агрессивному стилю внешней политики, который появился в начале 2020-х годов. В рамках этого стиля китайские официальные лица часто использовали платформы социальных сетей, чтобы напрямую — и часто красочно — отвечать на любую критику Китая. Однако с тех пор эта тактика была сдержана, поскольку Пекин стремился вернуть утраченное расположение западных стран.

А в Китае, где уже наблюдается значительный всплеск антияпонских настроений, государственные СМИ и другие видные деятели на этой неделе ещё больше подогрели возмущение заявлением Такаити.

Газета «Жэньминь жибао», осудила Такаичи за «безрассудную болтовню» и предупредила: «Никто не должен питать иллюзий, что можно пересечь черту в тайваньском вопросе, не поплатившись за это».

В аккаунте государственной телекомпании CCTV в социальных сетях появился вопрос: «Ее что, лягнул по голове осел?»

Ху Сицзинь, китайский эксперт и бывший главный редактор государственного таблоида «Глобал таймс», выступил с более жёстким предупреждением, повторив угрозы дипломата Сюэ.

«Китайский боевой клинок, предназначенный для обезглавливания захватчиков, заточен до предела», — написал он 11 ноября. «Если японский милитаризм пожелает прийти в Тайваньский пролив, чтобы принести себя в жертву на наших клинках, мы выполним его желание».

Такаити заявила 10 ноября, что её комментарии были «гипотетическими», и что она воздержится от подобных заявлений в парламенте в будущем. Однако премьер-министр балансирует на грани, которую приходилось балансировать каждому японскому лидеру.

Китай остаётся крупнейшим торговым партнёром Японии, и Такаити унаследовала страну, переживающую растущие экономические трудности. В то же время, Такаити известна своими жёсткими консервативными взглядами, как и её наставник, бывший премьер-министр Синдзо Абэ. Она выступала за укрепление обороноспособности Японии и критиковала растущее военное присутствие Пекина в регионе.

Эта непростая ситуация в отношениях стала очевидной, когда Такаити встретился с Си Цзиньпином на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в конце октября. Два лидера договорились о развитии «стратегических взаимовыгодных отношений», заявила впоследствии Такаити. Однако она также подняла перед Си Цзиньпином острый вопрос о деятельности Китая в Восточно-Китайском море, в том числе вокруг островов, на которые претендуют обе страны.

Ещё до вступления в должность позиция Такаити по Тайваню была чёткой. Ранее в 2025 году она посетила остров и призвала к сотрудничеству по «военным проблемам», что Пекин тогда осудил. Во время саммита АТЭС она также встретилась с представителем Тайваня, что вновь вызвало гнев Китая.

Нынешняя ссора произошла в год, когда отношения между Японией и Китаем и без того напряженные, отчасти из-за колониального и военного прошлого Токио.

В сентябре 2025 года исполнилось 80 лет со дня окончания Второй мировой войны, и Пекин отметил это событие масштабным военным парадом. Между двумя странами существует давняя историческая вражда. Китай был важнейшим партнёром союзников, противостоя полномасштабному вторжению Японии, завершившемуся лишь формальной капитуляцией Токио в 1945 году.

Шрамы той эпохи глубоки. Японские императорские войска убили более 200 000 безоружных мужчин и мирных жителей, а также изнасиловали и подвергли пыткам десятки тысяч женщин и девочек. Это событие известно как Нанкинская резня – одно из самых ужасающих военных злодеяний XX века.

В преддверии парада китайские официальные лица усилили свою риторику, обвинив Японию в искажении истории. Масла в огонь подлил и тот факт, что в этом году Китай выпустил как минимум четыре фильма о Второй мировой войне, в том числе повествующие о Нанкинской резне и затоплении японского судна.

Опасаясь всплеска антияпонских настроений перед парадом, посольство Японии в Пекине предупредило своих граждан проявлять осторожность и избегать громко говорить по-японски в общественных местах — возможно, памятуя о том, что в последние годы в Китае участились случаи жестоких нападений на граждан Японии.

Эта сложная история затрагивает и Тайвань.

Остров когда-то был японской колонией, которую Китайская империя уступила Японии. После поражения Японии во Второй мировой войне правящие в Китае националисты взяли Тайвань под свой контроль, а затем, несколько лет спустя, бежали на остров и перенесли туда свою резиденцию после поражения в кровопролитной гражданской войне от Коммунистической партии Китая (КПК).

Сегодня КПК рассматривает этот самоуправляемый остров как свою территорию, хотя никогда не контролировала его, и поклялась захватить его силой, если это будет необходимо. Лидеры партии и государственные СМИ неоднократно заявляли, что окончание Второй мировой войны ознаменовало возвращение острова под власть Китая и освобождение от японской оккупации – точку зрения, на которую ссылались на этой неделе китайские официальные лица, критикуя Такаити.

«Япония несет историческую ответственность перед китайским народом в вопросе Тайваня, поскольку за 50 лет колониального правления на Тайване она совершила немыслимые преступления», — заявил в среду Чэнь Биньхуа, представитель Управления по делам Тайваня КНР, отвечая на вопрос о комментариях Такаити.

«Восемьдесят лет назад мы разгромили японских агрессоров, восстановили Тайвань и положили конец их оккупации и разграблению», — сказал он.

«Если кто-то снова попытается бросить вызов основным интересам Китая» или помешать воссоединению с Тайванем, заявил Чэнь, Пекин «никогда этого не примет и не потерпит».

***

Как поведет себя «железная леди» — самурай по отношению к Курильским островам – тоже вопрос весьма щекотливый и опасный с точки зрения развития отношений между Россией и Японией. Предыдущие ее высказывания были либо двусмысленными, либо прямо агрессивно – враждебными для России.

Скоро позиция прояснится.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...