Откроют ли англосаксы с помощью своих тюркских «прокси-» новый фронт борьбы с Россией на Южном Кавказе и в Прикаспии?

Статья первая:

О ситуации на Южном Кавказе после «падения» Карабаха: что стоит за перехватом Ереваном у Тбилиси инициативы на ниве евроатлантизма и разворотом от России Азербайджана?

Выступая в Сети ранее, в том числе и на площадке Изборского клуба, мы уже имели возможность осветить вопрос о том, как ведет себя «Анаконда» англосаксов практически на всем пространстве Вели-кого Лимитрофа — от Балтики до Кавказа и Каспия; как она, и не без успеха (не считая, правда. белорусского направления), осуществляет ныне геополитическое давление на все западное приграничье России, а кое-где производит и прямое его сжатие. Обратили мы внимание и на то обстоятельство, что, будучи самой устрашающей и огромной по размерам змеёй на свете (к тому же еще и прекрасным охотником), владеющей уникальной «техникой» сжатия своей жертвы, «работая» ныне с Россией, Анаконда в ряде случаев прибегает к «услугам» своего природного недруга. Мы имеем в виду «царицу» ядовитых змей и самую умную из всех обитателей «мирового серпентария» — королевскую кобру. Конечно, любые сравнения условны, тем более сравнения животных видов с человеческими сообществами, государствами, их альянсами и т.д., но, наблюдая, как англосаксонская «Анаконда» действует ныне на украинском направлении и то, как она умело направляет против нашей страны ядовитую донельзя необандеровскую «кобру» вкупе с инструкторами и наймитами из разных стран Запада, мы видим, что такого рода сравнение вполне уместно. И сказать, что в арсенале англосаксов ныне лишь эта — одна единственная — «королевская кобра», было бы опрометчиво.

К сожалению, ее «клоны-сестры», пусть и размером поменьше, и с ядом послабее в геополитических «запасниках» у Лондона, Брюсселя и Вашингтона есть. Причем в ряде случаев следует говорить об ассиметричных «тандемах» геополитических «кобр». О том, как это выглядит на практике, а именно в Причерноморье, где Запад (те же англосаксы, прежде всего) действует руками «тандема» Румыния + Молдова, мы недавно показали [1]. Видя, какая острая борьба России с Западом начинается сегодня за историческую Новороссию, и не только здесь, понимаешь, что альянс англосаксонской «Анаконды» и ее ситуативного партнера — «королевской кобры» (в ее размноженном виде) намерен активно действовать против России и Русского мира и дальше,

В данной статье речь пойдет о том, что происходит ныне на Южном Кавказе и в Прикаспии, с акцентом на то, что сулит нашей стране в дальнейшем развитие геополитической ситуации в плане национальной безопасности: смогут ли англосаксы с помощью своих тюркских «прокси-» превратить эту зону Евразии из пока еще потенциального ТВД в реальное поле военного столкновения России и Запада.

∗ ∗ ∗

К сожалению, в этой зоне мира и, что особенно важно для Москвы, на геополитически весьма значимой части постсоветского пространства продолжаются поползновения НАТО и ряда европейских «грандов» (прежде всего главного «ненавистника России» всех времен и народов — Британии) на предмет открытия в регионе «второго фронта» против России. Достаточно посмотреть на карту Великого Лимитрофа от Балтики до Каспия, где и напрямую, и руками Североатлантического альянса пытаются ныне задушить Россию, стремясь поставить под свой жесткий контроль геополитические «осколки» бывшей «Империи Кремля». До недавнего времени это очень четко просматривалось на примере Грузии, которую «западники» (прежде всего ушедшая в «отставку» в январе 2025 г. байденовская администрация США) в открытую призывали открыть «второй фронт» против РФ с целью помочь «нэзалэжной». Повод для этого в свое время дали сами власти Сакартвело, лидеры которой после «революции роз» взяли курс на евро-атлантическую интеграцию. И она (эта интеграция) очень быстро дала свои плоды в грузинском обществе. Если до 2003/2004 гг. грузинские политики и эксперты еще более-менее трезво обсуждали перспективы своей страны, учитывая ее объективную зажатость между Европой и Азией, взвешивая все «за» и «против» в противостоянии на грузинской почве евразийской идеологии и ценностей евроатлантизма, то после прихода к власти в стране «команды Саакашвили» правящая элита сделала однозначный выбор: был взят форсированный курс на евроатлантизм! В 2008 г. Брюссель дал «старт» на вступление Грузии в Альянс [2]. В кругу серьезных экспертов, правда, даже тогда безальтернативность официального Тбилиси вызывала немалый скепсис, и говорилось, что рвать все связи с Россией и включать машину русофобской пропаганды не надо — выйдет в итоге себе дороже. Ведь понятно, что Грузия как исторически была, так и продолжает оставаться лимитрофным государством. Только раньше она металась в основном между Россией и Востоком (Турцией и Ираном), после же «революции роз» маятник сместился, и она стала метаться между Россией и Европой или (если говорить шире) Западом.

Отрезвление грузинской элиты пришло поздней осенью 2024 г., когда в стране разразился электоральный кризис. Вначале он был связан с итогами парламентских выборов, а затем и выборов президентских. И там, и там победили представители партии, возглавляемой миллиардером Б. Иванишвили, — «Грузинская мечта». Но спонсируемая и вскормленная десятками и сотнями западных НПО оппозиция признавать их отказалась. Запад их поддержал. Точкой же отсчета стремительного ухудшения его отношений с официальным Тбилиси стало принятие законов «О прозрачности иностранного влияния» и «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних», который запрещал пропаганду ЛГБТ (запрещенного в РФ). ЕС резко «заморозил» свои отношения с Грузией, отказался от встреч на высоком уровне, приостановил финансовую помощь и интеграцию страны в союз, ссылаясь на невыполнение условий для начала переговоров. В свою очередь, США приостановили стратегическое партнерство и часть финансирования, ввели финансовые санкции лично против Б. Иванишвили. Пять стран ЕС, а также Великобритания, США и… Украина (господи, и эта туда же!), ввели визовые санкции против более 300 представителей грузинской власти. Напряжение в стране стало нарастать. Дело дошло до того, что «просроченный» президент Грузии С. Зурабишвили (кстати, гражданка Франции) возглавила оппозицию и вывела толпы людей на улицы грузинской столицы [3]. В стране едва не полыхнула «цветная революция». Грузинские события в ноябре/декабре 2024 г. со всей очевидностью показали, что гибридная война против нашей страны идет. И идет вовсю.

Как бы там ни было, но на грузинском направлении проамериканская/пронатовская линия поведения, которая после «революции роз» неуклонно проводилась местными атлантистами вплоть до декабря 2024 г., потерпела фиаско. Жесткое сопротивление партии «Грузинская мечта» стремлению Запада превратить Грузию в еще одну Анти-Россию не получилось. Хотелось бы надеяться, что данный процесс станет необратимым, и официальный Тбилиси в конце концов нормализует свои отношения с Москвой. Хотя, по правде сказать, «метастазы» бездумной европеизации и натоизации новой грузинской власти преодолевать придется долго. Немалая часть грузинского общества все еще слепо верит в ценности и «блага», которые сулит им Вашингтон и Брюссель. Последний, судя по всему, вообще не собирается оставлять Грузию в покое. Прицепившись к Тбилиси по, казалось бы, мелкому поводу, — к тому, что правительство отказалось вести переговоры о вступлении страны в ЕС до конца 2028 г., Брюссель стал намеренно вредить Сакартвело. По ходу «пьесы» евро-чиновники стали менять тактику: если раньше — до электорального кризиса осенью 2024 г. — они «пеняли» партии Б. Иванишвили, что та навязывает стране закон об иноагентах, называя его пророссийским, то после прихода к власти в Грузии нового парламента и нового президента Запад не придумал ничего лучше, как ввести против них санкции. В январе 2025 г. со стороны «евробюрократии» последовал еще один антигрузинский шаг — на сей раз на площадке Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). От Тбилиси потребовали провести повторно парламентские выборы, а заодно с этим выдвинули еще ряд унизительных требований, в ответ на что грузинская делегация заявила, что временно прекращает свою работу в ПАСЕ. Более того, с 1 июля 2025 г. грузинские власти закрыли Информационный центр НАТО и ЕС, созданный еще М. Саакашвили в 2005 г.

Понятно, что не стоят в стороне (от давления на грузинские власти) и США. Так, в апреле 2025 г. о себе громогласно заявила «Хельсинкская комиссия» от обеих партий США, члены которой выразили обеспокоенность по поводу решения «Грузинской мечты» передать права на разработку глубоководного порта Анаклия китайско-сингапурскому консорциуму «China Communications Construction Company Limited & China Harbour Investment Pte. Ltd.» , в который входят фирмы, находящиеся под американскими санкциями (этот консорциум стал единственной компанией, которая выразила готовность инвестировать в развитие этого, удобно расположенного (рядом с границей Абхазии, в 147 км от Батуми и в 74 км — от «морских ворот» Грузии — Поти) порта на западе страны [4]. По мнению «Хельсинкской комиссии», развитие и контроль над портом Анаклия окажут далеко идущее влияние как на способность Китая продолжать свою геоэкономическую экспансию в Черноморском регионе, так и на будущее Грузии как независимого демократического государства, которое-де еще больше попадет в зависимость от Поднебесной.

В официальном заявлении «Группы…» (читай: в ее протесте официальному Тбилиси) говорилось также, что этот шаг Грузии навстречу Китаю делает зону Черноморье — Кавказ менее безопасной, чем прежде, и, видите ли, ограничивает «свободную торговлю»; что своим соглашением с китайским консорциумом грузинские власти поставят под «еще большую угрозу демократический путь страны и ее способность определять свое экономическое будущее» [5]. В ответ на американский демарш в Тбилиси заявили о том, что у них свое понимание важного и неважного в жизни их страны, свое понимание национальных интересов Грузии. США дали понять, что было бы смешно, идя на поводу у «дядей из-за океана», не использовать транзитную роль страны, которая играет особую роль в развитии национальной экономики, учитывая действующие соглашения о свободной торговле с Китаем, Турцией и ЕС. Внимание американской стороны было обращено на то, что именно для усиления роли Грузии в мировых делах и осуществляется ныне масштабный проект строительства части трассы «Восток–Запад», которая связывает Азию и Европу через Грузию, а также проект глубоководного порта Анаклия.

Тем не менее, ждать разворота Грузии в сторону РФ не приходится. Уж больно сильно «во время оно…» эта страна была затянута в сети евроатлантизма, и влияние США и НАТО на земле Сакартвело все еще очень ощутимо (кстати сказать, что-то мы до сих пор не слышим о закрытии скандально известной своими «научными» изысканиями биолаборатории Р. Лугара, что находится в пригороде грузинской столицы). Неизвестно также, как поведут себя грузинские «мечтатели» под давлением «тандема» в лице Турции и Азербайджана, которые форсируют события на Южном Кавказе в свою пользу. Влияние и того, и другого тюркского государства на экономику Грузии было и остается значительным. Да, торгово-экономические отношения между Грузией и Россией показывают неплохую динамику (экспорт в Россию «Боржоми» и грузинского вина идет, как, впрочем, имеет место достаточно стабильный турпоток россиян в Сакартвело; в 2023 г. возобновилось авиасообщение между странами, прерванное в 2019 г.). Но политико-культурное влияние нашей страны явно сокращается. Дипломатические же отношения между Грузией и РФ, как известно, отсутствуют [6].

Неизвестно также как, точнее, насколько негативно отреагирует официальный Тбилиси на «телодвижения» Сухума и Цхинвала в случае принятия ими решений о более глубокой интеграции с РФ, не говоря уже об их возможном вхождении в состав российского государства, что уже без особого шума, обсуждается в экспертных кругах и околополитической среде РФ, Южной Осетии и Абхазии. Грузинским властям и без того претит военное присутствие РФ на территории своих бывших «мятежных» провинций, что стало естественной реакцией Москвы, признавшей их независимость в 2008 г., на форсированную натоизацию Грузии и ее безоглядную ориентацию на США. Речь идет о трех военных объектах Минобороны РФ — двух на территории Абхазии (это 7-я военная база в Гудауте, включая аэродром в Бомборе, и пункт базирования ВМФ РФ в Очамчире, где до 2017 г. располагался пункт базирования наших сторожевых кораблей; российское военно-морское присутствие в Очамчире стало своего рода компенсацией потери Поти на западе Грузии, где до 1991 г. была одна из основных баз ВМФ СССР) и одной — 4-й гвардейской военной базы, существующей с 2010 г. — в Южной Осетии. В июле 2025 г. последняя база была значительно усилена, о чем мы скажем ниже. Последнюю (с точки зрения официального Тбилиси, это не более, чем Цхинвальский регион) и Абхазию грузинская власть рассматривает как оккупированные территории. В данном вопросе они как занимали, так и продолжают занимать жесткую позицию. Но и это еще не все. В связи с началом регулярного авиасообщения между Москвой и Сухумом Тбилиси выразил самый решительный протест, даже обратился в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) с требованием запретить эти полеты. Так что до полного взаимопонимания и, тем более, дружбы Москвы и Тбилиси очень далеко, хотя двустороннему товарообороту это все же не мешает.

В этих условиях подкармливаемая Западом грузинская оппозиция не дремлет. Самым последним (на сегодняшний день) проявлением ее активности на ниве борьбы с «мечтателями» и ее ставленниками во власти стали муниципальные выборы в стране, прошедшие в начале октября с.г. (в связи с ними был даже перенесен традиционный праздник «Тбилисоба» — День города; праздник, который уже давно стал фестивалем грузинской культуры, причем он проводится далеко за пределами грузинской столицы и даже самой Грузии). Несмотря на громогласные заявления о неизбывном желании снести преступный «про-российский режим» и готовности вывести на улицы сотни тысяч людей в итоге у оппозиции ничего не вышло: на выборах со значительным перевесом голосов, хотя и при явке избирателей менее чем 50 % победила правящая партия» (за нее в целом отдали свои голоса 75 % грузин). Иными словами, как и предсказывалось, результаты выборов в 64 муниципалитетах страны оказались вполне предсказуемыми. В то же время они сохранили интригу по главному нерешенному вопросу о том, что же ждет страну дальше. Вместе с тем они показали также растущую усталость избирателей от невнятной политики властей, раздражение от глубокого раскола в политической элите Грузии по вопросам дальнейшей стратегии развития, отношений с Россией и Западом, недовольство все большей радикализацией уличных протестов грузинской оппозиционеров [7]. Одним словом, ситуация в стране все еще далека от спокойствия.

Переходим теперь к ситуации в Армении и вокруг нее.

С целью давления на государства Южного Кавказа и косвенно — на РФ натовцы и европейцы (последние — в основном силами Франции, но не только) всячески обхаживают Айастан. Создается впечатление, что Грузия и Армения поменялись местами на южно-кавказском поле. В самом деле, Брюссель уже давно пытается оторвать ее от России, чему явно способствует прозападное правительство Н. Пашиняна, фактически сдавшее свою страну и Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) Азербайджану, точнее, «тандему» Баку–Анкара. Переходом Карабаха под контроль Баку закончился вооруженный конфликт между вторым (непризнанным) армянским государством и Азербайджаном, длившийся более 30 лет и унесший тысячи человеческих жизней. 1 января 2024 г. глава НКР С. Шахраманян подписал указ о прекращении существования республики. По сути, официальный Ереван сдал своих братьев, пошел на уступки тюркскому «тандему», а заодно с этим изменил многовековой российско-армянской дружбе. 1 декабря 2025 г. прекратила свое существование Минская группа ОБСЕ, долгий период времени безуспешно пытавшаяся принудить конфликтующие стороны к достижению мира.

Судя по последним решительным шагам армянского руководства,

точнее, его «демаршам» в отношении ЕАЭС и ОДКБ, полноправным членом которых является Армения, имеющая к тому же на своей территории военную базу РФ [8], оно с готовностью во всем идет навстречу Западу, но никак не Москве. Недавно официально начата процедура вступления Армении в ЕС (9 января 2025 г. правительство страны одобрило решение вынести на конституционный референдум вопрос о «закреплении стремления членства в ЕС» в Основной закон страны. Номинально документ должен быть одобрен парламентом, но, судя по всему, проблем с этим не возникнет, так как сторонники Н. Пашиняна контролируют законодательный орган своей страны) [9]. Настойчиво продвигая свою «повестку дня», опираясь на партию «Гражданский договор» и поддержку прозападных кругов в Ереване, «закусивший удила Никол» активно работает сразу на двух track’ах — внешнеполитическом и внутристрановом.

Так, в январе 2025 г. Армения анонсировала подписание с США документа уже о стратегическом партнерстве. Тем самым Ереван повысил статус прежних договоренностей с Вашингтоном, по сути возводит их с уровня обычного диалога до уровня партнерства, причем в фокусе внимания сторон теперь оказываются вопросы сотрудничества в области безопасности, развитие военного образования и повышение квалификации кадров, наращивание институционального потенциала и проч. Повторяем: все это происходит в условиях, когда Армения является членом ОДКБ, но прямо показывает Москве, что меняет свою внешнеполитическую ориентацию. В результате следует ждать серьезных изменений в геополитической обстановке на Южном Кавказе, так как создаются предпосылки для подрыва и без того хрупкой стабильности в данной точке Великого Лимитрофа [10].

Но армянскому премьеру и его команде этого мало. Еще в конце 2024 г. он громогласно заявил о необходимости принятия новой Конституции, что многие в Армении восприняли с тревогой. Они опасаются, что власти начнут менять основные принципы, заложенные в преамбуле «Декларации независимости Третьей Республики», запрещающие предпринимать какие-либо действия, направленные на отрицание факта самоопределения Арцаха — этой древней, овеянной легендами земли Орхистена, как называл ее великий Страбон и, как мы знаем, одной из 15 исторических областей Большой Армении. Не считаясь с национальной памятью народа, ереванские власти, кажется, приняли решение еще и формально-юридически признать утрату Нагорного Карабаха. Похоже, что армянский политический истеблишмент теперь решил адаптировать Конституцию к новой реальности, а не наоборот, что подразумевает признание геополитических изменений. Надо сказать, что Н. Пашинян и раньше допускал изменение основы основ армянской республики, когда заявил о признании Ереваном территориальной целостности Азербайджана вместе с Нагорным Карабахом. На одной из своих пресс-конференций он не исключил возможность внесения поправок в Декларацию независимости, в преамбуле которой есть ссылка на совместное решение Верховных Советов Армянской ССР и Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». Тем самым он встал на путь отказа — от конституционных обязательств Армении в отношении Арцаха, после чего Азербайджан сначала заблокировал Лачинский коридор — единственную дорогу, соединявшую Арцах с Арменией, а спустя 9 месяцев, в сентябре 2023 г., развязав военные действия, установил окончательный контроль над Нагорным Карабахом, что привело к массовому исходу армян Карабаха, которые покинули регион, опасаясь последствий военной агрессии Азербайджана в виде этнических чисток. Трезвомыслящие эксперты в Армении убеждены, что Н. Пашиняну новая Конституция нужна для того, чтобы «отредактировать» Декларацию независимости Армении и тем самым установить «легитимные» границы с Азербайджаном [11]. Этим-де армяне перестанут раздражать И. Алиева, не раз публично называвшего Армению… «фашистским государством» [12] и требующим исключить с ее стороны малейшие «намеки на реваншизм».

Печально, но факт: мы наблюдаем эти события в геостратегически важном для РФ регионе, в ситуации, когда открыто и беспардонно о своей евроатлантической ориентации заявляет исторически друг нашей страны — государство, которое во многом вообще обязано своим существованием России. Вопрос: как Москва могла «умудриться» не просто допустить приход к власти прозападного правительства в Ереване и ничего не сделать потом для его замены на пророссийское (скажем, на ставленников того же Р. Кочаряна из «карабахского» клана») и не выведя после 2008 г. на чистую воду псевдороссийского, а по сути прозападного, президента С. Саргсяна. В итоге, как отмечают специалисты [13], усилиями последнего пророссийский сектор внутренней политики и медиасферы Армении был с того периода до 2018 г. полностью дезорганизован и вытеснен на задворки политической жизни. Напротив, влияние США и ЕС на внутреннюю политику Армении целенаправленно поддерживалось. В итоге получается, что Москва вольно или невольно сдала национально-ориентированный и антитюркски настроенный «карабахский клан» на милость «западникам».

И еще вопрос: как могла Москва допустить стремительный дрейф армянского руководства в сторону Франции и США, «не заметить» явно недружественные шаги в отношении России; как можно было при выводе миротворческого контингента из Нагорного Карабаха не потребовать от Баку результатов официального расследования убийства российских миротворцев и обстоятельств гибели военного вертолета ВС РФ над территорией Армении во время последней карабахской кампании; почему Москва не оговорила должным образом и судьбу карабахских армян, а в итоге под давлением Турции и Азербайджана позволить Н. Пашиняну попросту «сдать» тюркам землю, которая для армян является сердцем их государственности! И потому не удивительно, что в 2018 г. в стране грянула «бархатная революция», пустившая ее государственную систему по ошибочному алгоритму, когда она (система) воспринимает искусственно насажденный во главе себя элемент так, будто он является оригинальным [14]. Сам Н. Пашинян, прекрасно отдавая себе отчет в том, каким образом он был приведен к власти и чем может закончить свое правление, без зазрения «демократической совести» строит классическую диктатуру, которая нуждается в соответствующей идеологической подпитке. В качестве таковой, что вполне естественно, активно насаждается русофобия, всячески поддерживаемая Западом и разъедающая более или менее нейтральные позиции конкурентов. Также Н. Пашинян активно эксплуатирует страх населения перед новой войной с «тюрками», выставляя своих противников из «карабахского клана» реваншистами. В этом смысле появление на политической арене Армении летом 2025 г. бизнесмена и мецената, владельца компании «Электрические сети Армении» С. Карапетяна (кстати, гражданина РФ), который начал жестко оппонировать Н. Пашиняну и его «команде», ломает армянский внутриполитический пасьянс. Именно этим обусловлена крайне резкая и грубая реакция Н. Пашиняна, прибегшего в последние дни к политическим репрессиям и арестам: как самого С. Карапетяна и его сторонников, так и ряда других оппозиционных деятелей. Более того. обвиняя С. Карапетяна в стремлении захватить власть в стране, официальные власти Армении вознамерились провести национализацию его компании. Одновременно с этим начались проверки и обыски в других компаниях, принадлежащих этому бизнесмену.

Параллельно с этим в стране началась подлинная атака на Армянскую апостольскую церковь (ААЦ), которую Н. Пашинян обвиняет во всех смертных грехах, а заодно с этим льет ушаты грязи на духовенство. Ничтоже сумняшеся он бросает обвинения в адрес главы ААЦ католикоса Гарегина II о том, что он-де нарушает обет безбрачия; заявляет о том, что в стране следует создать некий координационный совет для выборов нового католикоса, поскольку действующие епископы себя, видите ли, дискредитировали; и проч. Тем самым он поднял руку на «святая святых», без чего нет армян как особого, самобытного на-рода — на одну из древнейших христианских церквей в мире. Подоплека этого беспрецедентного «наезда» на ААЦ понятна: ее поддерживает оппозиция в стране, но поскольку она ослаблена и раздроблена, то ААЦ в каком-то смысле стала ее заменять. Духовные лидеры не раз выступали против политики Н. Пашиняна и его протюркской ориентации.

Но конфликт по оси «Власть — ААЦ» стал явно набирать обороты после потери Карабаха и, судя по всему, противостояние Власти и Церкви будет только нарастать. Учитывая, что через год с небольшим в Армении должны состояться важнейшие парламентские выборы, и правящая партия подходит к избирательной кампании в не самом лучшем состоянии (текущие опросы свидетельствуют, что, рейтинг проправительственного «Гражданского договора» составляет всего лишь 11%), в то время как ААЦ пользуется большим доверием населения и вполне вероятно, что она поддержит оппонентов правящей партии, тем самым увеличив их шансы на победу, понятно, что с целью не допустить такого сценария, Н. Пашиняном и запущена кампания по дискредитации духовенства. Ведь фактически именно ААЦ, будучи единственным социальным институтом, сохраняющим независимость от Н. Пашиняна и его команды, на сегодняшний день является оплотом протестных настроений. В то время как команда Н. Пашиняна постоянно говорит о стремлении к миру с Азербайджаном и готова идти ему на различные уступки, религиозные деятели не забывают напоминать о «потерянном Карабахе».

Пока же, поистине «закусив удила», пашиняновский «Гражданский договор» очень многое делает в плане, казалось бы, немыслимых прежде вещей, а именно: для переформатирования армянского национального самосознания. В ряду вышесказанного заметим, что уже внесены изменения в школьные учебники истории, обсуждается смена государственных символов, в том числе герба и гимна, а тема геноцида армян у «пашиняновцев» вообще больше не считается приоритетной во внешней политики Армении. Вполне возможно, что теперь (по логике вещей) очередь за ААЦ, ведь уже принято решение о том, чтобы ее «деконструировать» [15]. Пашиняновский режим настолько обнаглел, что стал прибегать к арестам священнослужителей АПЦ. Мы имеем в виду помещение в тюрьму таких авторитетных деятелей ААЦ, как Баграт Галстяна, Микаэл Аджапахяна и епископа Мкртыч Прошян. Из уст не только западных экспертов и общественных деятелей (скажем, лидера организация «Международная христианская солидарность»), но даже и официальных лиц (например, зам. председателя Комиссии США по религиозной свободе) звучит требования освободить этих и других священнослужителей [16]. И что же в ответ со стороны властей? Да, по большому счету, ничего. Но с ними как бы все ясно… Но удивительно, что в массе своей молчит народ Армении, молчит и армянская диаспора в Западной Европе (в той же Франции, например) и США. Не особо слышен и голос российских армян. В конце конов, не одному же С. Карапетяну их представлять!

Удивляться этому не приходится, учитывая, каким силам поклоняется и кому конкретно служит нынешний лидер Армении — «журналист-недоучка» и общественный активист соросовского «посева», политический авантюрист и предатель мирового армянства! Ведь для многих уже не секрет, что он и его жена, а также многие члены «Гражданского договора» являются адептами тоталитарной секты неопятидесятнического толка «Слово Жизни», руководимой Артуром Симоняном со штаб-квартирой не где-нибудь, а… в Стамбуле! Речь идет о сектантском течении, которое мимикрирует под традиционную церковь, имея почти 100 тыс. последователей; которое на протяжении 30 лет «охмуряет» население Армении и фактически взрастило в ней пятую колонну». Без чего был бы невозможен и культ самого Н. Пашиняна. Фактически сегодня всей жизнью в Армении руководят иноагенты и иноверцы из «Слова Жизни», которые имеют протурецкое вúдение будущего страны, воюя с ААЦ, совершая вместе с варчапетом Н. Пашиняном полную дискриминацию армянского народа [17].

В этой связи спрашивается, что сулит народу Армении и армянской

государственности полное подчинение пашиняновского клана воле Парижа и Вашингтона, а также заигрывание с НАТО? [18]. И это отнюдь не риторический вопрос. И что, кстати, теперьМоскве делать на армянском направлении? Ждать исчезновения Армении как самостоятельного государства на Кавказе и превращения его территории в один из вилайетов Турции в условиях колоссального давления на армян тюркского «пояса» и перевод Анкарой в актуальный план проекта «Великого Турана»? Уход всей Армении в диаспору (обширную и влиятельную; вторую по после еврейской по политическому влиянию и умению лоббировать интересы своего народа) и превращение последней в «сетевое» государство, как это в свое время произошло с мировым еврейством (точнее у носителя Иудейского проекта) [19]? А ведь, казалось бы, чего проще: предложи Москва своевременно такой выгодный для Армении вариант будущего, как вхождение в Союзное Государство России и Белоруссии, и нынешней проблемы с ней можно было избежать. Это, естественно, повлекло за собой редакцию Союзного договора, или создание нового Союзного государства, «на троих», с подписанием нового договора [20], но то были бы уже технические «мелочи» и вопросы процедуры. В итоге на Южном Кавказе мы имеем то, что имеем. Называть это победой российской дипломатии, как-то язык не поворачивается. И не думаем, что в обозримой перспективе ситуация в регионе развернутся в сторону Москвы. Это — едва ли.

Возвращаясь же к пашиняновской Армении, отметим, что и у Еревана в скором времени тоже могут быть большие неприятности. За все в жизни надо платить, в том числе и государствам. Платить за свои опрометчивые шаги и необдуманные решения. И взятая на вооружение Н. Пашиняном и его командой «воображаемая география» (используем этот известный образ-концепт американского интеллектуала Э. Саида), т.е. ставка на Париж и Брюссель, могут выйти ему боком. В ситуации дальнейшего ослабления ЕС с «проседанием» связки «Берлин — Париж», разворота США от их нынешней доминанты в международных делах — ставки на евроатлантическую солидарность — к повышенному интересу к делам на североамериканском континенте, армянская государственность вступает в полосу глубокой турбулентности, причем, повторяем, с вероятностью своего конца. Пока еще, и то лишь отчасти, Армению выручает Иран, но ему сейчас, после «12-дневной» войны с Израилем и США, тоже непросто. Армении же без транспортного сообщения с ним и двусторонних торговых обменов вообще будет трудно дышать. И вопрос: как долго это продлится? Иран сегодня находится в полублокаде, живет в условиях неснятых с него санкций Запада.

Но возможно, и у «тюрок» на Южном Кавказе возникнут проблемы.

Это будет иметь место в том случае, если (и когда) они столкнутся с «эхом Ай-Дата» — на сей раз в виде развертывания партизанской войны со стороны террористических группировок (а это не только АСАЛА, отнюдь не сдавшая в архив проект «Великой Армении» против Азербайджана с целью отомстить ему за «поруганный Арцах» [21]. Если такой вариант развития событий будет иметь место, то это надолго (на длительную перспективу) поставит под вопрос разблокирование транспортных коммуникаций по линии Нахичевань — западный Азербайджан — Баку, а также создание полноценного транспортного коридора «Север–Юг», но и вообще дестабилизирует зону Кавказ — Каспий.

Не хотелось, чтобы наступил конец армянской государственности, но почти 100-миллионный тюркский «тандем» уже не просто сильно давит на Армению, которая сегодня численно не добирает и 3 млн чел., он продолжает сжимать плотные тиски вокруг древней земли Айастана. Еще недавно официальный Баку вообще обвинял Ереван чуть ли не во всех смертных грехах (провоцировании пограничных инцидентов, нарушении режима прекращения огня, саботировании вопроса об открытии Зангезурского коридора, который должен пройти через территорию Армении в Сюнике и проч.). Ереван как мог, правда очень вяло, сопротивлялся, оправдывался, при этом отвергая идею о прокладке транспортного коридора, который должен соединить непосредственно через Сюник основную часть Азербайджана с его эксклавом в Начихевани — регионом с 450 тысячным населением, который на протяжении 11 км граничит непосредственно с Турцией [22]. И, как показала практика, азербайджанская тактика «выкручивания рук» себя оправдала: Н. Пашинян и его команда сдались. А тут как тут уже и американцы. В условиях возобладавшей при Д. Трампе «сделкомании» в контексте будущего Зангезурского коридора вовлеченным в процесс сторонам из-за океана уже звучит «хитрое» предложение, а именно: не покушаясь на суверенитет Армении над Сюником, передать (как бы поверх него, т.е. внетерриториально) управление над транспортным коридором из Нахичевани в Азербайджан в руки одной из американских компаний [23]. Каково? А там, где за рубежами США начинают действовать их компании, жди в скором времени и появления их ЧВК.

В связи с вышесказанным заметим: все это, как и многое другое ныне на Южном Кавказе — игры и «телодвижения» без России, помимо нее, а иные и за счет России. Правда, в отличие от Азербайджана, который до недавнего времени сохранял известное приличие в отношении Москвы, проявлял непосредственный геоэкономический интерес к Международному транспортному коридору «Север — Юг», Анкара и Лондон хотели бы, конечно, действовать в регионе так, будто российских интересов здесь вообще не существует. Но после истории с крушением самолета авиакомпании AZAL на исходе декабря 2024 г., бездоказательно обвинив в этом РФ, Баку стал просто хамить Москве и бесцеремонно «давить на Россию», вплоть до того, что собирался даже подать международный иск против России из-за крушения самолета Azerbaijan Airlines в казахстанском Актау; поистине хамски повел себя, позволив далекую от дипломатического этикета риторику в адрес российского руководства, в ситуации законного ареста ряда криминальных авторитетов из числа этнических азербайджанцев с российскими пас-портами. Начав аресты в Азербайджане российских журналистов и туристов. Баку вообще начал вести себя, абсолютно не считаясь с тем, что у России были и есть серьезные интересы на Южном Кавказе.

Режим И. Алиева, по сути, стал провоцировать Россию на жесткий ответ. Складывается впечатление, что в Баку у «начальства» сорвало тормоза. Как бы потом нынешняя беспардоннаяманера Баку ему боком не вышла! Посмотрим, что будет делать лишенный мудрости своего отца Алиев-младший, начни российское руководство всерьез ревизию всех финансовых потоков, утекающий из РФ в Азербайджан, и лишив всякого влияния явно зажравшуюся (не без поддержки своих лоббистов в Москве) азербайджанскую диаспору! В конце концов у Москвы может быть ответ и военный. Тем более, что с начала 2020-х гг. Азербайджан стал неприкрыто ориентироваться на НАТО (как тут не вспомнить его участие в натовских учения «Анатолийский феникс», проведенных на территории Турции в мае 2021 г.), а совсем недавно устами президента И. Алиева было официально заявлено о переводе азербайджанской армии на стандарты НАТО и в этом плане она будет тесно сотрудничать с турецкой армией [24]. После встречи В.В. Путина и И. Алиева в ходе саммита глав государств СНГ, состоявшегося в Душанбе 14 октября 2025 г., где главе Азербайджана было по сути «поставлено на вид», он вроде бы поубавила свой пыл. Но патронаж Анкары и ее очень сильное влияние практически на все сферы государственной жизни делают свое дело: в отношении Москвы Баку все равно ведет себя достаточно дерзко. До настоящего примирения Москвы и Баку далеко, хотя экономические интересы Азербайджана дают о себе знать, чего И. Алиев не может не понимать, и потому, пусть формально, на саммите в Душанбе он сделал комплементарный шаг в сторону Москвы. По сути же, в ситуации «ползучей» тюркизации/натоизации Азербайджана конфронтация государств растет. Так что России впору подумать о возможных военных ответах на резкие «телодвижения» Баку, вплоть до того, скажем, чтобы силами Каспийской флотилии заблокировать транзит нефти, идущей танкерами из Средней Азии в Азербайджан (хотя бы ненадолго, в качестве профилактической меры).

Об экономических же мерах, с нашей точки зрения, Москве надо было подумать уже давно — как только со стороны Баку в ее отношении стали появляться первые шаги в плане недружественного поведения. О необходимости ужесточения политики Москвы на азербайджанском направлении стали говорить не вчера. И говорить не только эксперты, но и официальные лица, в том числе в Госдуме, откуда не так давно прозвучали даже призывы ввести против Азербайджана торговое эмбарго. Не думаем, чтобы Баку это очень понравилось, учитывая дисбаланс в его торговле с Москвой (при товарообороте между странами в 4,8 млрд долл. на 2024 г. импорт российской продукции в Азербайджан составил 3,621 млрд долл., а экспорт последнего в РФ — лишь 1,178 млрд. долл.). Так что в принципе торговля с Азербайджаном выгодна России. С другой стороны, ограничь Москва свою экономическую выгоду, что тогда будет делать Азербайджан с экспортом своих помидоров и персиков, основным рынком сбыта которых была и остается наша страна; и как на это прореагирует масса местных фермеров, по которым в основном и ударит такой решительный шаг Москвы? А если она введет еще и более жесткий санитарно-карантинный контроль за азербайджанской сельхозпродукцией? Как тогда «запоет» Баку? А ведь Москва может еще ограничить поставки своей нефти в республику, ведь Россия традиционно поставляет туда «черное золото», которое идет на внутренние нужды Азербайджана, в то время как свою нефть он продает по высоким ценам в Европу. Как говорится, хорошо устроился…

Помимо этого, «отрезвляющие» и вполне действенные меры в отношении зарвавшегося Баку Москва может принять на внутреннем поле. В данном случае наиболее эффективная мера — удар по азербайджанским рынкам, очень многие из которых в России принадлежат выходцам из этой кавказской республики. Не секрет, что весь доход от них идет мимо России, а главный выгодоприобретатель от этой торговли — азербайджанская мафия, которая торгует по спекулятивным ценам, часто перепродавая нам продукцию российских фермеров по завышенным ценам. Очевидно, что ощутимый удар по азербайджанской мафии поддержит население российских городов, в итоге выиграет также наш бизнес, который получит, наконец, доступ на рынки и сможет торговать напрямую. Удар по рынкам в России может отрезвить Баку даже больше, чем блокада азербайджанских нефтяных танкеров на Каспии, ведь власть И. Алиева держится на олигархах, которые имеют бизнес в России. Так считает, например, политолог А. Суздальцев. Не секрет и то, что азербайджанская диаспора во многих городах работает в связке с местной полицией, которая кое-где прямо «крышует» азербайджанский бизнес. На волне эйфории победы над карабахскими армянами у азербайджанцев повсеместно возник «синдром победителя». Они решили, что им все дозволено, что они легко «покорят» и Россию. Азербайджанская диаспора стала проникать в наши органы власти, в СМИ, в силовые структуры, где начала проводить свои националистические интересы, не имеющие ничего общего с российскими. Увы, такого рода поведения характерно и для многих азербайджанцев, имеющих российские паспорта! Спрашивается: как наша власть могла допустить такое положение дел? Как наши правоохранительные органы в принципе допустили, что свои правила в внутрироссийскойторговле диктуют ныне азербайджанцы [25]? Не пора ли, наконец. навести порядок, если угодно, ввести новую «опричнину» с целью почистить коррумпированные донельзя правоохранительные структуры и миграционную службу?!

И все же особо стоит сказать о возможных военных ответах России на «ползучую» тюркизацию/натоизацию Азербайджана, в том числе и «на паях» с Тегераном. Напомним в этой связи, что, подписав с ним в январе 2025 г. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, Москва отчасти укрепила свои позиции (47-ю статьями в нем охвачены практически все сферы межгосударственного взаимодействия [26], а ст. 12 и 13 подробно оговаривают то, как стороны будут вести совместно дела, во-первых, на Южном Кавказе, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке», а, во-вторых, на Каспии [27]). И пусть никакого прорыва в межгосударственных отношениях РФ и ИРИ Договор не принес (в принципе документ просто фиксирует те сферы, где РФ и ИРИ в последние годы активно сотрудничают, а кое-где выступают как стратегические партнеры), но поддержанию стабильности в регионе он, безусловно, служит. В условиях растущих угроз со стороны тюркского «тандема» и стоящей за ним Британии в конце июля 2025 г. ИРИ и РФ провели на Каспии совместные трехдневные учения ВМФ РФ и ВМС Корпуса стражей исламской революции CASAREX-2025 (и это уже во второй раз). Любопытно, что учения прошли под девизом «Вместе за безопасное и надежное Каспийское море», а в качестве их официальной цели было заявлено укрепление безопасности на море, а также сотрудничества между военно-морскими силами РФ и Ирана [28].

В последнее время Москва, правда, пытается и сама кое-что делать на данном направлении, корректируя военно-политическую стратегию, усиливая, в частности, свое военное присутствие. И не только на Каспии, где размещена Каспийская военная флотилия, и в армянском Гюмри, но и в Южной Осетии, где с недавнего времени Москва уже разместила передовые системы ПВО С-400 «Триумф» и намерена разместить еще более мощную систему — С-500 «Прометей». Такое насыщение Южной Осетии, а возможно, и других «точек» Южного Кавказа передовыми системами ПВО критически важно для понимания складывающегося в регионе баланса сил и перспектив реализации «тюрками» транспортного коридора через армянский Сюник (речь о Зангезуре). Появление же здесь С-500 становится уже не просто оборонительным «инструментом» РФ, а ее стратегическим «активом» глобального значения [29].

Вполне понятно, что все эти меры Москвы осложнят ее, и без того непростые, взаимоотношения с Баку, а стало быть, и с Анкарой. Не стоит, конечно, опережать события и впадать в избыточный алармизм, но, думаем, конфронтация РФ с Турцией, причем в жесткой форме, неизбежна. Это лишь дело времени. Понятно, насколько такой вариант развития событий на Южном Кавказе был бы в интересах Запада, прежде всего, конечно, англосаксов. Почему это так и с чем конкретно может быть связано такое изменение геополитической ситуации в регионе — в нашей следующей статье.


Примечания и ссылки:

  1. См. об этом подробно: Рябцев В.Н. О геополитической ситуации в северо-западном Причерноморье и судьбе Одессы. Кого вслед за «незалэжной» Запад готовит здесь на роль новой Анти-России и насколько это осложняет конечные цели СВО. 30 октября 2025 г. URL: https:// izborsk-club.ru/27478
  2. См. об этом: Рябцев В.Н. Усиление атлантистской ориентации внешней политики Грузии как угроза безопасности России на южном направлении // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2008. — № 3; его же. Грузия после «революции роз»: страна-лимитроф под прессом сил Евро-Атлантики и тюркского мира. Научно-аналитический доклад. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Фонд науки и образования», 2021 (см. разделы 4 и 5).
  3. См.: С правящей партией Грузии может сыграть «злую шутку» один факт. 29 ноября 2024 г. URL: https://dzen.ru/a/Z0mgP-nWInezaYWz
  4. История со строительством этого порта давняя. Еще в 2003 г. тогдашний президент Грузии М. Саакашвили начал продвигать идею порта Лазика, однако следующее правительство Б. Иванишвили отказалось от него в 2012 г., предложив построить глубоководный порт рядом, а именно в Анаклии. Для Грузии строительство здесь коммерческого порта означало привлечение транзитных грузов, участие в китайском «Новом Шелковом пути» и получение статуса транспортного узла на Кавказе и в Черноморском регионе в целом. Кроме того, новый порт обеспечил бы множество рабочих мест, а его создание способствовало бы развитию дополнительной инфраструктуры. «Анакия» могла бы решить и проблему балкеров, идущих на Восток — в Азербайджан, Центральную Азию и Китай. Аналогичным образом был бы создан альтернативный наземным маршрут из Азии в Европу через территорию Грузии. В 2016 г. правительство Грузии подписало соглашение о строительстве порта с грузино-американским «Консорциумом развития Анаклии», однако в 2019 г. американская компания «Conti International» вышла из консорциума, вложив в проект из обещанных 500 млн долл. всего лишь 70 млн, Уход американской компании обозначил отказ правительства США от участия в проекте. За год до этого активный интерес к проекту проявлял Китай в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» по созданию инфраструктуры, связывающей Европу и Азию. В декабре 2017 г. китайская корпорация ZPMC сообщила о намерении стать долгосрочным партнером «Консорциума развития Анаклии», но в итоге ни одна из китайских компаний так и не была привлечена к проекту, и не в последнюю очередь в связи с тем, что американские партнеры Грузии не были готовы сотрудничать с Китаем. В итоге Анаклии тогда не суждено было стать частью «Нового Шелкового пути».

    Все дальнейшие попытки привлечь к сотрудничеству международные финансы ни к чему не привели. Одной из причин стал отказ правительства Грузии предоставить гарантии кредиторам, другой — существование альтернативных маршрутов, в том числе ж/д-пути Баку–Тбилиси–Карс, в связи с чем экономическая привлекательность нового порта значительно упала. Кроме того, Россия опасалась, что порт потенциально может использоваться для размещения и переброски американских военных судов. Летом 2020 г. грузинское правительство отказалось от контракта на строительство проекта, обосновав решение тем, что консорциум не выполнил своих обязательств по соглашению. Но в 2022 г. вопрос создания «Анаклии» вновь стал актуальным, поскольку началось перераспределение нагрузки на существующие транспортные коридоры. Из-за санкций, введенных Западом в отношении РФ, китайско-европейские грузоперевозки стали смещаться на юг. Транспортный маршрут «Средний коридор» стал все более востребованным как со стороны Запада, так и со стороны Центральной Азии и Китая, однако существующая инфраструктура, в частности в Грузии, не позволяла обрабатывать количество грузов, хотя бы приблизительно эквивалентное тому, что проходило по северным маршрутам. Понятно, что Грузия проявила желание воспользоваться новыми транзитными возможностями, в связи с чем проект порта «Анаклия» вновь оказался в повестке. Активная фаза «реанимированного» проекта началась в сентябре 2024 г. Правительство Грузии подпишет соглашение с «China Communications ConstructionCompany Limited…» летом 2025 г. Владельцем 51% доли порта Анаклия будет грузинское государство, а остальное получит частный инвестор. Пропускная способность порта по реализации первой фазы проекта составит 600 тыс. контейнеров, а ориентировочная инвестиционная стоимость — 600 млн долл. (см. об этом подробно, например: Винник Е. Грузия возвращается к своему «проекту века».13 ноября 2022 г. URL: https://dzen.ru/a/Y2_gWOPjuxXxhYRi; Как идет строительство глубоко-водного порта в Анаклия? URL: https://sputnik-georgia.ru/20250408/kak-idet-stroitel stvo-glubokovodnogo-porta-v-anakliya-2928208 80.html).

  5. См.: Грузия сама решит с кем ей строить глубоководный порт в Анаклия — Каладзе. 3 апреля 2025 г. URL: https://sputnik-georgia.ru/20250403/gruziya-sama-reshit-s-kem-ey-stroit-glubokovodnyy-port-v-anakliya—kaladze-292784097.html
  6. См. об этом, например: Бойков С. Проблемы со связью: Грузия и Россия не восстановят дипотношения. Москва и Тбилиси готовы говорить о гуманитарной и торговой сферах, но не о политической. 21 июля 2023 г. URL: https://iz.ru/1547092/ semen-boikov/problemy-so-sviaziu-gruziia-i-rossiia-ne-vosstanoviat-dipotnosheniia
  7. См. об этом подробно: Двали Г. Невеликая октябрьская революция. Грузинская оппозиция не выполнила своего обещания свергнуть правительство. 5 октября 2025 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8097542
  8. Не будем забывать, что в военном плане Россия основательно присутствует в этой стране. Повторимся: здесь расположена 102-я военная база РФ, которая была долгие годы главным форпостом Москвы по сдерживанию Турции в Закавказье. Помимо этого, в Армении находятся еще авиационное крыло, совмещенный пункт управления системой ПВО и российские пограничники, а в Нагорном Карабахе (до его захвата ВС Азербайджана с помощью турецких сил) располагался еще и миротворческий контингент ВС РФ численностью около 2 тыс. чел. Он был размещен в регионе в 2020 г. в соответствии с трехсторонним (Москвы, Баку и Еревана) соглашением и должен был располагаться в Нагорном Карабахе вплоть до 2025 г. Но после разгрома НКР в 2023 г. пребывание российских миротворцев стало по сути бессмысленным и в апреле 2024 г. они были выведены из зоны армяно-азербайджанского конфликта.
  9. См. об этом подробно: Мирзаян Г. Курс на распад страны. Зачем Пашиняну референдум о вступлении в Евросоюз. 10 января 2025 г. URL: https://regnum.ru/article/3940589
  10. См.: Иванов Ф. Иллюзия вседозволенности по-армянски. 14 января 2025 г. URL: https://dzen.ru/a/Z4YerwQSKAN7ztdY
  11. См.: Пашинян подгибает Конституцию Армении под мирное соглашение с Азербайджаном. 19 января 2024 г. URL: https://yerkramas.org/article/192723/pashinyan-podgibaet-konstituciyu-armenii-pod-mirnoe-soglashenie-s-azerbajdzhanom
  12. См.: Пашинян ответил на слова Алиева о «фашистской» Армении. 8 января 2025 г. URL: https://ruposters.ru/news/08-01-2025/pashinyan-otvetil-slova-alieva-fashistskoi-armenii
  13. См. об этом подробно: Якубян В. Власть Пашиняна держится на трех китах: «бывших», «русофобии» и «страхе». URL: https://eadaily.com/ru/news/2025/07/17/vlast-pashinyana-derzhitsya-na-treh-kitah-byvshih-rusofobii-i-strahe-mnenie; Доклад: Рейтинг Пашиняна — от революционной эйфории к широкомасштабному кризису доверия. 1 июля 2025 г. https://novostink.ru/politika/doklad-rejting-pashinyana-ot-revoljucionnoj-ejforii-k-shirokomasshtabnomu-krizisu-doveriya; Кармазин И. От храма до хлама: к чему приведет война Пашиняна с Армянской церковью. В Ереване озаботились интимной жизнью епископов. 12 июня 2025 г. URL: https://iz.ru/1898394/ igor-karmazin/ot-khrama-do-khlama-k-chemu-privedet-voina-pashiniana-s-armianskoi-tcerkoviu; и др.
  14. Справедливости ради стоит сказать, что Н. Пашинян пришел к власти в 2018 г. на беспрецедентной волне народной поддержки (его рейтинг одобрения тогда превысил 80%), и он получил общественный мандат на проведение масштабных демократических и антикоррупционных реформ. И первые годы его правления были отмечены огромным оптимизмом, и подавляющее большинство населения поверило, что страна движется в правильном направлении. Однако революционный «медовый месяц» постепенно уступил место сложным реалиям управления, что привело к естественному, хотя и медленному, снижению поддержки в течение 2019 г. Решающим поворотным моментом стала «Вторая карабахская война» 2020 года. Военное поражение и последующее трехстороннее соглашение о прекращении огня, широко воспринимаемое как национальное унижение, спровоцировали катастрофический и постоянный крах общественного доверия. Рейтинг одобрения Н. Пашиняна резко упал с довоенного максимума в более чем 84%, неизменно оставаясь на низких двузначных цифрах в последующие годы. Этот разрыв общественного договора между лидером и обществом оказался фундаментальным и необратимым. Несмотря на это, его партия «Гражданский договор» одержала решительную победу на внеочередных парламентских выборах 2021 г.
  15. См.: Кармазин И. Указ. раб.
  16. См. об этом подробнее: Первый «молитвенный завтрак» в Ереване «подгорел»: звучат призывы освободить священников. 15 ноября 2025 г. URL: https:// dzen.ru/a/aRb4vyZ41ysaGDcm
  17. См. об этом, например: Культ Пашиняна не был бы возможен без сектантской обработки населения Армении. 25 января 2021 г. URL: https://yerkramas. org/article/178986/kult-pashinyana-ne-byl-by-vozmozhen-bez-sektantskoj-obrabotki-naseleniya-armenii; Протурецкие и проазербайджанские иноагенты в лице лидеров секты «Слово Жизни» Турции, Азербайджана и Швеции в срочном внеплановом порядке прилетели в Армению. 15 мая2024 г. URL: https://telegra.ph/Pro-tureckie-i-pro-azerskie-inoagenty-v-lice-liderov-sekty-Slovo-zhizni-Turcii-Azerbajdzhana-i-SHvecii-v-srochnom-nepla-novom-por-05-15
  18. Об итогах мартовского (2024 г.) визита в страны Закавказья предпоследнего Генсека НАТО см. подробно: «Заново подпалить Закавказье». В России раскрыли планы НАТО. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2024/03/20/18447007.shtml
  19. В контексте этой перспективы армянского государства см. интересную публикацию: Крылов А.Б. «Глобальная армянская нация» в политике современной Армении // Россия и новые государства Евразии. — 2020. — № IV. — С. 162–174.
  20. См. об этом, например: Неукропный А. Союзное государство России и Армении может стать долгожданным «переломным моментом». 28 декабря 2020 г. URL: https://topcor.ru/sojuznoe-gosudarstvo-rossii-i-armenii-mozhet-stat-dolgozhdannym-perelomnym-momentom.html; Чумаков В. Армения войдет в состав Союзного государства? 12 января 2021 г. URL: https://zen.yandex.ru/media/belrus/armeniia-voidet-v-sostav-soiuznogo-gosudarstva-5ffdbaf0fec2503c742d11ff
  21. См. об этом: Армянский терроризм поднимает голову? 15 октября 2020 г. URL: https://vestikavkaza.ru/analytics/armanskij-terrorizm-podnimaet-golovu.html
  22. См.: Армения предлагает проект по разблокированию коммуникаций. Речь идет о «Перекрестке мира», заявил армянский премьер-министр Никол Пашинян. 8 января 2025 г. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22835611
  23. См. об этом: США получат Зангезурский коридор? Трамп предложил Армении историческую сделку. 16 июля 2025 г. URL: https://dzen.ru/a/aHdUt5FGEm3_ yR0h
  24. См.: Алиев объявил о переводе армии Азербайджана на стандарты НАТО. 6 ноября 2025 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8181658
  25. См. об этом подробнее: Мишина И. Нефть, помидоры, торговая мафия: Москва ищет по каким болевым точкам Баку в России можно еще ударить. 12 августа 2025 г. URL: https://dzen.ru/a/aJtP5m5nCXu91PIi
  26. Весьма показательно, что ст. с 1 по 7 впервые в практике двустороннего общения Москвы и Тегерана подробно оговаривают вопросы взаимодействия государств в сферах политики, безопасности, военного и военно-технического сотрудничества, а также борьбы с терроризмом и оргпреступностью. Важно также отметить, что в Договоре есть специальные статьи о взаимодействии РФ и ИРИ на международных площадках (ст. 9), о контроле над вооружениями (ст. 10) и о сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности (ст. 11).
  27. Так, например, в с. 12 говорится, что стороны будут способствовать упрочению мира и безопасности в указанных субрегионах, сотрудничать с целью предотвращения вмешательства извне в «местные» дела и дестабилизирующего присутствия там третьих государств». В ст. 13 отмечалось, что РФ и ИРИ должны сотрудничать в целях сохранения Каспийского моря в качестве зоны мира, добрососедства и дружбы на основе принципа неприсутствия на Каспийском море ВС, не принадлежащих прибрежным государствам, а также обеспечения безопасности и стабильности в Каспийском бассейне. Оговаривалось, что стороны, принимая во внимание преимущества их территориальной близости и географической связанности двух стран, будут стремиться использовать все экономические возможности Каспийского моря. Москва и Тегеран не преминули подчеркнуть, что при сотрудничестве на Каспийском море они будут также руководствоваться действующими пятисторонними договорами прикаспийских государств, участниками которых являются РФ и ИРИ и подтверждают исключительную компетенцию именно прикаспийских государств в решении вопросов, касающихся Каспийского моря. Москва и Тегеран подтвердили, что намерены сотрудничать (в том числе в рамках совместной проектной деятельности, гарантируя экологическую безопасность, сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов и охрану морской среды Каспийского моря (см.: Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. 17 января 2025 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6258).
  28. См.: Загадочные учения на Каспийском море: против кого собираются воевать ВМС России и Ирана? 21 июля 2025 г. URL: https://military.pravda.ru/2249999-caspian-sea-joint-military-exercisesie-problemi
  29. Что касается влияния системы С-400 с территории Южной Осетии на ситуацию в регионе, то оно таково: а) ракеты С-400 с позиции под Цхинвалом способны достичь северной части Зангезурского коридора в районе Гориса и Сисиана (Армения), но южная часть коридора (ближе к границе с Ираном) находится на пре-деле или за пределами эффективной зоны поражения аэродинамических целей; б) сам факт наличия С-400, способного поражать цели в северной Армении и приграничных с Грузией районах Азербайджана, создает дополнительные риски для любой военной активности в этом районе, в том числе связанной с коридором: он ограничивает возможности авиации вблизи коридора с севера. Таким образом, развертывание С-400 в Южной Осетии обеспечивает России мощное средство контроля над воздушным пространством всего Южного Кавказа. Оно эффективно закрывает небо над Грузией, угрожает авиации Азербайджана в приграничье и достигает северных районов Армении и Турции, создавая «зонтик» ПВО над Южной Осетией и югом РФ.

    Если говорить о потенциальном влиянии С-500 (в случае размещения этой системы в Южной Осетии или в другой «точке» Южного Кавказа), то это предполагает: а) полное покрытие коридора, т.к. дальность в 600 км позволяет С-500 из Южной Осетии контролировать весь Зангезурский коридор, включая Капан, Мегри (Армения) и Нахичевань (Азербайджан); б) контроль прилегающих территорий, т.к. зона действия С-500 будет покрывать всю Армению (включая Ереван и Гюмри), большую часть Азербайджана (включая Баку), восток Турции и запад Ирана. Все это вкупе превращает российские системы ПВО в Южной Осетии в критический фактор для безопасности и реализуемости любого сценария развития Зангезурского коридора, давая России мощный рычаг влияния на все вовлеченные стороны (Азербайджан, Армению, Турцию, Иран). Есть у этого военного хода Москвы еще и ряд стратегических последствий, в частности, возможность введения «воздушного эмбарго», т.е. фактического закрытия неба над «Зангезуром» и прилегающими странами для военной авиации любых третьих сторон (НАТО, Израиль и др.), что является ключевым аргументом для Азербайджана и Турции при планировании ими любых операций. Помимо этого, это может стать еще и средством давления на Армению, поскольку Москва просто-напросто может возложить на себя контроль над всем ее воздушным пространством, что автоматически усилит зависимость Армении от Москвы (см.: Зангезур: С-400 и С-500 в Южной Осетии. URL: https://mosregdata.ru/article/zangezur-c-400-c-500-yuzhnaya-osetiya).