
— Александр Андреевич, 14 декабря исполняется 200 лет восстанию декабристов на Сенатской площади. Декабристы, они герои или антигерои?
— Я думаю, что этот вопрос нужно адресовать только к сердцу своему, к своему собственному представлению о смыслах русской истории и о явлениях положительных и ужасных…
Для меня декабристы — это явление восхитительное и потрясающее в русской истории. Это всплеск русской аристократии, которая впервые за всю русскую историю обратилась лицом к народу, она решила пожертвовать собой ради крестьян, ради огромного большинства российских граждан, живущих в рабстве, в нищете, в бесправии, которых били на конюшнях бичами, продавали, как щенков. И эти люди, представители привилегированного сословия, восстали именно за это. Они восстали не из-за своих жилищ, не из-за своих бриллиантов, не из-за декольте своих аристократических прекрасных жен, они восстали за народ.
— Со школьной скамьи помню оценку Ленина: «страшно далеки они от народа». Но, правда, «разбудили Герцена», который развернул агитацию за революцию, которая должна была окончательно освободить народ.
— С тех пор у повешенных декабристов появились сторонники, появились последователи, народовольцы, которые взрывали губернаторов и царей и тоже шли на эшафот с высоко поднятой головой. И, в конце концов, вот эта огромная, навалившаяся на Россию пелена, имя которой самодержавие, рухнула, пришло народовластие.
Пришло народовластие жестокой красной рубахи, размахивающей карающим топором. И пролилась чудовищная кровь, о которой подозревали и Пестель, и Рылеев, и, наверное, они готовы были пойти пролить эту кровь. Она пролилась бы тогда, быть может, в меньшем количестве, чем потом, в начале ХХ века, но победивший красный эпос, красное время сделало из декабристов святых и мучеников. Я, как красный советский человек, был воспитан на идее преклонения перед декабристами, перед Андреем Болконским, перед всей этой аристократической человеческой плеядой, воевавшей за Россию на наполеоновских войнах, на полях сражений.
— Но после анти-революции 1991 года, отменившей Октябрьскую Социалистическую, многие события прошлого были переоценены.
— Да, потом, когда красный проект из проекта народовластия рухнул, пришла реставрация, и опять власть в стране завоевали богачи, рыночники, олигархия стала, по существу, символом русского государства, когда у власти оказались самые жестокие, низменные люди, такие как Березовский, Гусинский, Чубайс. Произошел пересмотр истории. Нашу история пересмотрел, переписал Сорос. Все наши учебники были переделаны, переиначены именно им, Соросом. По этим учебникам декабристы, конечно, оказались врагами. Они оказались врагами богатства, они оказались друзьями плебеев.
И сегодня на декабристов наваливается огромная историческая несправедливость. Создаются фильмы, которые их изобличают, называют «злодеями, идиотами, дегенератами». Но если так, если декабристы злодеи, дегенераты, то и Пушкин, он тоже дегенерат, злодей и мерзавец, потому что он декабрист, он любил декабристов. Он жалел, что его не позвали на Сенатскую площадь, он написал оду «Вольность», он написал «Во глубине сибирских руд», значит, он тоже мерзавец и негодяй?
Подождите. Мы же знаем, что Лев Толстой, мечтая написать о декабрьском восстании, хотел сделать главным декабристом Пьера Безухова, очаровательного русского, доброго, тучного, благодушного, благородного человека. Он хотел сделать его декабристом. Значит, и Толстой — идиот, мерзавец, человеконенавистник?
Подождите. Известно же, что Достоевский в разговоре с одним из своих современников сказал, что, если бы он писал свой роман «Братья Карамазовы» дальше, он Алешу Карамазова, этого монаха в миру, этого чудесного отрока божественного сделал бы бомбистом, он бы сделал его декабристом.
— Бунтари всегда вызывают симпатию у неординарных личностей…
— Как к этому сейчас относиться? Нельзя переиначивать историю, как старый мундир, избитый молью. Историю надо рассматривать бережно, драгоценно, священно, не хватать ее жадными руками режиссеров и продюсеров, которые выстраивают сиюминутную, удобную версию событий для групп олигархических кругов, властителей. Вот моя точка зрения.
Декабристы дают нам урок, сегодняшней элите дают урок. Элита не должна путать свое величие с величием народа. Элита не должна терпеть несправедливости и несчастья, которые окружают ее, она должна служить народу, даже если она это делает не совсем корректно и изящно, без пинцета.










