
18 декабря 2025 года президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ, определяющий концепцию космической политики «Америка прежде всего», гарантирующую, что Соединенные Штаты будут лидировать в мире в области освоения космоса, безопасности и торговли:
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА В КОСМОСЕ»
Исполнительный указ
18 декабря 2025 г.
«В силу полномочий, предоставленных мне как Президенту Конституцией и законами Соединенных Штатов Америки, настоящим постановляется:
Раздел 1. Цель. Превосходство в космосе является мерилом национального видения и воли, а технологии, разработанные американцами для его достижения, вносят существенный вклад в силу, безопасность и процветание страны. Поэтому Соединенные Штаты должны проводить космическую политику, которая расширит возможности человеческих открытий, обеспечит жизненно важные экономические интересы и интересы безопасности страны, даст толчок коммерческому развитию и заложит основу для новой космической эры.
Раздел 2. Политика. Моя администрация сосредоточит свою космическую политику на достижении следующих приоритетов:
(а) Лидерство в мире в освоении космоса и расширение влияния человека и американского присутствия в космосе за счёт:
(i) возвращение американцев на Луну к 2028 году в рамках программы «Артемида», чтобы утвердить лидерство Америки в космосе, заложить основы для развития лунной экономики, подготовиться к путешествию на Марс и вдохновить следующее поколение американских исследователей;
(ii) создание к 2030 году начальных элементов постоянного лунного форпоста для обеспечения устойчивого присутствия Америки в космосе и содействия следующим шагам в исследовании Марса;
(iii) повышение устойчивости и экономической эффективности архитектур запуска и исследования, включая обеспечение коммерческих услуг по запуску и приоритетное развитие лунных исследований;
(b) Обеспечение и защита жизненно важных национальных и экономических интересов безопасности Америки в космосе, из космоса и в космосе путём:
(i) разработка и демонстрация прототипов технологий противоракетной обороны следующего поколения к 2028 году для постепенного и существенного усиления противовоздушной и противоракетной обороны Америки в соответствии с Указом Президента США № 14186 от 27 января 2025 года («Железный купол для Америки»);
(ii) обеспечение возможности обнаружения, характеристики и противодействия угрозам космическим интересам Соединенных Штатов с очень низкой околоземной орбиты и через окололунное пространство, включая любое размещение ядерного оружия в космосе;
(iii) создание гибкой и адаптивной национальной архитектуры космической безопасности путем ускорения реформы закупок, интеграции коммерческих космических возможностей и содействия новым участникам рынка; и
(iv) усиление вклада союзников и партнеров в обеспечение безопасности космического пространства Соединенных Штатов и всего общества, в том числе за счет увеличения расходов на безопасность космического пространства, оперативного сотрудничества, соглашений о размещении баз, а также инвестиций союзников и партнеров в космическую промышленную базу Америки;
(c) Развитие динамичной коммерческой космической экономики за счет силы американского свободного предпринимательства путём:
(i) содействие экономическому росту, привлечение не менее 50 миллиардов долларов дополнительных инвестиций на американские космические рынки к 2028 году и увеличение частоты запусков и возвращений в атмосферу за счет новых и модернизированных объектов, повышения эффективности и реформ политики;
(ii) демонстрация лидерства в использовании спектра в космических приложениях для повышения конкурентоспособности технологий Соединенных Штатов, эффективности управления спектром и доступа к мировым рынкам;
(iii) стимулирование инициатив частного сектора и создание коммерческого пути для замены Международной космической станции к 2030 году;
(d) Разработка и внедрение передовых возможностей и подходов для обеспечения достижений в космической отрасли в следующем столетии путём:
(i) оптимизация инвестиций в космические исследования и разработки для достижения краткосрочных целей моей администрации в космической сфере, использование новых технологий и научных открытий для повышения возможностей выполнения миссий и обеспечение научных открытий для долгосрочного лидерства Америки в области науки и техники;
(ii) обеспечение возможности использования космической ядерной энергии в ближайшей перспективе путем развертывания ядерных реакторов на Луне и на орбите, включая лунный реактор, готовый к запуску к 2030 году;
(iii) совершенствование высокоэффективных методов прогнозирования космической и земной погоды, а также оперативного управления ими для удовлетворения потребностей на Земле и за ее пределами, с использованием усовершенствованных бизнес-подходов, таких как контракты с фиксированной ценой и модели «как услуга» как для космического, так и для наземного сегментов;
(iv) обеспечение устойчивости космических операций посредством эффективных и ответственных подходов к управлению космическим движением; смягчению последствий образования космического мусора и его устранению; а также позиционированию, навигации и синхронизации на Земле и в окололунной области, в том числе путем утверждения Соединенных Штатов в качестве лидера в области стандартов и услуг в этих областях;
(v) создание наземной, космической и лунной инфраструктуры и стандартов, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений в космической отрасли и формирование прочной космической промышленной базы.
Раздел 3. Реализация.
(а) Помощник Президента по науке и технологиям (APST) координирует общую реализацию настоящего распоряжения, включая:
(i) в течение 60 дней с даты настоящего приказа издать руководство по созданию Национальной инициативы по развитию американской космической ядерной энергетики для достижения приоритетных направлений ядерной политики, указанных в настоящем приказе, в координации с руководителями соответствующих исполнительных департаментов и агентств (агентств), определенных APST;
(ii) в течение 120 дней с даты настоящего распоряжения предложить поправки к Президентской директиве № 26 от 21 ноября 2013 г. (Национальная политика в области космических перевозок) для поддержки реализации настоящего распоряжения.
(b) В течение 90 дней с даты настоящего распоряжения APST должна скоординировать разработку и объединить в единое представление Президенту следующие документы:
(i) план, разработанный Администратором Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в координации с директором Управления по бюджету и управлению (OMB) и помощником президента по внутренней политике (APDP), по достижению политических целей, изложенных в настоящем указе, касающихся лидерства в мире в освоении космоса и расширения присутствия человека в космосе и американского присутствия в космосе, включая планы по устранению любых пробелов в технологиях, цепочках поставок или производственных мощностях, имеющих отношение к достижению этих целей в рамках имеющегося финансирования;
(ii) результаты всесторонних обзоров, проведенных министром торговли и администратором NASA в консультации с директором Управления по бюджету и управлению, их соответствующих основных программ закупок космической техники с целью выявления любых таких программ, которые отстают от графика более чем на 30 процентов по сравнению с базовым планом закупок, превышают стоимость на 30 процентов по сравнению с базовым планом, не соответствуют каким-либо ключевым показателям эффективности или не соответствуют приоритетам, указанным в данном порядке, а также описание запланированных мер по смягчению последствий или исправлению ситуации; и
(iii) доклад министра обороны, подготовленный в координации с директором национальной разведки (DNI) и помощником президента по вопросам национальной безопасности (APNSA), о любых пробелах в технологиях, цепочках поставок или производственных мощностях, имеющих отношение к директиве настоящего приказа о постепенном и существенном укреплении противовоздушной и противоракетной обороны Америки, а также планы по устранению таких пробелов в рамках имеющегося финансирования.
(c) В течение 180 дней с даты издания настоящего указа министр торговли и администратор NASA должны реформировать процессы закупок космической продукции в своих ведомствах для поддержки приоритетов космической отрасли, изложенных в настоящем указе, и для дальнейшего выполнения Указа Президента № 14271 от 15 апреля 2025 года (Обеспечение коммерчески выгодных решений в федеральных контрактах). Эти реформы должны включать следующее:
(i) использование существующих полномочий для повышения эффективности и ускорения приобретения космических аппаратов, включая приоритетное рассмотрение коммерческих решений и общее предпочтение соглашений в рамках Закона о других сделках или Закона о космической отрасли, обычных коммерческих условий или любых других путей содействия эффективному или упрощенному приобретению;
(ii) детальный анализ каждой функциональной вспомогательной роли в федеральном и контрактном штате агентства с целью устранения ненужных задач, сокращения дублирования и ускорения принятия решений;
(iii) для Министерства торговли — укрепление потенциала для проведения мероприятий по приобретению и обеспечению космической техники таким образом, чтобы это способствовало сотрудничеству с NASA, но не требовало от него помощи в закупках, в том числе путем рекомендации необходимых законодательных реформ;
(iv) для NASA – согласование процессов закупок и приобретения оборудования, ориентированных на космическую отрасль, между центрами и подразделениями NASA для повышения эффективности.
(d) В течение 180 дней с даты настоящего приказа APNSA в координации с министром обороны, директором национальной разведки, APST и руководителями других соответствующих ведомств должен:
(i) разработать стратегию космической безопасности, учитывающую интересы Соединенных Штатов в космосе, из космоса и в космос; противодействовать текущим и прогнозируемым угрозам космическим интересам Соединенных Штатов с очень низкой околоземной орбиты и в окололунном пространстве; и включить в нее технологический план по обнаружению, характеристике и противодействию потенциальному размещению ядерного оружия противником в космосе; и
(ii) реализовать план создания гибкой и адаптивной национальной архитектуры космической безопасности для поддержки стратегии космической безопасности и других соответствующих приоритетов, установленных в настоящем указе.
(e) В течение 180 дней с даты настоящего указа Государственный секретарь в координации с министром обороны и директором национальной разведки должен реализовать план по усилению вклада союзников и партнеров в обеспечение безопасности космического пространства Соединенных Штатов и всего общества.
(f) В течение 120 дней с даты настоящего распоряжения министр торговли должен координировать свои действия с APST, помощником президента по экономической политике, APDP и руководителями соответствующих ведомств для утверждения лидерства в использовании спектра, что должно включать рассмотрение возможностей перераспределения и совместного использования спектра, в зависимости от обстоятельств.
(g) В течение 120 дней с даты настоящего распоряжения Администратор NASA в координации с Государственным секретарем и APST должен обеспечить, чтобы международные соглашения о сотрудничестве в области гражданского космоса с участием NASA поддерживали приоритеты политики, изложенные в настоящем распоряжении, в том числе путем инициирования новых соглашений и изменения или прекращения существующих соглашений, где это целесообразно и соответствует существующим полномочиям и юридическим обязательствам.
***
Следует напомнить, что Трамп возглавил создание Космических сил США в 2019 году, первого нового рода войск Вооруженных сил с момента создания Военно-воздушных сил более 70 лет назад.
Космические силы играют решающую роль в подготовке Министерства обороны США к меняющимся условиям ведения боевых действий и расширении наших возможностей.
За время своего первого срока президент Трамп издал семь директив по космической политике, предписывающих NASA вернуть американских астронавтов на Луну, реформировав национальную нормативно-правовую базу для коммерческой космической деятельности, установив принципы кибербезопасности для космических систем и многое другое.
В январе 2021 года Трамп издал указ, продвигающий малые модульные реакторы для национальной обороны и освоения космоса.
В апреле 2020 года Трамп издал указ, направленный на поощрение добычи и использования космических ресурсов.
Новый указ Белого дома «Обеспечение американского превосходства в космосе» подчеркивает приоритетность космической безопасности для президента Дональда Трампа и акцентирует внимание на роли Космических сил не только в защите американских объектов, но и в выполнении ударных задач.
Публикация документа совпала с утверждением в должности администратора NASA Джареда Айзекмана и помощника министра обороны по космической политике (APST) Марка Берковица.
Помимо акцента на освоении космоса, научных достижениях и экономическом прогрессе, документ также включает в себя концепцию безопасности, которая признает миссию Космических сил по обеспечению превосходства в космосе ключевой для интересов США в этой области.
Чарльз Гэлбрет, старший научный сотрудник Института аэрокосмических исследований им. Митчелла при Американском космическом агентстве, заявил, что в контексте национальной безопасности в космической сфере этот указ соответствует заявлениям Космических сил и Космического командования США последних лет.
«Угрозы растут, — сказал он журналу Air & Space Forces Magazine (22.12.2025). — Мы разрабатываем системы не только для обнаружения, отслеживания, характеристики, идентификации и потенциального установления вины за враждебные действия или безответственные поступки, но и для прямого противодействия им. В этом и заключается новая составляющая — открытое заявление о необходимости иметь возможность противодействовать этим угрозам».
В указе неоднократно встречаются формулировки о противодействии угрозам в космосе. В одном разделе говорится, что обнаружение, характеристика и противодействие угрозам для космических систем США являются первоочередной задачей администрации. В другой части документа указ подтверждает цель администрации продемонстрировать передовые прототипы систем противоракетной обороны в рамках проекта «Золотой купол» к 2028 году. Гэлбрет отметил, что конкретное упоминание систем противоракетной обороны в данном контексте, в отличие от технологий предупреждения или слежения, вероятно, относится к перехватчикам, которые могут выводить из строя вражеские ракеты с земли или из космоса.
В указе также конкретно указывается, что ведомствам необходимо разработать технологический план по «противодействию потенциальному размещению ядерного оружия в космосе» — возможно, намек на разработку Россией подобных возможностей.
Раскрытие в 2024 году информации о том, что Россия разрабатывает ядерное оружие, которое может быть запущено в космос, является частью растущего списка вызывающих опасения достижений противников США. За последний год несколько представителей Космических сил публично описали так называемые «спутниковые воздушные бои», в ходе которых китайские спутники отрабатывают тактику и методы вблизи американских объектов.
Указ призывает Министерство обороны совместно с Государственным департаментом разработать в течение следующих шести месяцев план по усилению вклада союзников и партнеров.
По словам Гэлбрета, эти сроки свидетельствуют о том, что администрация хочет быстро воплотить свое видение в жизнь.
«Реализация будет осуществляться в течение оставшихся лет правления администрации, но планы необходимо опубликовать как можно скорее», — сказал он. «Будет интересно, сможем ли мы воплотить некоторые из этих инициатив в жизнь, потому что для их успеха потребуется дополнительное финансирование».
Среди технологических инициатив, упомянутых в указе Трампа, – стремление США к развитию ядерной энергетики в космосе. В документе ядерные двигательные установки в космосе названы ключевым приоритетом, и содержится обязательство подготовить ядерный реактор к запуску в рамках лунной миссии к 2030 году.
Гэлбрет отметил, что необходимость использования космической ядерной энергии в этом приказе заслуживает внимания. Технология тепловых и электрических ядерных двигательных установок может предложить решение проблемы мобильности спутников Министерства обороны, поскольку Космическое командование стремится к созданию более маневренных космических аппаратов.
Министерство обороны США реализовало несколько проектов в области космической ядерной энергетики с переменным успехом. В начале 2025 года была прервана попытка Агентства перспективных оборонных исследований (DRACO) разработать ядерный тепловой двигатель для космических аппаратов в рамках программы Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations (DRACO). Отдельная программа Исследовательской лаборатории ВВС США — Joint Emergent Technology Supplying On-orbit Nuclear Power (JETSON) — сосредоточена на ядерно-электрических двигателях для космических применений.









