
Си Цзиньпин в новогодней речи поклялся воссоединить Китай и Тайвань
Председатель КНР Си Цзиньпин в своей ежегодной новогодней речи в Пекине пообещал воссоединить Китай и Тайвань.
Выступая на следующий день после завершения интенсивных китайских военных учения вокруг Тайваня Си Цзиньпин сказал: «Воссоединение нашей родины — тенденция времени, оно неудержимо».
Американские СМИ сразу написали, что разведка США всё больше обеспокоена наступающими возможностями вооруженных сил Китая для начала такой атаки, если Си решит, что время подходящее.
29 и 30 декабря 2025 года стартовали военные учения Народно-освободительной армия Китая «Миссия справедливости 2025» с боевой стрельбой вокруг Тайваня, имитируя блокаду основных портов и отправкой своего флота, военно-воздушных сил, ракетных войск и береговой охраны для окружения главного острова Тайваня. Силы Китая приблизились к Тайваню ближе, чем в предыдущих учениях. За два дня в них приняли участие не менее 200 военных самолетов, что является самым высоким показателем за более чем год. Тайвань сообщил, что 27 ракет были также выпущены в сторону Тайваня, причем несколько из них приземлились в пределах 27 морских миль от его береговой линии.
31 декабря учения завершились, но Тайвань оставался в состоянии повышенной готовности: 25 кораблей ВМС и береговой охраны Китая всё ещё находились вокруг Тайваня, а два аэростата наблюдения были отправлены, один из которых пролетел через северную береговую линию Тайваня.
Учения ожидались аналитиками до конца 2025 года, но китайские комментаторы также связали их с недавним одобрением вооружений правительством США рекордной продажи оружия Тайваню на сумму 11 миллиардов долларов.
Выступая с новогодней речью, Си Цзиньпин заявил, что Китай «принял мир с распростертыми объятиями», и назвал несколько многосторонних конференций, организованных Пекином в 2025 году, в том числе Шанхайский саммит сотрудничества в августе 2025 года, когда мировые лидеры, включая российского президента Владимира Путина, индийского премьера Нарендру Моди и турецкого президента Реджепа Эрдогана, собрались в Тяньцзине, портовом городе недалеко от Пекина.
Трансляция выступления Си в китайских государственных СМИ перемежалась кадрами крупнейшего за всю историю китайского военного парада, который проводился в сентябре 2025 года по случаю 80-летия со дня окончания Второй мировой войны. Во время парада, который рассматривался как мощная демонстрация военной силы, Си Цзиньпин, Путин и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын стояли бок о бок в Пекине, демонстрируя новый геополитический расклад.
Центральное место в видении нового мирового порядка Си Цзиньпина занимает присоединение Тайваня и поддержка других стран в признании Тайваня частью «Одного Китая», управляемого Коммунистической партией Китая в Пекине.
Однако несколько правительств раскритиковали учения Китая перед новым 2026 годом, в том числе Великобритания, Япония, Австралия, Филиппины, ЕС и США. Министерство иностранных дел Китая заявило, что подало «серьезные протесты» по поводу их высказываний.
«Самая большая угроза миру и стабильности в Тайваньском проливе – так называемая «независимость Тайваня», которую проповедуют «силы сепаратистской деятельности, внешнее попустительство и поддержка этой деятельности», — заявил 31 декабря представитель МИД КНР Линь Цзянь.
В своей речи Си Цзиньпин также выделил День памяти, объявленный в 2025 году в ознаменование годовщины окончания японского имперского правления на Тайване в 1945 году. В 2025 году Тайвань также принял закон о признании даты 25 октября национальным праздником. Наследие второй мировой войны стало большой темой в политической риторике Китая и Тайваня в 2025 году. Китай подчеркнул свою роль в победе над японцами в этом конфликте, что, по мнению Китая, недооценивается на Западе. Президент Тайваня Лай Циндэ произнес речь в 2025 году, сравнивая Тайвань с европейскими демократиями 1930-х годов, которые столкнулись с угрозой со стороны нацистской Германии.
В своем собственном новогоднем обращении 1 января 2026 года Лай снова предупредил о «растущих экспансионистских амбициях Китая» и пообещал «стойко защищать национальный суверенитет».
Он также призвал оппозиционные партии Тайваня, которые контролируют парламент, прекратить блокировать специальный законопроект, который увеличит оборонный бюджет Тайваня.
«Столкнувшись с тревожными военными амбициями Китая, Тайваню некогда ждать и уж точно некогда поглощать себя внутренними раздорами», — сказал Лай.
В своем выступлении Си также высоко оценило прогресс Китая в развитие высоких технологий в 2025 году упоминая кикбоксинговых роботов и Tianwen-2 — миссию по исследованию комет, которая стартовала в мае 2025 года.
Ранее 31 декабря 2025 года Си Цзиньпин выступил на встрече высокопоставленных чиновников Коммунистической партии Китая и заявил, что Китай находится на пути к достижению целевого показателя роста ВВП в 5%.
«Военные игры или тесты на готовность? Как Тайвань стимулирует эволюцию НОАК и региональные расчеты»
С такой статьей 1 января 2026 года выступила доктор Надя Хелми (Египетский университет Бени Суеф) на сайте Modern Diplomacy.
Значение китайских военных учений вокруг Тайваня, заключается в их решающей роли для Пекина в проецировании мощи, окружении острова, наказании Тайбэя и его союзников (особенно США), проверке готовности Народно-освободительной армии, и подтверждении притязаний Китая на суверенитет над Тайванем, в частности, после недавних сделок США с оружием. Эти учения усиливают напряженность и посылают сильный сигнал Китая Тайваню и его союзникам о его решимости укрепить свою оборону, защитить свой суверенитет и предотвратить вмешательство в его внутренние дела. Это, в свою очередь, побуждает Тайвань укреплять собственную асимметричную оборону.
Эти китайские маневры вокруг Тайваня усиливают возможности Китая в блокировании и контроле портов и жизненно важных районов, прокладывая путь для будущих вариантов, будь то устойчивое давление или военная эскалация против Тайваня. Китай делает упор на интеграцию сил и демонстрацию тактического превосходства, чтобы сломить волю Тайбэя и предотвратить любое движение к независимости. Пока это увеличивает риски, но усиливает переговорные позиции Китая в долгосрочной перспективе.
Значение военных учений и маневров Китая вокруг Тайваня заключается в том, чтобы послать прямой политический посыл из Китая, выразить свое недовольство и наказать Тайвань и США, особенно после крупных оружейных сделок, которые Пекин считает нарушением своего суверенитета. Эти учения также служат проверкой военной готовности Китая к театру военных действий, боеготовности Народно-освободительной армии, обучением китайских сил патрулированию боеготовности, всестороннему контролю, блокадам, перекрытию морских и воздушных путей снабжения, одновременно подкрепляя притязания Китая на суверенитет над Тайванем. Эта демонстрация силы является сигналом и угрожающим посланием, демонстрирующим, что Китай не потерпит никакого движения к независимости Тайваня и скрытой угрозы войны, если эти тайваньские сепаратистские движения против Китая продолжатся. Эти китайские военные маневры также направлены на изменение статус-кво в отношении Тайваня.
Активизация китайских военных учений вокруг Тайваня с 2022 года в первую очередь призвана навязать новую реальность непрерывного китайского военного давления и постепенного окружения острова. Это также представляет собой твердый ответ Китая на иностранное вмешательство в дела Тайваня. Это прямой ответ Китая на прекращение военной поддержки Тайваня со стороны США, включая соглашения США и Израиля о наступательном вооружении с Тайванем. Эта поддержка включает в себя разработку Израилем новой многослойной системы ПВО для Тайваня под названием T-DOM, привязку ее к израильской системе «Железный купол» и эффективное преобразование системы Тайваня в часть системы США.
Что касается влияния этих китайских военных маневров и учений вокруг Тайваня на будущее развитие событий в пользу Китая, то они усиливают давление на Тайбэй, заставляя Тайвань истощать свои оборонные ресурсы и сосредоточиться на асимметричных стратегиях обороны, чтобы противостоять подавляющей мощи Китая. Кроме того, они расширяют военный потенциал Китая, улучшают координацию между его (сухопутными, морскими, воздушными и ракетными) воинскими частями, развивают совместный ударный и логистический потенциал. Это усиливает готовность Китая к сценарию, предполагающему полное вторжение или блокаду Тайваня в будущем в ответ на любые будущие попытки сепаратистов.
Самое главное, они служат запугиванию иностранных держав, посылая сдерживающий сигнал таким странам, как Япония, и препятствуя их вмешательству в случае конфликта, демонстрируя решимость и способность Китая к эскалации. Эти китайские военные маневры также готовят театр военных действий для Китая, поскольку эти интенсивные учения эффективно окружают Тайвань, облегчая Китаю отключение портов и жизненно важных районов и затрудняя любое потенциальное внешнее вмешательство, например, со стороны Соединенных Штатов. Китай также стремится изменить восприятие власти, посылая убедительные сигналы как внутри страны, так и на международном уровне о том, что он способен навязать свою волю Тайваню, тем самым укрепляя свою долгосрочную стратегическую позицию на переговорах.
Короче, эти китайские военные учения и маневры служат задачам Китая по оказанию политического и военного давления на Тайвань, проверке его готовности, укреплению его суверенитета и формированию новой реальности, которая служит его конечной цели — воссоединению Тайваня, либо мирным путем под давлением, либо силой.









