Путин до и после Крыма
Александр Нотин
На днях я получил от слушателя Народного радио Владимира Шибаева (г. Рязань) электронное письмо. Владимир категорически не согласен с моей оценкой личности и политики президента В. Путина, прозвучавшей в передаче "На переправе" в прошлый понедельник. Вкратце суть его подхода сводится к тому, что между Путиным и Ельциным нет никакой разницы; поддерживая внешнеполитический курс Путина, мы не должны поддерживать его самого; войска США и НАТО плюс "пятая колонна" пребывают на территории России, они "..ждут своего часа, чтобы начать убивать русских (при этом власть объявила национализм главной угрозой её «демократии»)"; именно Путин повинен в том, что в России установилась и сохраняется "…олигархический воровской капитализм…, чуждый Православию"; "в головах у президента и премьера олимпиады и саммиты", а народ страдает; на "телевидении продолжается пропаганда разврата, насилия, культа роскоши". Главный вывод автора письма — "… с этой властью нельзя сотрудничать, её надо менять… Надо соборно (!) найти и выдвинуть от народа единую кандидатуру на пост Президента, альтернативу Путину. Одного, Единого – от всех партий, движений, от всех честных людей, не согласных с гибельным курсом страны".
Что на это сказать?
Владимир — безусловно, патриот, горячее сердце. Он болеет за Россию! Но патриотизм это не профессия, его необходимо подкреплять знанием истории с ее скрытыми и явными канонами. С некоторыми его "формальными" претензиями к Путину я даже солидарен, но…:
1. Зачем же отказывать президенту Путину в праве на глубокое личное покаяние и, следовательно, изменение (в переводе с греч. слово "метанойя" означает как раз и покаяние и изменение)? Примеры "благоразумного разбойника" или равноапостольного Константина Великого не теряют актуальности и в наши дни. Они повторяются — не буквально, конечно, но все же… Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что "жизнь человека есть парение над бездной его небытия". Многие из нас, ныне живущих, на собственном примере убедились, что иногда эта бездна вдруг открывается внутреннему взору человека, и тогда в нем рождается пронзительный страх Божий, возникает глубокая искренняя вера в Бога, и человек коренным образом преображается.
2. Впечатление от письма Владимира такое, что все мы ХОРОШИЕ, один только Путин ПЛОХОЙ (ну, и с ним, разумеется, к категории "плохих" относится Запад вместе с кучкой олигархов). Так ли это? Говорят, народ имеет того правителя, которого заслуживает: то есть, по сути, каждый раз мы всем миром, оценивая своего вождя, смотримся в зеркало. Господь устами апостола на сей счет куда более "кагоричен": "Нет власти, которая не от Бога". Это во-первых.
Во-вторых, как ни крути, а нам не известны суды и пути Божии ("Мои пути — не ваши пути…"). Не берется ли в данном случае наш Владимир, вольно или невольно, "поучать" Бога, "подсказывать" Богу, "упрекать" Его? Соблазн судить да рядить всегда велик, но идет он часто не от знаний, не от верующего и смиренного сердца, а от "мнений", нервов и эмоций. Святитель Игнатий (Брянчанинов) и на этот случай строго предостерегает: "Да не дерзнем же немощною своей (человеческой) рукою оказаться на пути действия Промысла Божия". О чем это он? В истории народов и Церкви Христовой более, чем достаточно, примеров того, как кажущееся благочестие и парадность скрывало глубины духовного падения целых государств, и тогда Господь попускал "многие скорби", являвшиеся им в виде тиранов, войн и катастроф. Общеизвестен пример византийского узурпатора Фоки, который незаконно сверг, а затем и зверски расправился с правящим императором Константинополя. Когда один из старцев молитвенно испросил у Бога, "почему", ему было открыто буквально следующее: "Хотел найти для вас худшего, но не смог". Или другой пример — Иосифа Сталина, которого одни до сих пор проклинают как злодея и тирана, а другие (в их числе святой Лука (Войно-Ясенецкий) и смиренный автор этих строк) почитали промыслительным защитником России. Кто-то видит в нем изувера, а кто-то тайного монаха и воина. С какой ненавистью относятся к нему до сих пор враги России — разве это ни о чем не говорит! Невежественны мы. Ничего не знаем, да и история вся искажена, изуродована, подчищена…
3. Я писал задолго еще до Крыма: Путин оказался плохим "бытоулучшателем", и это, как ни странно, стало благом для России, ибо, если верить словам преподобных Серафима (Саровского) и Иоанна (Кронштадтского) "все беды России происходят от партии бытоулучшателей". Не угадывается ли и здесь благая длань Божия? Да, у нас сегодня много обиженных и униженных — это факт. Зато и Церковь Христова, народ Божий растут только у нас. Всех накормить и напоить можно. Запад мог решить эту задачу руками своих клевретов и за наш же, российский счет. Но и тут Бог не позволил, чтобы нас не постигла участь западного человека, которого, по словам Ф.М. Достоевского, "накормили, и он… захрюкал". Такова истинная цена "бытоулучшения". Нам это надо?! Идет громадный и непостижимый для человеческого ума (и для меня, и для вас, Владимир) процесс пробуждения и преображения Русского мира и русского сознания от вековой спячки. Растет наша Церковь, а с нею поколение "блудных сынов" всякого рода "перестроек". Гигантский сдвиг, меняющий ландшафт целого мира, а вы, мой друг, все еще плаваете на мелководье рациональных схем и обид. СССР отверг Бога, потому и погиб. Было в нем хорошее? Да, и немало. Но новая Россия, возвращая Бога в свою жизнь, станет на порядок сильнее и выше даже СССР. Правда, чтобы достичь этой высоты, ей, в том числе и нам с вами, придется испить до дна горькую чашу покаяния — целительными скорбями, жертвами, унижениями и убываниями — за то, что в 1917 году мы всем миром допустили предательство Царя и Бога.
4. Кстати, обратите внимание, Владимир, на тот факт, самые самые ярые ненавистники Путина из числа леваков и ультранационалистов выходят в Москве на "марши мира" по поводу событий в Украине бок о бок с Немцовыми и Новодворскими, то есть нашими доморощенными предателями "майданистами". Это как понимать? Ненависть к Путину делает их врагами русской государственности, как будто не знают, несчастные, что нет более простого и быстрого способа "сдать" Россию Западу, чем разрушить сакральную ось нашего вековечного государства. Не дождутся!
5. Борис Миронов, с речей которого, словно под кальку, писано послание нашего Владимира, назвал членов "Изборского клуба" (и меня в их числе, за что ему отдельное мерси) "иудами Путина". За какие такие грехи, интересно знать? Выходит, ровно за ту позицию и ту аргументацию, которую я вкратце изложил выше. Неужели вы, Владимир, всерьез думаете, что такие люди, как Проханов и Ивашов, Фурсов и Нарочницкая, Аверьянов и Шевченко и еще два десятка моих авторитетных коллег, людей почтенных и заслуженных — все, как один, заблуждаются, в то время как вы — нет? Или вы считаете, что они чего-то не знают, чего-то не учитывают из того, что знаете и учитываете вы. Все они, да будет вам известно, вполне жестко и научно критиковали и критикуют неолиберальный режим Путина. Но при этом они еще успевают разглядеть эволюцию президента, которая происходит, конечно, и под сильнейшим воздействием глобального и национального кризисов, переживаемых миром и страной. Эволюция личности часто происходит не по ее хотениям, вернее, не только поэтому, но и вынужденно. В сущности, на примере метаморфозы Путина мы и можем косвенно и отчасти наблюдать действие Промысла Божия.
6. Теперь о предлагаемой вами "единой кандидатуре" на пост президента — "альтернативе Путину". Помилуйте, неужели вы не сознаете, что это сейчас абсолютно невозможно — можно даже сказать, неугодно Богу. Последние годы я только и пишу (и не я один) о чудовищном разброде и шатаниях нашей патриотической оппозиции, ее неспособности не то, чтобы единого лидера себе избрать, но даже хотя бы для начала сплотиться в мало-мальски устойчивую коалицию или фронт. А причина все та же: склоки, интриги, зависть, амбиции. Сиречь, причина в отсутствии духа согласия, духа Божьего, и, напротив, в торжестве среди патриотов духа разделения, духа дьявольского. Ибо сказал Господь: "Кто со Мною не собирает, тот расточает". Куда уж ясней! И еще. Вряд ли вы решитесь всерьез оспаривать тот факт, что Путин до Крыма и Путин после него это, по сути, две разные политические фигуры. Тому, что "до", можно было не верить (хотя мне почему-то верилось, о чем я и говорил открыто, нарываясь на критику), но тому, что "после", не верить нельзя: он перешел свой Рубикон, сжег свои мосты, сделал свой исторический выбор и… поверьте, немало потерял, с точки зрения обыденной потребительской точки зрения. Теперь ему остается идти только вперед, а вы предлагаете ничего не замечать и фактически тянуть его (вместе со всеми нами, с народом России) назад.
В заключение мне хотелось бы пожелать Владимиру больше мира в душе и глубокого, проникновенного (а не эмоционально-страстного) взгляда в современную русскую действительность. Россия преображается, не надо ей мешать: это большая ошибка и непростительный грех.
Простите, друг мой Владимир, если я невольно обидел или брякнул что не так…
Переправа 1.04.2013