Национальный позор
Шамиль Султанов
У французского драматурга Ионеско есть пьеса, которая называется «Лысая певица». Сюжет спектакля – бесконечный, в своей бессмысленности, разговор двух героев, которые, вроде, беседуют, но при этом напрочь не понимают друг друга. Более того: каждый из них еще и себя не понимает. Пьеса была написана более чем шестьдесят лет назад, и многим тогда этот «театр абсурда» казался безудержным преувеличением. Но, увы, сегодня, вчерашний абсурд становится привычной действительностью.
…В 2011-2013 годах были проведены социологические исследования, которые были профинансированы Российским фондом фундаментальных исследований. И они преподнесли, на первый взгляд, сенсационные результаты. Оказалось, например, что только 17 процентов российской молодежи способно воспринимать информацию адекватно. А полностью неадекватно воспринимают ее 44 процента школьников и 37 процентов студентов.
По данным международного тестирования способностей 15-летних школьников понимать прочитанный на родном языке текст, Россия в 2000 году заняла 25 место из 32 стран, в 2003 – 32 из 43. Почти две трети школьников (64 процента) не обладали навыками грамотного чтения, а соответственно и понимания, необходимыми для жизни в обществе – вплоть до неспособности пользоваться расписанием поездов.
Конечно, такой национальный позор долго продолжаться не мог: это «безобразие» российские власти устранили традиционным способом – вообще отказались от участия в подобных тестах.
Грамотные пишут, безграмотные – диктуют
Мы все чаще и чаще замечаем, что живем в обществе, члены которого не понимают, ни того, что говорят им, ни того, что произносят они сами. Интеллектуальная и нравственная деградация российского общества охватила и так называемую элиту, и массовые слои народа. Приведу еще два примера.
Первый. Несколько ректоров известных университетов лично мне говорили, что до половины абитуриентов, которые пишут заявления о приеме в соответствующий вуз, ухитряются делать от десяти до пятнадцати ошибок в этом маленьком тексте. Поэтому многие российские университеты вынуждены посвящать первый курс изучению программы старших классов школы. И как вы понимаете, абсолютное большинство учащихся этого просто не замечает.
Второй. Любопытная имитационная модель показывает, что если провести среди депутатов Государственной Думы диктант по русскому языку по программе восьмого класса, то больше половины из них получат твердую двойку. Логично, что абсолютное большинство депутатов вообще не понимают законов, за которые они голосуют. Более того, они их даже не читают.
Все это уже сформировало принципиально новую и драматическую ситуацию в российском социуме. Наше общество перестает воспринимать усложняющуюся реальность (украинский кризис это убедительно демонстрирует). Этот социум становится максимально податлив самой грубой пропаганде, при этом, он вообще перестает понимать даже свои базовые интересы.
Я не буду говорить о том, почему так случилось. Не буду вспоминать банальный факт, что в истории человечества перманентно глупеющие общества рано или поздно проигрывали битву за выживание. Я не буду говорить о том, что главным компонентом государственной мощи при переходе в шестой технологический уклад, становится не оружие, не экспортный потенциал, не природные ресурсы и т.д., а именно качество и эффективность «человеческого капитала».
Жить взаймы, и умереть по без налу…
Я остановлюсь только на одном вопросе: каким образом возрастающая общенациональная глупость может сказаться на краткосрочных социально-экономических перспективах страны?
Парадоксальная действительность такова, что российское общество, несмотря на заметное ухудшение экономической ситуации, все больше и больше живет в долг (хотя логично было бы в преддверии непростых времен, больше копить).
Такое странное, нерациональное поведение это не только и не столько результат гипнотизирующей рекламы и пропаганды – бери кредиты и покупай, покупай, покупай, что тебе хочется…. На российский финансовый рынок вдруг неожиданно вышли, как некие зомби, десятки миллионов потребителей с явно ограниченными умственными способностями. Возможно, они как то еще могут взять кредиты в банках (хотя абсолютное большинство из них подписывают кредитные договора, даже не читая их), но уже не могут задуматься ни о возможности вернуть эти кредиты, ни о нужности покупаемой вещи.
И вот что в результате мы видим.
Объем займов, выданных российскими кредитными учреждениями гражданам, увеличился в 2013 году более чем на 2 триллиона 200 миллиардов рублей – почти до 10 триллионов рублей. Таким образом, прирост в прошлом году составил 29 процентов. Годом ранее, в 2012, объем кредитования увеличился еще больше – на 40 процентов. Всего же, по данным ЦБ, только в 2013 году банки выдали кредитов на сумму почти сорок с половиной триллионов рублей. Это почти триллион и сто миллиардов долларов.
Но одновременно с объемом кредитования растет и объем просроченной задолженности, который в прошлом году увеличился на 20 процентов. Причем массовые просрочки и невозвраты в ближайшие месяцы будут только усиливаться, прежде всего, из-за замедления темпов роста российской экономики и роста безработицы в стране.
Миллионы людей (все больше и больше) не смогут расплачиваться по своим долгам перед банками. Это, с одной стороны, обязательно приведет к резкому ухудшению ситуации в финансовой сфере. С другой стороны, обострятся социальные противоречия: целые социальные группы окажутся под безжалостным давлением банков и финансовых учреждений, требующих (любыми способами!) возврата кредитов.
Пойдут массовые разорения, самоубийства, бегства…
Таким образом, если российская экономика из стадии нынешней стагнации перейдет уже к осени к рецессии, то «кредитный фактор», наряду с другими системными причинами, способен форсированно привести к следующей стадии – полномасштабному экономическому спаду, сопровождаемому массовой безработицей до 12 – 15 процентов, резким снижением жизненного уровня и т.д.
Все это может начаться уже весной следующего года.
wordyou.ru 11.04.2014