Падение Ходорковского

Сергей Черняховский

Украинские выступления и заявления Ходорковского – это его имиджевое падение. Все прежнее время – и в успешные 90-е годы, и в печальные для него 2000-е – он умел сохранить достоинство. Собрав в Киеве конгресс антипутинской клиентелы, он достоинство утратил. Не тем, что выступил против Путина – находясь за это в заключении, он вызывал определенное уважение и со стороны тех, кто эту его позицию не разделял – за то, что хорошо держался. Собственно, и в 1990-е годы он по своему имиджу явно не был близок к одиозным Березовскому и Гусинскому.

Если бы те, кто зарабатывал на борьбе за его освобождение, устраивали вокруг его имени меньше шума, и меньше политизировали его дело, он был бы освобожден намного раньше. Наконец, его помиловали – и всем в общем-то было понятно, что помилование молчаливо предполагает признание помилованным своей вины. Кроме того, всем было известно, что решение принято с учетом обещания Ходорковского не заниматься политической деятельностью. От первого обязательства он отказался, едва выйдя на свободу, но второе – обещал соблюдать.

Можно сколько угодно делать вид, что конгресс "Россия-Украина: диалог" был посвящен проблемам не политики, а взаимопонимания и коммуникации. Но взаимопонимание народов и стран – это уже вопрос политики. Тем более в условиях такого конфликта, который имеет место сегодня.

Ходорковский публично заявляет, что "Путин мстит Украине за свержение проворовавшегося Януковича". Но такое заявление – это уже участие в политике.

Не говоря уже о том, что как бы ни был плох Янукович, версия о его воровстве – это лишь голословное утверждение его оппонентов. В основном тех, кому он помешал воровать. И степень доказанности хищений со стороны Ходорковского на сегодня намного выше, чем степень доказанности воровства со стороны Януковича.

К тому же Украина Януковича не изгоняла и не свергала – его изгоняли и свергали проворовавшиеся олигархи, оплатившие услуги неонацистов и объединившиеся с ними.

Тогда уж нужно сказать, что Путин мстит проворившимся украинским олигархам и бесноватым неонацистам, с которыми сегодня вступает в союз бывший олигарх Ходорковский.

Хотя, если бы Путин ставил месть в центр своих политических действий, вряд ли Ходорковский вышел бы на свободу.

Ходорковский утверждает, что Путин приносит в жертву своей мстительности решение глобальных геополитических проблем России: "Это, как если бы США вместо создания евроатлантического альянса ввели бы войска, например, в Канаду, чтобы диктовать, как строить отношения внутри страны и чтобы оттяпать пару огородов".

Бесспорно, если бы СССР помог осуществить социалистическую революцию в Канаде и утвердить там советскую власть, которая заявила бы о намерении войти в состав Варшавского договора, США не задумываясь ввели бы на ее территорию войска. Точно также они посылали своих наемников воевать в Никарагуа и в нынешнюю Украину, и организовывали агрессию на Кубу.

Ходорковский, впрочем, прав, когда утверждает, что "санкции не смогут моментально повлиять на российскую экономику. Даже в случае введения серьезных санкций ситуация в российской экономике в течение 3-5 лет не будет критичной". И тогда, когда заявляет, что для изменения политики России на Украине необходимо как минимум изменение общественного мнения России.

Только он не хочет, либо не может понять, либо понимает, но просто лжет: "общественное мнение России" такого, какого оно есть не потому, что его таким делает пропаганда власти, а власть такова, какова она есть потому, что не может не учитывать настроения общества.

Он заявляет, что в России "из граждан Украины сделали образ чужого", навязли представление о них, как о "фашистах и бандеровцах".

Либо опять-таки он недостойно лжет, либо предельно оторван от российской действительности и настроений российского общества, не понимая или делая вид, что не понимает: у российского обществ нет отношения к Украине, как в врагу, а к украинцам – как к "чужим, фашистам и бандеровцам". Российское общественное мнение относится к Украине и украинцам – как к родному и близкому, ставшему жертвой олигархических кланов Украины, западной коалиции и захвативших власть в стране фашистов и бандеровцев. А последних защищает и является их союзником Ходорковский.

При этом использование им определенной лексики в своих утверждениях, когда он говорит, что "россияне, в отличие от граждан Украины, живут в авторитарном государстве, которое сейчас становится тоталитарным", показывает, что и он сам остался в своих представлениях о жизни и языковых приличиях в неком давно канувшем времени, где слово "тоталитаризм" считалось свидетельством "хорошего реформаторского тона".

И дело не только в том, что само использование категории "тоталитаризм" для серьезного человека является свидетельством дешевой ангажированности и политико-теоретической безграмотности, но и в том, что оно является сегодня проявлением реабилитации нацизма. Что для Ходорковского неудивительно, если он сегодня встал на защиту УНА-УНСО.

А если он к тому же призывает "разрушить сложившиеся в общественном мнении стереотипы", то это означает одно – он призывает к организации в России новой волны информационного террора против общества. Потому что, как только подобный информационно-психологический террор ослабевает, общество тут же вырывается из навязанных представлений, подобных представлениям конца 1980-хначала 1990-х гг.

Ходорковский уверяет, что Путин мстит Украине. На самом деле это скорее Ходорковский пытается мстить Путину. Но не за то, что оказался в тюрьме – это было естественно и понятно. А за то, что тот его выпустил на свободу, лишив ореола мученичества и показав его слабость.

Ходорковский держался с достоинством, пока был в заключении. И упал, опустившись до мелкой лжи, когда оказался на свободе.

Он совершил роковую ошибку, ввязавшись в политику, хотя обещал, что не будет этим заниматься. По сути дела он продемонстрировал, что с ним джентльменские отношения в принципе невозможны. Такие как он – недоговороспособны, и всегда постараются избежать взятых на себя обязательств.

Новая политика 29.04.2014

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...