Холм, палатки, «Переправа»

Александр Нотин

19 мая 2014 года. Полдень. Стою у основания поклонного креста, на вершине Священного холма, что под Изборском. Ясный, жаркий, почти июльский день. Ни ветерка. Вблизи крест кажется сказочно огромным, и вершина его упирается чуть не в самое небо. Прикасаюсь губами к шершавой, посеченной непогодами теплой поверхности голгофы. Молюсь, как могу, прошу о здравии "Переправы" и близких людей. Жалуюсь на собственные немощи и неудачи — кому еще жаловаться?…

Крест сочувственно слушает и, знаю, запоминает, чтобы передать потом туда, где небо, где, хочется верить, последняя гавань жизни нашей.

…Двухдневная псковская "программа" выдалась на редкость активной и плотной. Удалось и успелось почти все. Итоговая эффективность высшая — не по разуму и уж, тем более, не по здоровью. Об этом и еще о коренных отличиях евразийской (восточно-христианской) этики предпринимательства рассказываю, как умею, молодым псковским бизнесменам, собравшимся в развлекательном центре "Супер", особо упирая на то, что это великая глупость и грех — присваивать единолично себе какой бы то ни было успех в каком бы то ни было земном деле. От такой дерзости, именуемой "мнением о себе", строго предостерегали Святые отцы как о прямом отступлении от Бога во тьму самости, слепоты и безумия, в лапы "духов злобы". Слушают ребята и девчата, вопросы умные задают. Не разбегаются. Что же такое, на самом деле, эффективность и успех? А что еще, как не божье благоволение человеку, от рождения наделенному (бесплатно, заметим, наделенному!) талантами к той или иной деятельности, в том числе и к такой особо опасной, с точки зрения воздействия злейших страстей, как предпринимательство. Вспоминали Соломона и Адама, препарировали духовную сущность стяжания и отдавания, природу разумной достаточности и благотворительности, мамоны и сверхдолжного владения.

Потом плавно и естественно разговор вернулся к Священному холму. Возникла идея собрать у холма, в августе этого года на площадке "Переправы" (площадью в 6 га, между прочим) молодежный слет или форум, посвященный высоким идеям и смыслам Русской цивилизации: ее ухабистой и величественной истории, непростого настоящего и блистательного, по всеобщему убеждению, будущего. Я ждал от своих собеседников сомнений, скепсиса, скуки, — но вышло иначе. Идея организации у холма трех-четырех дневного палаточного лагеря с кострами, концертами, семинарами и лекциями от резидентов "Изборского клуба", полевой кухней, километровыми утренними пробежками к Словенскому озеру и "двенадцати апостолам" — чистейшим ключам, бьющим из отвесной скалы, экскурсиями в Псковский Кремль, Псково-Печерскую лавру и соседнюю — всего-то пятьсот метров от лагеря — Изборскую крепость… — эта идея или, точнее сказать, эта картина захватила всеобщее воображение. Как из рога изобилия посыпались предложения: например, чтобы все триста участников слета из Псковской области и других субъектов России привезли с собой щепоти земли с памятных мест своей "малой родины"; чтобы в эту "работу" включились местные школы и вузы, общественные организации и даже администрации. Кстати, представители областных и городских властей Пскова, присутствовавшие при разговоре, дружно заверили: мы "за", поможем, поддержим…

А мысль уже бурлила, как река, пополняясь новыми притоками и ручейками: надо не останавливаться, сделать эту инициативу постоянной; надо сопровождать щепоти привезенной в холм русской земли видео и аудио материалами, историческими свидетельствами очевидцев, архивными материалами; хорошо бы все происходящее отражать на специальном сетевом Интернет-ресурсе, где будет, таким образом, создаваться рукотворная карта исторического Русского мира, всех эпох и событий; на этой базе можно создавать и пополнять краеведческие стенды и музеи на местах… и т.д. и т.п.

Мне уже виделся наш холм и склонившаяся к нему часовня Державной Божьей Матери, окруженные разноцветными палатками псковских вузов и нижегородских "витязей", ростовских казачьих кадетов и суворовцев из Москвы. Я уже верил, я просто знал уже, что это не праздные грезы, это будет, и с этого первого сбора молодежной "Переправы", сообщества и коалиции, начнется что-то важное, поворотное, настоящее. Холм всех соберет, все уладит и все управит, никого не обидит и не забудет. Ибо через него в наш измученный и потерянный мир уже изливается Божья благодать, чтобы воскресить поникшие русские сердца, а с ними — и Русское будущее.

Переправа.org 23.05.2014

ПОДЕЛИТЬСЯ
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...