ИМПЕРИЯ ОРГАНИЧНА ДЛЯ РОССИИ

Выступление главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова на заседании Изборского клуба …

Тема заседания Изборского клуба в Санкт-Петербурге обозначена как «Творчество новой империи — связь времен» и «Обновление элит». Это, как нельзя, очень своевременно и правильно, где же еще, как ни в Санкт-Петербурге, столице Российской Империи, обсуждать проблему нового имперского строительства! Творить Империю в России легко, поскольку Империя всегда была в нашей истории. Это органическая форма бытия русского народа. Россия изначально формировалась как Империя, и русская колонизация носила имперский характер.

Тут нужно только не путать разные типы Империи: для Запада характерен колониальный тип Империи, когда имеет место четкое деление на митрополии и колонии, которые разделяются в правовом и политическом отношении. Но история знает и другой тип Империи – Миродержательная Империя. Такими были Римская, Византийская и Российская Империи. Эти Империи представляли собой единство многообразия, многообразия национального и религиозного. И не случайно так радикально отличаются колонизации – русская и американская. После американской колонизации оставались только территории – население уничтожалось. Русская колонизация, при всех сложностях и конфликтах, которые неизбежно возникали, все-таки носила иной характер. Характер присоединения народов вместе с территориями. Русские государи, великие русские правители понимали суть российского государственного строения, понимали преемственность служения России, как Третьего Рима. Хотелось бы напомнить слова первого русского Императора Петра Великого, которые он сказал 22 октября 1721 года по случаю торжества в честь преподнесения Государю звания – Император и Отец нации (собственно 22 октября, т.е 4 ноября, день Казанской иконы Божией Матери по праву считается Днем Рождения Российской Империи). Петр Великий посчитал необходимым объяснить своим сподвижникам смысл своих реформ, которые тяжелым бременем легли на весь народ. Он сказал примерно следующее: «Я все это делал для того, чтобы с нами не стало, как с греческой Империей». Государь в 1721 году вспоминает 1453 год – год падения Константинополя, падение Второго Рима, который был катастрофой мировой истории.

Стоит вспомнить и слова другого великого русского правителя советского времени Иосифа Сталина, который 2 сентября 1945 года, после победы над Японией, в своем выступлении сказал не менее сакраментальные слова: «Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня». Сердце Сталина уязвлено было в 1905 году поражением России в Русско-японской войне. И через 40 лет справедливость восторжествовала. Слова Петра Великого и Иосифа Сталина являются символами преемственности русского служения.

Сегодня многих из нас охватывает тревога, поскольку еще ничего окончательно не решено, поскольку Россия до сих пор находится в состоянии перехода. Александр Андреевич Проханов в своем вступительном слове сказал о том, что украинская драма обострила конфликт между имперскостью и национализмом. Это справедливые слова, причем этот конфликт обострен не только между Империей и украинским национализмом, но между Империей и русским национализмом, родным братом украинского национализма. Тут стоит напомнить историю появления такого феномена как политический русский национализм. Партия русских националистов была создана Петром Аркадьевичем Столыпиным для поддержки своего политического курса на буржуазное преобразование России. Она была направлена на то, чтобы сместить с политической сцены монархическое имперское черносотенное движение. Партия русских националистов, уже после трагической смерти Столыпина, печально закончила свое существование. В 1915 году лидеры партии русских националистов вступили в союз с оголтелыми западниками-либералами. Этот т.н. прогрессивный блок стал локомотивом свержения русского самодержавия, локомотивом революции в России, которая привела к новой катастрофе – падению Третьего Рима. Очень символичная картина – отречение Государя от престола. Принимают его отречение два политика – лидер русских либералов Гучков и лидер русских националистов Шульгин. Таким образом, русский национализм в 1917 года присутствовал при гибели Российской Империи. Этот символ показывает органическую враждебность русского национализма к имперской государственности, а иной государственности в России быть не может! Поэтому для меня не было ничего удивительного в том, что люди, которые сегодня себя называют русским националистами, оказались по одну сторону баррикад с нынешними либералами-западниками во время политического кризиса 2011-2012 гг. Они вместе выступали против власти в составе белоленточной оппозиции.

Империя – сложная форма государственного устройства. Это, по сути, живая диалектика, поскольку имперский принцип государственного устройства предполагает сочетание иерархичности: при национальном равенстве роль русского народа должна быть ведущей и определяющей, а при религиозном равенстве роль Русской Православной Церкви должна быть определяющей. Сочетание иерархичности и бережного отношения к другим нациям и религиям требует очень скрупулезной, тонкой политической практики. Империей может управлять только вручную, механическое управление в Империи невозможно. Кстати, столь диалектическим понятием как Империя является и понятие «русский народ». Одновременно это понятие, обозначающее некую этническую общность русских по крови и супер-этнос. Поэтому столь жаркие споры разгораются по поводу того, кто такие русские.

Именно в связи со сложностью имперского государственного устройства и связана особая роль государственности в России, и особое отношение народа к государству – знаменитый русский патернализм. Это понимали выдающиеся русские мыслители прошлого. Приведу цитату видного философа и публициста XIX века Михаила Никифоровича Каткова: «Есть в России одна господствующая народность, один господствующей язык, выработанный веками исторической жизни. Однако, есть в России и множество племен, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай… Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого русского мира, составляют его живые части и чувствуют единство с ним в единстве государства, в единстве Верховной власти, — в Царе, в живом всеповершающем олицетворении этого единства. В России есть господствующая церковь, но в ней же есть множество всяких, исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разноверные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти. Все разнородное в общем составе России, все, что может быть исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства. Благодаря этому чувству Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской земли».

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с очень опасным явлением – недоверием к власти. Это характерно особенно для представителей интеллигенции. Поэтому как нельзя более актуально прозвучали сегодняшние слова и.о. губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко о том, что одна из базовых идей новой русской идеологии является идея служения. Служение представителей всех сословий русского общества, особенно, конечно, представителей государственной власти. Именно с вопросами формирования идеологии как важнейшей на сегодня задаче государственного строительства связано создание нами общественной организации «Русское Собрание», которая ставит перед собой задачу формирования основ национальной идеологии с опорой на традицию, путем обращения к наследию русских мыслителей XIX-XX вв., которые, можно сказать, создали комплексное учение России. Нам необходимо обратиться к этому наследию, актуализировать его для нужд современного государственного и общественного строительства. Только таким образом Россия сможет сказать то новое слово миру, о котором мечтал наш выдающийся писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского собрания»