Зверушка или подобие Божие
Александр Нотин
Почему дарвинисты так яростно цепляются за гипотезу о происхождении человека от обезьяны? Именно гипотезу, поскольку ни сам этот факт, ни созданная Чарльзом Дарвиным теория происхождения видов в целом до сего дня так и не получили сколько-нибудь надежного научного подтверждения. Хотя критика эволюционизма не входит в круг интересов данной книги, в скобках замечу, что к настоящему времени в США по причине "не научности" закрыты сотни дарвинистских институтов. Но это так, к слову. К сведению тех, по выражению Святых отцов*, "немного ученых", кто до сих пор упрямо не желает удалить эволюционную гипотезу из школьных учебников или хотя бы уравновесить ее теорией креационизма, опирающейся на христианское понимание сотворения человека.
Впрочем, вернемся к поставленному вопросу. Итак, почему?
Мне кажется, все дело в точке отсчета. Если, как считают дарвинисты, человек разумный или homo sapience действительно когда-то очень давно слез с дерева, где обитал вместе с другими приматами, тогда нам, ныне живущим не о чем беспокоиться. Нам всегда есть, чем гордиться. Мы всегда, даже худшие из нас, даже последние пьяницы и наркоманы, даже безнадежно падшие и потерявшие человеческий облик бомжи, даже серийные маньяки и убийцы — все будут… неплохо смотреться на фоне какого-нибудь орангутанга в зоопарке. Тот, например, молчит, а мы умеем говорить, ну, и так далее.
В общем, если наши предки — бессловесные гамадрилы, то, очевидно, что человечество уверенно прогрессирует. Кривая идет снизу вверх. И не о чем беспокоиться. Совсем иное дело, если, следуя Библейскому Откровению, за точку отсчета мы примем не дикую обезьянку, а богоподобные человеческие существа Адама и Еву, сотворенные самим Богом и обладавшие (до грехопадения в Раю) такими феноменальными свойствами, о которых мы и мечтать не можем. Ведь первые люди, наши прародители были: а) бессмертны — то есть не ведали физической кончины; б) нетленны — ничем не болели и ни в чем не нуждались; в) бесстрастны — то есть не истязались злобой, завистью, жадностью и десятками других острых и хронических душевных заболеваний, которыми в той или иной степени поражено все восьмимиллиардное современное человечество. Все, до последнего человека. Без единого исключения, ибо, как сказано в Писании, "всяк человек ложь".
Господь поставил Адама хранителем Эдема (райского сада) и царем над всей живой и неживой природой. Наш прародитель видел глубоко скрытую, духовную сущность любого естества, что, в частности, позволило ему безошибочно нарекать имена животным и растениям. Память об этих чудесных способностях, убежден, до сих пор еще жива в наших сердцах. Она хранится в тайных и трудно доступных глубинах человеческих душ, захламленных "плодами" цивилизаций. Но она есть, эта память. Томясь по утраченному величию и пытаясь хоть как-то компенсировать некогда принадлежавшую нам по праву способность прозревать микро, макро и мегамиры, мы лихорадочно совершенствуем микроскопы и телескопы, вперивая взоры туда, куда когда-то, в самом начале времен Адам смотрел безо всякого напряжения — как ребенок смотрит на полюбившуюся ему игрушку. Помните у Анны Ахматовой: "… природа, прислонясь к моим плечам, откроет свои детские секреты"?
Адам-первородный очень неудобен властителям душ и умов века сего в качестве точки отсчета последующего развития человека. С позиций креационизма деградация homo sapience не просто очевидна — она вопиюще очевидна! Кривая "развития" рода людского на этом фоне неумолимо поползет вниз, да так, что впору волком выть от страха и боли. Невольно полезут в голову разные мысли:
— о том, что, как жаловался мне отец Тихон (Шевкунов) троечник в советской средней школе был на голову грамотнее студентов современного Литинститута;
— что дети наши, зомбированные Интернетом и гаджетами, разучились писать, не желают читать, и, если так дальше пойдет, скоро начнут не говорить, а клекотать, как лесные птицы;
— что мы, старшие, и сами на порядок хуже образованы и грамотны, чем наши деды и прадеды…
В общем, чего греха таить: грустных мыслей выше крыши.
Обобщая этот вселенский позор — я имею в виду культурную и нравственную деградацию рода человечества, — славянофил К. Аксаков еще в XIX веке с горечью писал: "Человек, исторгший из себя образ Божий (это к вопросу о том, кого мы предпочитает иметь своими предками), неизбежно исторгнет и образ человеческий, и возревнует об образе зверином".
Точка отсчета, принимаемая обществом за некий эталон в воспитании и образовании подрастающего поколения, чрезвычайно, я бы даже сказал, жизненно важна для нашего настоящего и будущего. Катиться вниз по наклонной плоскости разложения и растления, утешаясь при этом формальным "превосходством" над обезьяной, может, и удобно, да только куда, в какую пропасть заведет нас этот склон? Сравнить себя с Адамом — значит, во-первых, осознать реальное состояние всеобщей утраты и падения; во-вторых, мужественно поставить себе целью исправление, а также мучительный, через "не могу" и "не хочу" подъем наверх из той глубокой и смрадной ямы невежества, в которую нас загнала превратно понятая цель "прогресса любой ценой".
Переправа.org 3.09.2014