О СКАНДАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ВАГНЕРА В НОВОСИБИРСКЕ
Николай Стариков
Может ли быть в одной отдельной сфере человеческой жизни свобода совершенно безграничная? В сфере искусства? Запад и некоторые представители российской сферы искусств убеждают нас – что, да, искусство не должно иметь никаких рамок. “Художник” имеет право на все, что угодно. Может оскорблять, обижать, унижать. Только потому, что он “творит”.
Но ведь те же либералы нас всегда учили, что “свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека”? Нигде, ни в одной сфере человеческой жизни, свобода не бывает безграничной. Везде общество обставляет эту свободу правилами и регламентами. Чтобы свобода одного не задевала свободы других.
Сегодня Новосибирск оказался в центре новостей, которые из сферы искусства видеть вовсе не хочется. Свобода творчества одного режиссера задела свободу многих десятков тысяч людей. Напомню, о чем идет речь.
В Новосибирском оперном театре режиссер Тимофей Кулябин поставил оперу Вагнера “Тангейзер”. Поставил так, что от Вагнера не осталось совсем ничего, зато от Кулябина стало слишком много.
У Вагнера была Венера и миннезингер Тангейзер, в “современном прочтении” — Венера и Иисус, а вагнеровский Тангейзер лишь повод и художественный мостик к совершенно иному содержанию оперы — эротическому. По сути Вагнера уже нет, осталась от него только музыка, вся суть искажена до неузнаваемости. Вагнер не писал произведения про Иисуса Христа, тем более в таком непотребном контексте. Говорить, что режиссера “не так поняли” не приходится. На рекламном баннере спектакля, который возмутил даже тех новосибирцев, кто не попал на спектакль и не собирался на него идти: Христос изображен распятым между ног голой женщины.
Это свобода творчества? Нет. Это открытая антихристианская пропаганда. Равно, как и эротические перепевы “Тангейзера”. Только уже пропаганда, направленная на детей. Она вся пропитана ненавистью к православию, ненавистью к христианским ценностям. Даже в воинственно-атеистическом СССР таких спектаклей не ставили в самые годы гонений на церковь и веру (20-30-е).
Ничего общего со свободой творчества подобные вещи, разумеется, не имеют. И им нужно поставить жесткий заслон. Как? Законом. Решительно и жестко наказывать провокаторов и тех, кто под видом искусства хочет плюнуть в сторону святынь. Между прочим, решающим для наведения порядка, является позиция местных властей. Ведь все эти горе-художники выступают в гостеатрах, на госденьги.
Пресечь безобразие можно простой “беседой”, скандал завершить еще до его начала. Но для этого и власть должна быть патриотической.