«ГРИППУЯ», ПУТИН РАЗОРВАЛ «ЛИБЕРАЛЬНУЮ ПЕТЛЮ»
Михаил Делягин
Предположительно находясь в «гриппозном состоянии», президент сумел устроить подлинную революцию в отношениях государства и Банка России.
Конечно, независимость последнего чисто формальна. Что бы ни записали в Конституции (по которой наше государство является «социальным»), президент всегда может приказать председателю Банка России, — а вспоминать о своей независимости последний может в отставке.
Когда президент слаб (как после устроенного либералами при Ельцине дефолта 1998 года), приказывать может и премьер. Е.М.Примаков тогда вообще включил председателя Банка России в состав правительства на правах вице-премьера с совещательным правом голоса. И один из величайших банкиров ХХ века В.В.Геращенко не выразил даже неудовольствия этим фактом.
Путин, несмотря на старания тщательно придерживаться буквы закона и принципа разграничения сфер профессиональной ответственности, в 2004 году, похоже, был вынужден прямо вмешаться в работу Банка России. Тогда паническое бездействие его руководства в течение 2,5 месяцев едва не превратило банальный отзыв лицензии у среднего банка в полномасштабный банковский кризис. Страну спас единственный (хотя, вероятно, и энергичный) звонок президента председателю Банка России.
В целом же Путин старается не вмешиваться в сферы деятельности своих подчиненных, делегируя им полномочия. В случае либеральных руководителей социально-экономического блока и Банка России эта «менеджерская грамотность и профессионализм» грозят нам срывом в чудовищный системный кризис. Но именно во время своего оглушительного отсутствия Путин начал исправлять ситуацию.
Рутинное поручение разработать схему финансирования строительства электростанций в Крыму обернулось подлинной революцией, возрождающей в безысходно либеральном, колониальном хозяйственном механизме России нормальную систему проектного финансирования. По словам министра энергетики Новака, «Центральный банк (забавно, что даже члены правительства Медведева еще не выучили правильное название «Банк России») нам помогает реализовать финансовую сделку, чтобы обеспечить ликвидностью банк-кредитор… Есть поручение Центральному банку и Минфину разработать и представить схему финансирования… С учетом возврата процентов по кредитам это порядка 80 млрд. руб.».
То есть создается нормальная для стран с нашим уровнем финансовой системы схема финансирования проектов развития. Банк России дает средства коммерческому банку, тот кредитует строительство и осуществляет за ним финансовый контроль. А реализация проекта обеспечит возврат «длинных» денег.
Это разрыв либеральной петли, душащей страну. Пусть пока лишь в одной точке. Либералы считают, что Банк России может эмитировать рубли только в пределах той суммы валюты, которую нам позволяет получить Запад, и не смеет направлять средства на развитие страны. Ведь это не даст либеральным спекулянтам использовать деньги общества для игр на финансовых рынках и может создать в России конкурентов глобальному бизнесу, подлинному хозяину отечественных либералов.
Понятно, почему этот механизм создается лишь через год после воссоединения с Крымом. Либералы делали все, чтобы не допустить его появления, и перебирали все другие возможности. Но в условиях санкций таких «других» возможностей просто нет! Приходится применять не идеологически верные механизмы, а то, что реально работает.
Еще осенью 1998 года правительство Примакова и возглавлявшийся тогда Геращенко Банк России реализовали эту схему в российском ВПК, а в апреле 1999 добились от МВФ согласия на кредитную эмиссию Банка России для инвестиционных проектов. Правда, сразу после этого правительство Примакова отправили в отставку, и реализовывать схему стало некому.
Что ж, прошло время (слишком много, но лучше поздно, чем никогда), и то ли гриппующий (по официальной версии), то ли скончавшийся (в мечтах либеральной тусовки) президент России восстановил этот механизм.
Да, только для Крыма и только для строительства электростанций.
Но труднее всего сделать первый шаг, в том числе и от реформ к нормальности.
А дальше – лиха беда начало.