Беды и победы русских патриотов

Александр Нотин

Грозные времена любезны русскому сердцу — они его пробуждают, собирают, наполняют силой и отвагой. И еще они заставляют каждого истинно русского — русского не по крови, а по языку и духу — критически взглянуть на самого себя…

Духовная война сотрясла весь Русский мир. Сегодня на наших глазах поднимается вторая волна мобилизация воинства Христова. Первая родилась на рубеже лихих 90-х, когда многим казалось, что с крахом "красной империи" всё проиграно, и нам уже никогда не подняться с колен. Прошли годы, и стало ясно, что Господь попустил нам пасть на колени, чтобы легче было приносить покаяние и… молиться. За двадцать с лишним лет "либерального шабаша" в России вырос и возмужал народ Божий — миллионы "блудных сынов" уходящей эпохи безверия, свежий приток в РПЦ, непобедимое ополчение последней духовной войны.

В 2015 году Запад не утерпел. Напав на Украину, он объявил Русскому миру тотальную войну. Последнюю. Решающую. Беспощадную. Духовную. Ответ не заставил себя долго ждать: такого, как сейчас, взлета патриотизма, уверен, наша Родина не испытывала со времен Священной войны 1941-1945 годов. И остается только дивиться премудрости и всемогуществу Промысла Божия, заставившего Западу сбросить, наконец, свою лицемерную маску "цивилизованности" именно в год 70-летия нашей Великой победы. Переворот в Киеве и кровавые события в Новороссии раз и навсегда переломили быт и сознание русских людей на "до" и "после": одурманенные — протрезвели, обманутые — убедились, спящие — проснулись, вялые — исполнились решимости. И вот сегодня вновь, как и в 90-х, вскипает гигантская волна Русского сопротивления вселенскому злу, только на этот раз волна еще более мощная. Ей-то, очевидно, и суждено кардинально изменить, и она меняет уже, облик отечественного патриотического движения, да чего там! — всей постсоветской России. Впереди, и это время не за горами, нас ждут великие скорби и испытания, но и великие победы и преобразования, к которым, собственно, нас и вел, к которым и готовил нас Господь весь 20 век. И они не за горами, от них нас отделяют уже не годы, а месяцы.

В каком состоянии встретит этот поворот наше патриотическое движение? Готово ли оно к нему? Понимает ли суть происходящего?

Сразу скажем, что, являясь неотъемлемой частью русского национального организма, притом частью, сознательно загнанной правящими либералами в "легальное полу подполье" (без допуска в СМИ, казну, органы управления и проч.), патриоты в полной мере ощутили на себе все изъяны и травмы, все недуги и болезни, которыми страдает этот организм по мере сбрасывания им "шкуры" коммунизма и неолиберализма. И всё же дефицит средств, власти и влияния — не главное. По-прежнему наибольшая для всех нас беда это разобщенность патриотических рядов. Тысячи и тысячи "островков" стихийного народного ополчения "троянскому коню" неолиберализма в виде общественных движений и союзов, военно-патриотических лагерей, центров социального служения и просветительства, интернет-порталов, газет и журналов, клубов и инициатив, и Бог весть, еще чего, разбросаны по лицу России. Именно разбросаны! Пока всего лишь разбросаны. Как сухой горох по столу. Как часто иной вполне искренний активист-патриот, искренне, от всей души тратящий на свой "проект" последние силы и деньги, даже не подозревает о существовании через дорогу такого же энтузиаста со схожим проектом. Мелкотемье и параллелизм буквально захлестывают наше движение! Но происходят они, к сожалению, не только от незнания; нередко и притом гораздо чаще, чем хотелось бы, приходится наблюдать, как руководитель-патриот, образно говоря, огораживает свое "детище", трехметровым забором, трясется над ним, как наседка над яйцами, да еще и поглядывает по сторонам: как бы кто не посягнул на "святое"! Получается какой-то прямо-таки патриотический сепаратизм, если не шовинизм": я, мое, не пущу и так далее. Раньше, еще каких-нибудь десять — двадцать лет, назад эта "практика", может быть, и не обращала на себя такого внимания: считалось, что это издержки роста, и со временем пройдет. Но то было раньше, задолго до начала духовной войны. Теперь же наш враг только радуется видя, как грызутся и соперничают между собой "патриотические организации" в борьбе, например, за гранты или спонсоров, а неолибералы, распределители грантов, потирают руки, разрушая целостность патриотического лагеря подачками за "откаты".

Все это безобразие нам предстоит изжить и преодолеть, притом сделать это надо в кратчайшие сроки. Необходимо понять, что осознанные патриоты это авангард народа, подвергшегося агрессии и войне на истребление. На каждом из нас (а не на постороннем "дяде") лежит персональная ответственность за исход этой битвы! Мы — командиры! Так уж получилось, а, точнее, так было угодно Господу. Он нам, конечно, поможет, и помогает уже, напоминая о долге невиданными (по крайней мере нашим поколением) военными угрозами, а равно и осушением "грантовых потоков". Но и на нас самих лежит немалая доля ответственности. Хочется или нет, нам предстоит уяснить и усвоить давно известное Православию понимание народа, как единого и живого организма, каждая частичка которого — человек нерасторжимо связана с другими частичками, телесно и духовно. Функционально мы разные, а вместе — одно тело. В Евангелии так об этом говорится: может ли глаз сказать руке: я тебя не знаю? Это очень важная мысль. Мы все тесно связаны, все равны, разве что различаемся функциями служения, и только дух разделения, дьявольский дух, действую незримо и мощно, рвет эти естественные божественные связи жизни и любви, превращая падшую цивилизацию в кошмар наяву. Но мы, люди, рождены Богом совершенно свободными, и мы можем силою своего изначально ангельского ума, совести и воли, призывая помощь и благодать Всевышнего, разрушить дьявольские чары и увидеть в своем ближнем не конкурента в борьбе за "свиные рожки", а брата и друга. В таком ракурсе от обычного и привычного политического вождизма не остается и камня на камне, а парадигмой лидерства у патриотов становится евангельское назидание Иисуса Христа: хочешь быть первым, стань последним и служи всем подряд. Я не случайно пишу об этом так подробно: задача "христианизации" пестрого и разнородного, временами (простите уж!) напоминающего цыганский табор патриотического лагеря России — эта задача становится чуть ли не судьбоносной. Не решим её — не видать нам победы, как своих ушей, и останется только с горечью воскликнуть: "Так нам и надо! Достойное по делам нашим получаем!"

Другая серьезная проблема сегодняшнего дня — быстрое и масштабное распространение в патриотических рядах разного рода ересей и сект. Пожалуй, самый типичный пример в этом смысле — родноверие. Эта модная ныне форма неоязычества нацелена преимущественно на молодежную патриотическую среду. Суть его несложна: с одной стороны, внимание пассионарной, но, к сожалению, слабо образованной и еще менее (церковно) просвещенной молодежи обращается к "дохристианским истокам" русского этноса: традициям, культуре, верованиям (!); а с другой — само христианство (читай Православие) сначала неявно, а потом и все более открыто провозглашается "силой навязанной извне чужеродной религией", которая, де, поработила русский народ. При этом, разумеется, внимание молодых обращается на яркие детали и обряды дохристианских культов, но как-то "невзначай" совершенно упускается из вида тот, например, факт, что Днепровское крещение не только не "поработило" славянские племена, но и, напротив, остановило братоубийственные междоусобицы между ними, собрало и консолидировало государство и нацию, подготовив их к решающим схваткам с Ордой, а в дальнейшем овеяло светом Божьей силы и правды все величественные русские победы. Излишне и напоминать, что источником "краеведческих озарений" вроде родноверия, а также каналом проникновения их в физически и нравственно здоровую молодежную среду чаще всего являются все те же западные спецслужбы и из адепты в России. Как говорится, не мытьем берут, так катаньем, " ты их в дверь, они в окно!". Дело в том, что в отличие от Запада, у нас не очень-то прививаются восточные культы — индуизм, буддизм и другие: Православие им оказалось не по зубам. Физической силой и прямой агрессией Россию, даже нынешнюю — ограбленную и ослабленную — тоже не одолеть, вот и подбираются вороги с другой стороны. Чем не еще одно свидетельство сугубо духовной природы третьей мировой войны?!

Впрочем, успехи родноверия, как и всех прочих ересей и сект, это не просто ссыпь на больном душевно-телесном организме Русского мира. Это еще одновременно и упрек, и напоминание всем нам, всему народу Божьему, всей земной Церкви Христовой о неблагополучии, ошибках, упущениях и недоработках в собственных рядах. Святые отцы не уставали повторять: "Не враг силен, мы слабы!". Духовные искажения и отклонения невозможно исправить запретами или руганью. Бесполезно! Нужны новые и смелые решения в области миссионерской работы РПЦ. До сих пор она велась преимущественно "сверху — вниз": от священноначалия — через приходы — в мир. Не пришло ли время сместить некоторые акценты и векторы? В стране выросла армия "верующих профессионалов", представителей всех возрастов, сословий и состояний. Эти люди буквально насыщены богатым жизненным опытом и, главное, святоотеческим наследием Церкви, которое, пройдя через соответствующие скорби "перестроек", они усвоили не столько умом, сколько сердцем и душой. Церковь обязательно заметит их потенциал, сделает из них проповедников и наставников, способных донести правду Божью, хотя бы и в в самых первых, общих её формах, до массы страждущих, но по-прежнему духовно непросвещённых людей, одурманенных всевозможными "измами" и другими выдумками "от ума".

Обязательно нащупает наша единая, святая, соборная и апостольская Церковь отсутствующий доселе алгоритм соединения, сопряжения патриотов в тот единый и живой организм тела Христова, о котором нам без устали напоминает Священное Писание и Предание. Время пришло. Не объединяться нам надо — это задача последующих этапов, когда духовное и небесное в каждом из нас восторжествует над душевным и земным, — а соединяться и сопрягаться, связывать наши разрозненные "островки" информационно-коммуникационными нитями, а, где можно, и общим делом. Большое вырастает из малого, а это малое есть доверие, приязнь, служение, оно возникает от сознания общей беды и наличия общего врага. Если угодно, возникает из здорового чувства страха, порождаемого тем и другим. В самом страхе, если он не придуман, ничего плохого нет: да, я боюсь, но боюсь уже не столько за себя (пожил, слава Богу, уже!), а за своих детей и внуков, когда сквозь немного приоткрывшиеся духовные свои очи вижу тысячерожую "мерзость запустения", вползающую в наши дома, школы, больницы, заводы и даже воинские части.

Особая ответственность за формирование единого патриотического фронта, способного отразить посягательства на Россию извне и изнутри, лежит на православном народе. Здесь корень, ось и движущая сила Русского преображения! И не для того мы мучительно, всем Русским миром перевариваем ядовитый неолиберализм, как когда-то переварила и исторгли из себя социально безупречный, но безбожный коммунизм, чтобы повернуть назад и поддаться на очередной ловкий интеллектуальный трюк вроде предложения моих коллег по Изборскому клубу М. Хазина и М. Делягина создать в России двухпартийную систему — одним боком — либеральную, с другим — социал-демократическую. Нет, господа хорошие, это не наш путь! Это тупик, украшенный, правда, разноцветными ленточками и флажками. Наш путь, куда нас мягко, но настойчиво выводит Промысл Божий, это принципиально новая, решительно, в большинстве случаев даже диаметрально отличная от всех ныне существующих общественных моделей капитализма светско-духовная (или, возможно, духовно-светская — там будет видно!) русская православная цивилизация. На суррогатах и "умных" подделках её не построишь! Нужен решительный отскок от всех — и более, и менее успешных западных и восточных экспериментов, которые влекут весь падший мир, и нас пока, к сожалению тоже, в пропасть Большой войны и Финальной катастрофы.

Православие знает — оно всегда знало, но не всегда было в чести у правящих классов, — что:

— рост не может служить самоцелью общества, особенно такой рост, в результате которого бедные становятся беднее (и их становится больше), а богатые — богаче;

— прогресс имеет культурное и ценностное измерение, и значительной своей частью может даже угрожать жизни на земле, если им управляют политики, ростовщики и милитаристы;

— на планете всем хватит пространств и ресурсов, если на место безудержного и все более безрассудного потребления придет такое строгое и справедливое морально-духовное понятие, как разумная достаточность, коей надо учить всех, всюду и с малых лет;

— цивилизация наша гибнет не по причине дефицита средств выживания, а вследствие утраты ценностных ориентиров, указанных в заповедях/законах Христовых, и ответ на вопрос "что делать" надо искать в том месте, где мы однажды всем миром сбились с пути.

России, а для начала её подлинному авангарду в лице патриотов (воцерковленных и только вступающих на путь ко Христу), предстоит, если не спасти гибнущий мир, то по крайней мере, на Богом уготованном ковчеге размером в 1/6 часть суши, обеспеченном всеми мыслимыми и немыслимыми природными "припасами", создать "материк спасения" для той части человечества, которая не пожелает уныло брести "пространным путем, ведущим в смерть". Именно этот материк, этот плацдарм мы и собираемся строить, сюда обращены наши чаяния и взоры.

Переправа 07.04.2015

ПОДЕЛИТЬСЯ
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...