Мы защищаемся, а не нападаем

Владимир Бортко

Кто-то заметил (а это трудно не заметить), что с годами Владимир Бортко стал сильно походить на Никиту Михалкова. Внешность, речевые интонации, очевидная имперскость обоих. Наконец, профессия… Но давайте попробуем поглубже разобраться и послушаем самого мастера большого экрана.

– Как режиссер вы мне, Владимир Владимирович, гораздо симпатичнее, чем как политик.

– Потому что я коммунист, а вы, догадываюсь, человек либеральных настроений?

– Это как раз не проблема. Вон Максакова из «Единой России» вышла замуж за вашего однопартийца… Я не понимаю вашу поддержку политики Путина в Крыму, его дальнейших действий.

– А в чем проблема?

– Вы же коммунист! Ничего, что КПРФ называется главным оппозиционером власти?

– Я всю жизнь руководствуюсь интересами Родины. Поверьте, есть много вопросов, по которым мнения КПРФ и партии власти расходятся. Но присоединение Крыма я считаю верным решением Путина. Письмо в поддержку его политики я подписал совершенно сознательно, а не потому, что «все подписали – и я подписал».

Я родился в Москве, но садик, школа, женитьба, институт, первый фильм – это Киев.

– Да мало ли кто где учился, женился… Это не дает права повсюду щупальца распускать.

– Но вы же обо мне спрашиваете, так?! И подбираются, я вижу, к нашим границам. Мы защищаемся, а не нападаем.

Как я с вами говорю по-русски, так я говорил и в Киеве. И украинскую речь слышал, честно говоря, только по радио. Для меня очевидна неразрывная связь даже не двух народов, а одного. Но, снимая «Тараса Бульбу», я увидел, что западная часть Украины никак не похожа на восточную. Она не хуже – она прекрасна. Но она другая. Между Запорожьем и Череповцом нет никакой разницы. А вот между Львовом и Запорожьем – колоссальная.

– Спорная риторика. Считаете ее достаточным основанием, чтобы присоединить еще ЛНР и ДНР?

– Думаю, все этим и кончится. Но я бы даже не возражал, чтобы они остались отдельно.

– Спасибо и на этом, хоть какая-то надежда. Может, и Путин одумается, вернет Крым?

– Никогда! Россия никогда не отдаст Крым! Если только нас не завоюют. А этого, я думаю, не случится.

Крым нельзя было отдавать по одной простой причине. Потеряем выход в Средиземноморье – и нам конец. Они (Америка, Европа) это сами понимают. Как это выглядит с точки зрения международной общественности – ясно. Платить – платим. И еще о-го-го как будем платить. Вся плата впереди.

– Вы недавно стали ньюсмейкером, даже революционером. Открыто заявили о цензуре на ТВ, из-за которой никак не может выйти ваш фильм-сериал «Душа шпиона» с Бондарчуком, Чернышовым, Александровой, Джигарханяном.

– У меня не оставалось выбора. Я закончил съемки в сентябре 2013-го, после чего услышал: «Давайте сделаем так, чтобы ваше кино никто не увидел». Я должен был кивнуть и промолчать? Нет!

Я показал «Душу шпиона» в Думе и Министерстве культуры. Не скажу, что меня качали на руках, но определенный успех был. Но потом два продюсера фильма – студия «ТриТэ» (Никиты Михалкова. – Авт.) и ВГТРК – попросили убрать их из титров. Это первый случай в истории кино!

Я попытался договориться: согласился сделать две серии для телевидения (хотя предполагалось больше), пожертвовал несколькими важными для меня, но, вероятно, неугодными кому-то сценами. Но и это не помогло! Я направлял депутатские запросы (государство ведь тоже участвовало в финансировании фильма, и деньги было бы неплохо вернуть), толкового ответа, к сожалению, не получил. Выход фильма заморозили. И я не понимаю: кто, почему?

«Тот, кто всегда ясен, просто глуп»

– К идеологии прицепиться не могли. Мы только что убедились, что вы вполне в струе…

– Да, и не стыжусь этого: я – государственник и патриот. В моем фильме нет и не может быть никакой крамолы!

Думаю, я стал жертвой векового русского страха – «как бы чего не вышло». Учитывая профессию нашего президента, ответственные люди, видимо, испугались, что ему не понравится тот образ разведчика, который мы создали вместе с моим соавтором Михаилом Любимовым. Дело в том, что я снимал, как раньше говорили, «производственную драму» – человека, вынужденного ради Родины убивать, обманывать.

– Действительно. Как вы могли подумать такое о шпионах!

– Да бросьте! Это делают все шпионы – китайские, американские, какие угодно. Такова профессия. Девушки обычно живо реагируют: «Как можно жить сразу с двумя, тремя женщинами?!» Да запросто! По заданию партии и правительства. И это самое невинное, что может быть в разведке. Тут важно другое: занимаясь вещами, мягко говоря, не очень славными с точки зрения морали, этики, герой сомневается, все ли он делает правильно…

– Это уже интересно – сомневающийся Штирлиц!

– А что вы удивляетесь? Тот, кто всегда ясен, просто глуп. Это не я сказал, а Маяковский.

– Неужели и вы в том, что делаете, не всегда уверены?

– Да, я сомневаюсь в себе. Правильно ли я делаю, что иду с этими, а не с теми? Есть у нас цель? А вдруг всё не так? Надо каждый раз проверять себя, вот про что идет разговор.

– С чего вы вообще за тему шпионов взялись?

– Хотел повеселить почтеннейшую публику. Не получилось с весельем… Но фильмом я, несмотря на историю с его выходом, доволен.

– После поднятой вами шумихи фильм пообещали показать… летом.

– Тогда можно вообще не показывать! Премьера должна состояться до конца апреля или в середине сентября. Иначе «Душу шпиона» можно просто выкинуть – и всё. Летом в кинотеатрах мертвый сезон! Хоть «Крестного отца» показывай – в зале не будет ни одного человека. И я чувствую, что дело к тому и идет. Ребята так и хотят сделать. А теперь представьте мои чувства – в 2011 году начать готовить фильм и надеяться, что в 2015-м его, может быть, покажут… Да еще и летом.

«Блондинку за углом» варварски порезали

– Вы все свои фильмы считаете политическими прокламациями?

– Вне сомнений! И каждый раз это другое обращение – в зависимости от моих воззрений и политического момента, который переживает страна.

– И как часто меняются ваши воззрения?

– Не ловите на слове.

– Начнем с вашего первого заметного фильма – «Блондинка за углом».

– Было совершенно понятно, что нарождается что-то новое. Но об этом никто не говорил. Люди жили двумя жизнями – официальной и неофициальной. Я и поговорил на эту тему вместе со сценаристом Червинским. Надо сказать, мне было мучительно сложно протащить наш фильм на экран. Его варварски порезали.

Я сделал «Блондинку» в 1982‑м, а вышел фильм в 1984-м.

Руководство Госкино увидело в нем признаки, «порочащие советскую действительность». Хотя чиновники тогда тоже читали сценарий, одобрили его. «Блондинка за углом» и «Душа шпиона» – вот два фильма, доэкранную судьбу которых я могу назвать неблагополучной. Остальные выходили легко.

– Даже антисоветское «Собачье сердце»?

– С ним вообще не было проблем. Я снял его фактически за полгода – от момента прочтения повести в журнале «Знамя» до премьеры.

И что значит «антисоветское»? Мое кредо – рассказывать то, что, как мне кажется, думал и закладывал в произведение автор. Записать Булгакова в коммунисты я вряд ли мог. С большим удовольствием читал о разрухе, об атмосфере всеобщего вранья и хотел все это дело передать. О проблемах можно говорить с желанием сделать для страны добро, а можно с тем посылом, что дальше ничего хорошего уже не будет. Я придерживаюсь первой точки зрения. Хочу сделать моей стране лучше. Достаточно острый фильм ничуть ей не повредил. Скорее наоборот.

Додумал за Достоевского

– Я, готовясь к интервью, открыла, что вы под псевдонимом Ян Худокормов снимали первые две серии «Улиц разбитых фонарей». Задали тон всей истории про Дукалиса.

– Псевдоним Худокормов очень точно передает состояние кинематографистов. До этого предложения я 5 лет сидел без работы. Мне было интересно, я согласился. В конце второй серии бандиты получили пулю. Я сказал, что хотел, дальше сериал стали делать другие люди.

– За «Мастера и Маргариту», «Идиота» вас, несмотря на их успех, критиковали. Очень смело вы додумываете за авторов.

– Я только показываю то, что у них между строк. Что арестовывать Мастера приходят не непонятные человечки, а именно энкавэдэшники – в этом, думаю, ни у кого сомнений нет. Докажу в два счета. Просто Булгаков не мог это впрямую говорить… Какие претензии у вас к «Идиоту»?

– Правда не понимаете? Вы изменили финал!

– Я дал надежду зрителю на то, что Мышкин вернется в Россию. «Ах, князь! Выздоравливай и возвращайся в Россию» – вот все, что я от себя вложил в уста генеральши Епанчиной… Ну, и еще два слова. Когда Епанчина говорит: «Вся эта Европа – фантазия. И мы в этой Европе – одна фантазия», я добавил: «Сам видишь!» Политический посыл тут очевидный. Не думаю, что Достоевский был бы против.

– Знаете, это очень похоже на утверждение Говорухина, который, возглавив предвыборный штаб Путина, сказал, что Высоцкий поддержал бы его.

– Докажите обратное.

– Вы же знаете, что это невозможно!

– Хорошо. Мне по крайней мере кажется, что мы со Станиславом Сергеевичем знаем, о чем говорим.

Проблема коммунистов – печальный вид

– В следующем году вам исполнится 70 лет, пройдут выборы в Думу. Будете баллотироваться?

– А как же! Из Думы меня вынесут только вперед ногами!

– Шутите?

– Честное слово!

– Что в Думе такого притягательного? Кроме зарплаты.

– Дума – весьма своеобразный инструмент. Есть такая книжка – «Нужна ли России правда? Записки идиота», которую так назвали, не спросив меня. Так там в первой главе напечатано мое обращение к депутатам. В нем все сказано: что Дума – это ширма, по-настоящему оппозиционные законопроекты очень тяжело тащить…

– Ну и зачем тогда вам это?

– Так у меня на старости лет проявилась пассионарность. Второе – то, что вся основная работа в Думе происходит не в момент нажимания кнопок, а в комитете, когда твое мнение может быть учтено, услышано. Вот здесь – да, от меня есть польза. Я считаю свою работу в Думе важной.

– Как вы полагаете, в чем проблема не самой популярной у нас в стране Компартии?

– Мы по количеству мест в Думе занимаем второе место. Уж поверьте мне, нас выбирал не Кремль. Теперь вы скажите мне: кто же нас выбрал?

– Пенсионеры.

– Крайне ошибаетесь! Старшее поколение почти в полном составе голосует за партию власти. Интересно, да? «Всякая власть от Бога», – считают бабушки и голосуют за «Единую Россию».

Кто же за нас? Научные центры, атомные центры – вот кто.

– Хорошо, может, вы и не самые непопулярные. Но унылые-е-е – сил нет!

– Вот это в десятку! Печальный внешний вид – это да. Его надо убирать! Лично я прикладываю массу усилий для того, чтобы изменить имидж. Не суть, а имидж российского коммуниста.

Думаю, в следующем созыве нас будет меньше. Не потому, что мы хуже, а потому, что партия власти не спит. Им не выиграть никогда, поэтому они придумывают разные схемы, возвращаются к одномандатным округам. А что такое одномандатный округ? Это деньги! У нас они есть? Нет? А у них? Да. Поэтому их будет больше… Но лично я обязательно буду баллотироваться по Центральному округу Санкт-Петербурга!

– Когда же будете снимать фильм «Креститель» о князе Владимире? Вроде собирались на волне эйфории от присоединения Крыма.

– Собирался, но уже не снимаю. Телевидение, без которого сегодня никуда, должно было дать свое согласие. Но не дало. Не знаю, персонально меня там кто-то не любит или это из-за «Души шпиона», но отмашки я не получил. А жаль! Самое смешное, что сейчас этот фильм нужен так, как никогда. Особенно после слов Порошенко о том, что Владимир основал государство Русь-Украина. Очень опасное это дело – переделывать историю.

– А вы не переделать ее хотите, намереваясь снять сериал о хорошем Сталине?

– Я мечтаю снять не плохой и не хороший, а правдивый фильм о Сталине, самой несправедливо оболганной личности XX века. Не оправдываю его в каких-то вещах, но образование, промышленность поднялись при нем на недосягаемую высоту. Я столько раз пытался добиться, чтобы Волгограду вернули прежнее название. Это стало бы отличным подарком ветеранам к 70-летию Победы. Но пока… мне говорят, что наше общество еще не готово изменить свое отношение к Иосифу Виссарионовичу.

– Одного не могу понять: вашего деда расстреляли. Вы что, простили Сталину даже это?

– Оба моих деда были репрессированы. Один – по материнской линии – погиб где-то в лагерях… Мы точно не установили, как и где. А второй – по отцу – действительно был в 1937 году расстрелян. Я ездил в Курск, взял дело дедушки… Там все исходило от его помощника. Он строчил доносы. Его просто подставили… Это была ошибка. Но от ошибок не застрахована никакая власть.

Собеседник 2015 № 12
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...