Комментарий В.В.Аверьянова для портала Мнения.ru (25.08.2011)

Я не считаю, что тема религии и политики стоит очень остро. В самой Церкви эту тему стараются не будировать и ведут себя в политике крайне осторожно. (На мой взгляд, православным не мешало бы быть гораздо активнее политически и граждански, чем теперь.) Так, например, мои прошлогодние предложения об объявлении негласного конкурса среди политических партий на их близость православию, не нашли поддержки в комиссии Межсоборного присутствия Церкви, в которой я состою. А ведь верующим, если они идут на выборы, не мешало бы знать, кто на словах, а кто на деле поддерживает традиционные духовные ценности.

Что касается материала Иноземцева о русском православии http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/266097/pravo_ne_verit, то он довольно фрагментарен и производит впечатление слишком страстной речи, когда автор еле сдерживается от распирающих чувств. Абсолютно бредовой выглядит его мысль, что праздник 4 ноября как день российской государственности «следовало бы делать в память не об изгнании поляков из Кремля, а об отрешении в 1568 г. церковным (!) судом от должности по настоянию Ивана Грозного митрополита Московского Филиппа». Здесь извращение наползает на извращение: непонятного происхождения любовь к полякам-оккупантам сочетается с издевательским отношением к русскому государству и глумливостью к русской Церкви. Может быть, Иноземцев так сильно впечатлен последним «шедевром исторической кинематографии» Лунгина?

В более ранней и более развернутой статье в журнале «Огонек» http://www.kommersant.ru/doc/1668439 Иноземцев предъявляет претензию на то, чтобы поднять старое знамя европейского антиклерикализма. Но получается у него скорее пошлое обывательское зудение с повторением либеральных штампов про симуляцию веры и коррупцию духовенства. Самой пошлой и бездарной является его мысль, что несмотря на массированное строительство храмов и монастырей, нравственность почему-то не возрождается. Приводя цифры построенных храмов, Иноземцев не приводит цифры, сколько за это время параллельно создано публичных домов, наркопритонов, дебелизирующих телепередач и прочих неолиберальных и постиндустриальных моральных инноваций.

Что касается подоплеки событий, то у меня есть две версии. Одна – внутрироссийская, вторая – более глобальная.

Первая состоит в том, что Прохорову предложили роль нового Жириновского, так сказать придворного шута от олигархов. Одного им мало, нужен еще один. Поэтому начинающему политику сейчас необходимо набрать скандальность.

Вторая версия – институциональное усиление православия раздражает многих субъектов за рубежом России, которые реально контролируют нашу политическую сферу. В конце концов, не для того они организовывали перестройку и развал СССР, чтобы сейчас, спустя 20 лет, в наших школах дети начали изучать традиционную русскую религию.

То, что «Правое дело» и его эксперты работают на внешние центры силы – у меня не вызывает сомнений. Поэтому хотелось бы дать совет политическим пиарщикам обновляемой партии. Им нужно слегка скорректировать свои слоганы. Ведь Прохоров и Иноземцев – это прямые и непосредственные выразители идеи персонажа старшего брата из фильма «Брат-2», которому принадлежат слова: В Америке вся сила мира. Тот персонаж, правда, мыслит проще и прямолинейнее. Иноземцев, как интеллектуал выразился бы иначе: вся сила в постиндустриальных транснациональных центрах.

Партия «Правое дело» стоит на позициях примыкания к богатым, сильным, могучим. Поэтому Прохорову надо сменить лозунг: «Правда ‑ в силе. Кто сильнее, тот и прав». И тогда избирателям гораздо приятнее будет иметь дело с честным человеком.

Парадоксально, но, на мой взгляд, можно только поблагодарить партию «Правое дело», что она подняла эту тему и показала, что в политическом спектре есть силы, враждебные Церкви. Может быть, это наконец-то вразумит наших слишком осторожных и всеядных православных и побудит их занять более определенную политическую позицию.