Приторговывать интересами друзей России — себе во зло
ИА REGNUM публикует полный текст выступления общественного деятеля, чрезвычайного и полномочного посла Валентина Фалина на состоявшемся 24 ноября в Институте динамического консерватизма заседании на тему "Приднестровская проблема: история вопроса, современное положение, перспективы. Русский фактор и позиция РФ".
Позвольте, прежде всего, выразить признательность нашим приднестровским друзьям за обстоятельный, глубокий, честный анализ ситуации в регионе, имеющем непреходящее значение для судеб Российской Федерации.
Повторение — мать учения. И, вместе с тем, выговор каждому, кто не разумеет минувшего, предпочитая эффекты фактам. В.О.Ключевский наставлял: история не учительница, а надзирательница; она наказывает за незнание уроков. Добавим, за незнание взаимосвязи явлений и времен.
Американские ракеты вновь выстраиваются вдоль рубежей России. Военные базы США должны появиться в Польше и Румынии. На повестке дня ряд других государств, в том числе бывших республик Советского Союза, где американские военные не прочь свить свои гнезда.
Как прикажете это понимать? Как на сей вызов реагировать? Президент Д.А.Медведев выступил с адекватным предостережением. На мой взгляд, несколько припозднившись, ибо лед уже тронулся. И не совсем ясно, принимают ли во внимание у нас наверху отличия дня сегодняшнего от недавнего прошлого, когда земляне оказывались, без преувеличения, на краю бездонной пропасти?
В начале 1960-х годов Москва ответила на появление американских "Юпитеров" в Турции и Италии контракцией на Кубе. Тогда глобальный кризис удалось разрядить в последнюю минуту. Нынешняя Россия планетарную музыку не заказывает. Для правителей США противостояние с Москвой — региональные неурядицы, которые могут досаждать доктрине "пакс Американа", однако не стреножат ее. Если в политическом "самостоянии" (А.С.Пушкин) мы не усвоим сего качественного изменения, то ничегошеньки не поймем.
У любого объективного наблюдателя возникает в данном контексте масса вопросов. Под сурдинку "военной реформы" в России направо — налево разметывается почти все, что некогда составляло костяк обороноспособности страны. Аргумент — прежняя структура устарела. Возможно. Что и когда придет ей на замену? Обещают к 2015 — 2020 годам выстроить модернизированные вооруженные силы, оснащенные по последнему слову военных технологий. Простите, какой год на календаре? 2011. Кто из конкурентов России заверил нас, что он не будет совершенствовать свой военный потенциал? Похоже, на нашем Олимпе запамятовали, как начиналась Первая мировая война. В 1913 г. Николай II утвердил программу реорганизацию вооруженных сил России. Она была рассчитана на 1914 — 1917 годы. Обратимся к документам. Вильгельм II предписал своим штабам не ждать, когда Россия оправится от последствий поражения в войне с Японией, и обнажить тевтонский меч, пока она слаба.
Вспомним Великую Отечественную войну. В 1940 г. Сталин утвердил план капитального ремонта наших армии, авиации и флота. Вчерне этот ремонт должен был закончиться к осени 1942 года. Гитлер и его приспешники решили: надо воспользоваться уязвимостью Советского Союза, явными прорехами в организации его вооруженных сил, проявившимися особенно в финском походе, и вероломно ударить всей мощью по "колоссу на глиняных ногах" до того, как сталинский план будет осуществлен.
Мы что, полагаем, будто американцы перестанут, где только возможно, стричь купоны, капитализируя таким образом наш затянувшийся поиск самих себя? Слава Богу, США тоже подыздержались на гонке вооружений, их экономика не в лучшем виде. А тут еще на пятки Вашингтону наступает Китай. Правда, надеяться на то, что Китай станет координировать свою политику именно с нами, вряд ли приходится. Хотя бы потому, что в китайской внешней торговле на Россию приходится 1%.
Сожалею, что за нашим сегодняшним столом нет никого из команды, которая влияет на формулирование позиции Российской Федерации. Сверка часов не помешала бы. Ведь за словом должно следовать дело. Вера без дела мертва есть. Вся проблема именно в этом. Стратегия не столько и не только реакция на внешние вызовы и угрозы, на чьи-то действия. Стратегия — это совокупность инициатив, обобщающих национальные интересы России и обслуживающих эти интересы. В отсутствие такой стратегии никакой ветер не будет нам попутным!
С учетом сказанного, необходимо, как мне кажется, обратить внимание на следующий момент. Военное присутствие, что касается Приднестровья, — это не только войска, не только их оснащение и вооружение. Военное присутствие есть продолжение сотрудничества в рамках военно-промышленного комплекса, который был создан в Приднестровье и играл для нашей страны не последнюю роль. Если мы отказываемся от этого военно-промышленного комплекса, то мы демонтируем по крупному счету свое присутствие там, ибо демонтируем взаимосвязь интересов.
Нынешняя Российская Федерация транжирит, не моргнув глазом, наследство Советского Союза. Между тем, его надо было бы беречь как зеницу ока. Если, разумеется, есть желание остаться весомым фактором в европейской, евразийской, мировой политике. Конечно, после всего происшедшего нельзя оперировать понятиями 1991 — 1992 гг. и, тем более, пережевывать догмы горбачевской поры — "равная безопасность", "оборонная достаточность", "асимметрии" и т.п.
Ныне военный бюджет США превышает военный бюджет всех остальных стран, вместе взятых. Кроме официального военного бюджета (свыше 780 млрд. долларов, без учета расходов на войны в Ираке и Афганистане), американцы тратят ежегодно свыше полутриллиона на создание новых военных технологий. Против кого? Против терроризма? Что, мы хотим себя убаюкать?
Если нам небезразличны долговременные интересы России, почему не создается инфраструктура обеспечения таковых в Приднестровской Республике? Почему мы не озаботились налаживанием коммуникаций с этой республикой в обход всех имеющихся препон? Почему нас не беспокоит отсутствие крепкой инфраструктуры информационного влияния в этом регионе? Почему мы довольствуемся крохами в сравнении с тем, чем располагают американцы и иже с ними? В свое время директор USIA Чарльз Вик спрашивал меня: "Сколько средств выделяется АПН для работы на зарубежье?" Вик продолжил: USIA получило в 1988 г. 1087 млн. долларов. Тогда и я ответил, что в том же году АПН имело в распоряжении 64 млн. Теперь положение еще хуже, хотя именно выигрыш в любом — военном, политическом, экономическом — начинании подготавливается на информационном поле. Кто не усвоил сей истины, тот загодя проиграл предстоящие битвы.
Негоже, далее, демонстрировать вертлявость в словах. Возьмите Беларусь. В канун и по ходу недавних выборов в этой республике ее разве что не проклинали. С трибун разной высоты заявлялось, что с ее президентом дел иметь никто не будет. Эта риторика, слава Богу, как будто осталась позади и не мешает подписывать с Минском важнейшие договоры. Однако разве великой державе, коей мы себя продолжаем считать, или, во всяком случае, державе с великими традициями подстать вести себя так? Разве это не приглашение другим ранить наше самолюбие? Вот Украина, "исторические договоренности" по газу и Севастополю. Мы платим за базу в Севастополе больше, чем когда-то платили за базы на Кубе и в Камрани. И эти договоренности оказались подвешенными.
Категорические императивы ХХI века диктуют свои правила. Появление в довесок к 700 с лишним военным объектам США, размещенным в основном по периферии России, новых военных баз, являющихся вызовом и без того зыбкому балансу сил, отождествляет для нашей страны Тирасполь — в оборонном смысле — с Калининградом. Никакое иное мерило не уместно. Ведь не случайно, похоже, что румынский президент под аккомпанемент соглашения с Вашингтоном о базах пустился в оправдание участия Антонеску в нацистском "восточном походе". А на очереди у американских умельцев по "защите свобод и прав человека" включение в русофобскую когорту Болгарии, Грузии, Азербайджана. Об "изгоях" Сирии и Иране особо говорить не приходится.
Мы же с олимпийским спокойствием готовимся к олимпиаде 2014 г. в Сочи. Олимпийское спокойствие и политика есть вещи несовместные.
И последнее. Пора извлекать серьезные выводы из эпохи Сталина. В 1946 году он признал: "Опыт войны показал, что внутри страны не было стольких врагов, как мы считали, и многие пострадали невинно; нужно каяться". Но за верными посылками дел не последовало. Сталин пошел на поводу у американских спецслужб, которые нашими же руками уничтожали друзей Советского Союза в Польше, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Югославии.
Эхо операции ЦРУ "Раскол" отдается поныне. Часто, слишком часто руководители государств-партнеров ранжируются по принципу — угоден и удобен. Странно, что до сих пор мы не научились даже в шашки играть, не то что в шахматы. Сиюминутные выгоды или, хуже того, настроения берут верх, мешают заземлиться. Завтра будет таким, каким сделаем его мы и никто за нас.
Приторговывать интересами друзей, истинных и настоящих, не годно. Не только по этическим соображениям, но и себе во зло. Ни к чему подражать Бухаресту, когда он в порядке "румынизации" мешками выдает свои паспорта молдаванам. Однако стоит призадуматься, и основательно, почему сербы просятся в российское гражданство и отчего большинство жителей Приднестровья хотело бы и впредь знать себя частью исторической России.