Новые мелодии «Шелкового пути»
Юрий Тавровский
Концепции "Экономического пояса Великого шелкового пути" и "Морского шелкового пути для 21 века", выдвинутые председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года, приобретают характер несущей конструкции геоэкономической стратегии Китая. Уделяя подчеркнутое внимание двум концепциям, получившим общее сокращенное название стратегии "один пояс и один путь".
Си Цзиньпин за считанные месяцы обеспечил ей приоритетный статус, добившись принятия необходимых политических решений (III пленум ЦК КПК 18-го созыва, сессия ВСНП (парламента), а также приступив к созданию мощной финансовой базы ("Фонд Шелковый путь" и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций). Мелодии "Шелкового пути" стали лейтмотивом майской встречи Си Цзиньпина с Владимиром Путиным в Москве, они будут звучать и на саммитах ШОС и БРИКС в Уфе. Чем можно объяснить такую небывалую активность китайской дипломатии?
Поворот на Запад
У новой стратегии Си Цзиньпина, которую — по аналогии с путинским "разворотом на Восток" и обамовским "поворотом к Азии" — можно назвать "поворотом на Запад", глубокие и разветвленные исторические корни.
Можно вспомнить об императоре династии Хань У-ди (140—87 гг. до н. э.), положившем начало Великому шелковому пути, отправив на Запад торговые караваны. Ради успеха своего проекта император наладил добрососедские отношения с кочевым народом сюнну, для защиты от которого строили Великую стену. Можно вспомнить об основателе великой династии Тан по имени Ли Юань, который обеспечил синергию двух соседних цивилизаций — китайской и тюркской, расширил пределы своей державы и сферу ее влияния, обогатил Поднебесную за счет роста торговли по Великому шелковому пути, создал сплав из пришлой буддийской культуры и местной конфуцианской.
"Мелодии Шелкового пути" звучали в дворцах монголов и маньчжуров, завоевавших Китай соответственно в 1279 и 1644 годах. Они расширяли пределы Поднебесной на Запад, продвигая свои орды и полки по протоптанным за многие сотни лет маршрутам Великого шелкового пути.Синьцзян, превращающийся ныне в опорный район Экономического пояса Шелкового пути, был завоеван маньчжурской династией Цин в 1760 году. В период ослабления Китая, начавшийся с Опиумных войн (1840-1842 и 1856-1860) и продолжавшийся вплоть до конца 70-х годов прошлого века, "мелодии Шелкового пути" было почти не слышны.
Однако уже в 1999 году в Пекине были приняты стратегические решения о "масштабном освоении западной части страны". В Синьцзяне, Тибете и других отставших провинциях началось строительство новых и реконструкция действующих железных и шоссейных дорог, предприятий. Стала расти численность населения, преобразились города и поселки. Активизировались двусторонние отношения с сопредельными странами Центральной Азии, а в 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), зона ответственности которой как раз и покрывает исторический Шелковый путь с его многочисленными ответвлениями.
"Китайская мечта" и "Пояс Шелкового пути"
Очередная смена поколений руководства Китая, произошедшая в конце 2012 года на 18 съезде КПК, ознаменовалась разработкой и постановкой перед страной новых долгосрочных ориентиров. Всеобъемлющая стратегия "китайской мечты о великом возрождении китайской нации" нацелена на превращение Китая в мощную во всех отношениях державу к 2049 году. Стратегия "один пояс и один путь" является важнейшей внешнеполитической составляющей этого общенационального плана. Впрочем, она тесно связана не только с задачей "возрождения Китая", но и с необходимостью реагировать на внешнеполитические вызовы и внутриэкономические проблемы. Нацеленный на сдерживание Китая американский "поворот к Азии" создает потенциальную угрозу блокирования морского торгового пути через Малаккский пролив, по которому идет около 90% китайской внешней торговли. Продолжающееся несколько лет подряд снижение темпов прироста экономики, обострение экологического кризиса, перекосы в межрегиональном и межотраслевом балансе вызывают потребность в пересмотре экономической стратегии.
На основе разработок группы советников в мае 2014 года Си Цзиньпином была озвучена еще одна концепция – "новой экономической нормы". Она предусматривает переориентацию экономического развития страны с экспорта на внутренний рынок, снижение роли иностранных инвестиций, переход приоритета в доступе к ресурсам от государственных предприятий к частному сектору и частно-государственным партнерствам. Важной составляющей стало уменьшение закупок ценных бумаг Федеральной резервной системы США и других финансовых институтов Запада, переход к экспорту китайского капитала и его вложение в реальные активы на мировом рынке, создание новой глобальной финансовой системы с китайским юанем как важнейшей валютой. Всем этим целям "новой нормы" идеально отвечает стратегия "одного пояса и одного пути".
В ноябре прошлого года на саммите АТЭС в Пекине председатель Си Цзиньпин объявил, что Китай выделит $40 млрд для создания Фонда Шелкового пути. Уже в конце декабря этот фонд был зарегистрирован, а конце февраля 2015 года в уставный капитал rjvgfybb "Фонд Шелкового пути" поступил первый транш — $9,78 млрд.
В январе с.г. было объявлено о создании частного Фонда энергетического развития с объявленным капиталом в $20 млрд? для финансирования инфраструктурных и энергетических проектов "одного пояса и одного пути".
Наконец, инициированный Китаем в октябре прошлого года Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом в $100 млрд, в который в конце марта вступила Россия, также призван в первую очередь финансировать проекты "Шелкового пути". Не вызывает сомнения, что представители Китая будут отдавать приоритет в финансировании проектам "Шелкового пути" также в Банке БРИКС и планируемом Банке ШОС.
Приоритетность стратегии "один пояс и один путь" для Китая была подтверждена и выступлением председателя Си Цзиньпина на Азиатском экономическом форуме в Боао, а также ускоренными темпами создания управленческой инфраструктуры. Китайский лидер заявил, в частности, что около 60 стран мира проявили интерес к участию в масштабном проекте. Через 10 лет объем торговли Китая со странами "одного пояса и одного пути" должен превысить $2.5 трлн.
Практически одновременно с выступлением Си Цзиньпина в Боао Госсовет КНР принял программу действий по реализации этой стратегии. В ней, в частности, говорится: "Заинтересованные страны должны уделить внимание строительству транспортной инфраструктуры, отдать приоритет соединению разрозненных участков дорог, усовершенствованию защитных дорожных сооружений и оптимизации дорожного движения". В документе подчеркивается необходимость обеспечить взаимосвязанность энергетической инфраструктуры, гарантировать безопасность нефте- и газопроводов, создание трансграничных линий электропередачи и сотрудничество в модернизации региональной электрической сети.
Для непосредственного управления проектом создана "руководящая группа", которая на первых порах будет действовать внутри Государственного комитета по делам развития и реформ. Таким образом, преодолена длившаяся примерно год неопределенность с организационными принципами "одного пояса и одного пути".
ШОС: "поймать китайский ветер в паруса экономики"
Форсированные темпы реализации стратегии "один пояс и один путь" открывают перед странами-членами ШОС дополнительные возможности "поймать китайский ветер в паруса экономики". Стратегия Пекина нацелена на создание надежного и безопасного торгового маршрута из Китая в Западную Европу и на Ближний Восток. С учетом реальной военно-политической ситуации оптимальное направление транспортных коридоров проходит по территории стран ШОС и ЕАЭС. По этому маршруту уже налажено регулярное движение железнодорожных контейнерных составов.
Практически завершено строительство шоссе через Синьцзян и весь Казахстан, которое доходит до границы с Россией в Оренбургской области.
Китай подчеркивает заинтересованность как в "создании и совершенствовании двусторонних рабочих механизмов, так и усилении роли многосторонних механизмов сотрудничества", "стыковке стратегий развития Китая и других стран и регионов". Обычно Пекин предпочитает решать вопросы на двусторонней основе, но в данном случае был бы заинтересован в продвижении своих грузов через единое таможенное пространство ЕАЭС вместо задержек на таможенных границах. Таким образом, на всем пути от тихоокеанского побережья Китая до атлантического побережья Евросоюза китайские товары преодолевали бы только две границы. Чем не "шелковый" этот путь…
infoshos.ru 19.05.2015