ИНВЕСТИЦИИ В ДОБРОЕ ДЕЛО РАНО ИЛИ ПОЗДНО ОКАЗЫВАЮТСЯ ВЫГОДНЫМИ

Сергей БатчиковСергей Батчиков

Всё чаще в разных странах мира звучит слово «справедливость» как требование народа к своим руководителям придерживаться принципов справедливости. Александр Проханов считает, что пылающие точки на карте мира — это места, где попирается справедливость. Тему справедливости исследуют в своих трудах не только философы и социологи, но и экономисты.

Экономист, член Изборского клуба Сергей Батчиков считает, что универсального ответа на вопрос, что же такое справедливость, многочисленные философские работы не дают и дать не могут.

«Понятие справедливости неразрывно связано с архетипами народного мышления и различается в разных культурах и у разных народов, — констатирует Батчиков. -Так, если в западных странах взимание банковской комиссии считается оправданным и справедливым, то в исламских странах такой подход называют ростовщическим и неприемлемым именно в силу его несправедливости. Если в традиционном западном понимании справедливость — это прежде всего закон (что законно, то и справедливо), то в русско-православной цивилизации справедливость веками считалась выше любого закона. Для западной цивилизации высшей ценностью является свобода, понимаемая в индивидуалистическом, либеральном ключе, тогда как справедливость для Запада вторична.

Для русско-православной цивилизации справедливость превыше всего, и ради нее могут быть ограничены и некоторые свободы. Развитие рыночной экономики породило в западных странах государство с высокой степенью несправедливости, которое сознательно и целенаправленно сделало голод и бедность средством политического господства. Со времен протестантской Реформации бедность на Западе стала синонимом отверженности ("бедные неугодны Богу" — в отличие от православного взгляда "бедные близки к Господу).

И бедность в буржуазном обществе вызвана не недостатком материальных благ, она — целенаправленно и рационально созданный социальный механизм. Амартья Сен, удостоенный за свой труд "Политэкономия голода" Нобелевской премии по экономике, показал, что бедность не связана с количеством товаров (шире — благ), а определяется социально обусловленными возможностями людей получить доступ к этим благам. В социальной реальности даже богатейших стран Запада бедность является обязательным элементом ("структурная бедность").

Русская православная философия и традиционные культурные установки, а позднее философские основания советского строя, выводимые из крестьянского общинного коммунизма, основывалась на принципиально иной установке: бедность есть порождение несправедливости, и потому она — зло. Русские экономисты и философы начала ХХ века доказывали, что экономические решения по большому счету есть решения нравственные, что неправедная прибыль разрушает нажившегося, а инвестиции в доброе дело рано или поздно оказываются выгодными».

Пресс-служба Изборского клуба

Сергей Батчиков
Батчиков Сергей Анатольевич (р. 1953) – русский экономист, предприниматель, общественный и политический деятель. Действительный член Международной академии корпоративного управления. Председатель правления Российского торгово-финансового союза. Директор Центра проблем управления крупными социально-экономическими системами Международного научно-исследовательского института проблем управления. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...