Следующим после России для США будет Китай

Леонид ИвашовЛеонид Ивашов

Китай и Америка решили сотрудничать в военной сфере. Это стало результатом встречи советника президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс и члена Госсовета КНР Яна Цзечи. Новость об этом появилась на фоне призыва Сороса пытаться договориться с Китаем, даже если придется "открыть двери для юаня" — лишь бы он не создал военный блок с Россией.

По замыслу известного финансита, Америка должна противостоять "варварской, агрессивной России", поддерживая и подбадривая при этом Поднебесную, "пусть и не всегда соблюдающую законы, но с уважением относящуюся к своим договорным обязательствам". Что это за план? Возможно ли реальное военное сотрудничество США и Китая? Чем это грозит России и миру? Об этом в интервью рассказал президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов.

Вопрос: Как Вы оцените договоренности США и Китая по военному сотрудничеству? И что можно сказать о перспективах такого сотрудничества между Пекином и Москвой?

Леонид Ивашов: Что касается военного сотрудничества России и Китая, то, во-первых, оно имеет многолетний опыт, начиная с СССР. Когда у нас были доверительные отношения, мы не просто поставляли им оружие, но и давали некоторые технологии. В том числе, я полагаю, Китай свою атомную бомбу разработал не без нашей помощи. Давали мы не самые передовые технологии в обычных вооружениях, но, тем не менее, такое было.

После распада Советского Союза российско-китайское военно-техническое сотрудничество активизировалось. Оно развивалось по следующим ступенькам. Сначала мы им просто продавали технику и различные виды вооружений. Затем стали им давать лицензию производства наших образцов, в том числе, СУ-27. После этого мы стали ми продавать и некоторые технологии. Может быть, не самые передовые, но, тем не менее, в кораблестроении, крылатых ракет и так далее.

Сегодня это сотрудничество развивается. Правда, с некоторыми ограничениями. Если с Индией мы сотрудничаем более смело, более решительно, потому что Индия вряд ли нам когда-то будет угрожать и такие просчеты есть, то Китаю мы передаем технологии, продаем технику с определенными ограничениями.

Что касается перспектив сотрудничества Китая с Соединенными Штатами, то речь, прежде всего, идет о военном сотрудничестве, а не о военно-техническом. А военное сотрудничество – это встречи делегаций, военные туристы, возможные учения по поиску террористов или еще чего-то. Это совершенно другое.

Американцы не передают и не позволяют своим союзникам по НАТО передавать технологии – особенно передовые – Китаю. И даже когда конкурировал наш СУ-27 с французским "Миражом", то американцы давили на французов, чтобы те не поставляли эту более-менее современную авиационную технику.

Ну и в США есть жесткий закон о военно-техническом сотрудничестве. Не союзникам они новое вооружение и военную технику не поставляют и строго ограничивают передачу технологий. В Америке есть специальный закон, позволяющий карать свои фирмы, которые нарушают запрет на технологическое сотрудничество.

Так что я перспектив больших развития военно-технического сотрудничества между США и Китаем не вижу. Тем более, Америка рассматривает Китай не только как своего экономического и политического конкурента, но и как конкурента военного.

Вопрос: Уместен и логичен был бы военный союз Китая с Россией, в то время как НАТО все больше концентрирует сил вокруг России, и вчера было принято решение об увеличении контингента сил реагирования НАТО до 40 тыс. человек?

Леонид Ивашов: На военный союз с Россией Китай не пойдет. Да и мы не готовы еще. Принимать отдельные совместные решения и действия – что мы делаем в ходе учений в Малаккском проливе, Средиземном или Черном морях – это будет продолжаться.

И, конечно, чтобы сдержать наращивание американцами своих вооружений в Европе и сбить вот этот агрессивный запал американцев на европейском театре военных действий, нам нужно наращивать вооружения, проводить зеркальную политику. Они разместили свои вооружения у наших границ в Европе, а мы размещать должны у их границ и наращивать группировки наши в Латинской Америке, например. В этом у нас есть общие интересы с Китаем.

Китайцы – главные инвесторы и инициаторы канала через Никарагуа. Россия с участием Китая обеспечит безопасность судоходств по этому каналу. У нас есть причины и повод наращивать там свои группировки. Будут стоять там несколько наших кораблей и пара китайских – это уже будет реальный и эффективный ответ на размещение вооружений и военной техники США в Европе.

Вопрос: А возможен ли такой военный блок без его официального объявления?

Леонид Ивашов: И мы, и Китай являемся противниками блоковой политики. Вот как Евразийский союз – под него есть ОДКБ, есть ШОС – здесь нужно делать что-то, проводить учения, мероприятия военного характера, какую-то группировку создавать для борьбы с тем же терроризмом. Но группировка мощной должна быть. БРИКС – то же самое, нужно сформировать систему коллективной безопасности, то есть коллективной защиты интересов безопасности БРИКС.

Блок, как правило, агрессивно всегда воспринимается в общественном сознании, плохо, негативно. А система коллективной безопасности – это звучит более приемлемо, это более эффективно. У нас даже если б был Варшавский договор, революции цветные мы бы не удержали. А система коллективной безопасности – когда не только танки и ракеты работают, защищая страну, но и мощные системы политического, политико-дипломатического, контрразведывательного характера, милицейского, это другое дело. Такие системы надо создавать.

Вопрос: Джордж Сорос предложил Вашингтону сделать ставку на Китай с целью ослабить Россию. Нашей стране он предлагает противостоять, а Китай, наоборот, всячески поддерживать. Как Вы считаете, в чем смысл этого предложения Сороса, почему он с ним выступил?

Леонид Ивашов: Ничего нового господин Сорос не говорит. Это давняя империалистическая, англо-саксонская политика "разделяй и властвуй". Но она дополняется: "разделяй, властвуй и сталкивай". Вот так они столкнули Россию и Германию и в Первой, и во Второй мировой войне. И сейчас они поводят такую политику.

Другой политики у них не будет. Для них угроза, если Россия и Китай будут вместе. Поэтому они ни на шаг от этой политики не отойдут. Придут демократы ли, республиканцы. Просто демократы будут больше улыбаться, но проводить ту же самую политику. И похлопают по плечу.

Вопрос: Может ли Китай, оставаясь в стороне от конфронтации Америки и РФ, получать выгоды от обеих стран?

Леонид Ивашов: Китай по-прежнему действует по установкам Дэн Сяопина: какого бы цвета ни была кошка, лишь бы она ловила мышей.

Китайцы по интересам дружат. С нами они дружат по интересам, в том числе, безопасности. Они дружат с нами с тем, чтобы американцев – и вообще Запад – не пускать в Евразию. Это взаимный интерес. С американцами у них взаимный интерес в торговле, потому что основной рынок для китайских товаров – это не российский рынок или японский, это американский рынок. И они, конечно, действовать себе в ущерб не будут. У них 7 тысячелетий цивилизации. Они мудрости много накопили.

Вопрос: Возможно ли, в таком случае, влияние со стороны Китая на отношения США и РФ?

Леонид Ивашов: Китай активно участвует, разыгрывает эту карту нашего противостояния, российско-американского. И правильно делает. Он, где нужно, становится на сторону России, потому что он прекрасно понимает, что если раздолбают Россию наши либералы с помощью тех же спецслужб Запада, то следующим главным адептом будет Китай.

Китайцы это понимают и, где нужно – по вопросам Украины, по другим вопросам – они действуют вместе с нами заодно. В том числе и в Совете безопасности ООН. Когда им будет важнее поддержать в чем-то американцев – в том числе и против нас – они поддержат американцев. Это надо понимать.

Мы – разные цивилизации с Китаем. Братья на век, до конца, до гроба жизни – у них таких понятий нет, это надо понимать. С ними надо играть с позиции мудрого, тогда они будут уважать тебя.

Леонид Ивашов
Ивашов Леонид Григорьевич (р. 1943) – российский военный, общественный и политический деятель. Генерал-полковник. В 1996 – 2001 гг. начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны. Доктор исторических наук, профессор. Президент Академии геополитических проблем. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...