НУЖНА ЛИ РОССИИ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕФОРМАЦИЯ
Максим Шевченко
В РПЦ МП полным ходом идет самый глобальный процесс реформирования за всю ее тысячелетнюю историю — «разукрупнение епархий». Если греческий епископ, проживший сорок лет в браке, смотрит на женатого священника как на самого себя тридцать лет назад, понимая все его беды и горести, то в России зачастую монах-епископ смотрит на него как на нахлебника. В результате священник превращается в машину для добывания денег
Религиовед и публицист Максим Шевченко вспоминает:
— Я помню выступление ныне покойного, но очень известного церковного историка Владимира Махнача, который еще в конце восьмидесятых говорил о том, что нужно создавать в Русской церкви как можно больше новых епархий. Конечно огромные епархии на просторах Сибири, Урала, Юга России – это пережиток Синодального периода, когда о настоящем окормлении (происходит от слова «корма», места на судне, где устанавливался руль и откуда кормчий управлял кораблем, прим. ред.) верующих имперские власти мало заботились.
Мне кажется, здесь нам надо брать пример с католиков. Около тридцати лет назад я работал над материалом о католической церкви в Прибалтике и, путешествуя по тем местам, заезжаешь в какой-нибудь городок, около кирхи копается мужичок, ты спрашиваешь, а где можно найти вашего епископа, он говорит, — «а, да, сейчас», убегает и через десять минут появляется перед тобой в епископской сутане. И мне, как члену православной церкви очень хочется, чтобы и у нас была такая же ситуация, чтобы и наши епископы стали такими же близкими к церковному народу людьми».
Максим Шевченко отметил, что идея разукрупнения епархий русской церкви возникала как раз тогда, когда церковь освобождалась от государственного давления. Так, на соборе 1917 -1919 годов эта идея озвучивалась неоднократно.
Появилось много епископов, которые действительно идут к людям, сами совершают огласительные беседы для взрослых, готовящихся принять крещение, ходят в больницы, детские дома, дома престарелых.
— Самое главное, что это лежит в традиционной основе служения настоящего русского епископа, – сказал религиовед. – Тот же владыка Варсонофий, который, занимая высокую должность в патриархии, полностью открыт людям, и уделяет простым мирянам массу своего личного времени. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который буквально ногами обходил все вверенное ему Подмосковье и лично знает каждого своего священника. И все это епископы, так скажем, старой формации, и это замечательный пример новым, молодым архиереям.