Победа без Сталина, православие без Христа?
Александр Проханов
По просьбе некоторых членов Изборского клуба в Рыбинской иконописной мастерской была изготовлена икона Богоматери «Державная» — заступницы и хранительницы государства российского. Богородица, окруженная силами небесными, ниспускает на землю потоки фаворского света. И в этих лучах пребывает генералиссимус Сталин в окружении маршалов и полководцев победы.
Над головами генералиссимуса и полководцев нет нимбов, они не причислены к лику святых. Они символизируют священную победу, которая запечатала врата ада, и вселенский свет одолел вселенскую тьму. В XXI веке, когда в народное сознание вернулись православные ценности, победа 1945 года трактуется не только как военная, идеологическая, геополитическая, но и как победа священная, святая, достигнутая ценой 30 миллионов погибших советских людей. Они погибли в сражении с адом. Они Христовы мученики — они погибли за Христа. Когда-нибудь к лику святых будут причислены 28 гвардейцев-панфиловцев, Зоя Космодемьянская и Александр Матросов, Талалихин и Гастелло, «Молодая гвардия» и генерал Карбышев. Их фронтовой подвиг сохранил Россию XX века, и их подвиг сберег государство российское в XXI веке, не позволив тьме, испепелившей Советский Союз, навсегда поглотить Россию.
Как новомученики в начале XX века вымаливали победу в Великой Отечественной войне, так красные мученики и герои времен Великой Отечественной вымаливали в XXI веке государство российское. Икона Богородицы «Державная» была привезена в Саратов на базу дальних бомбардировщиков. И у бомбовоза Ту-95МС, носящего имя «Изборск», местный священник иеромонах Виссарион отслужил молебен во славу экипажа, во славу победы, окропил икону волжской водой.
После этого началось невероятное. Либеральные блогеры и корреспонденты подняли чудовищную шумиху, возводя хулу на Сталина, на Изборский клуб, на иеромонаха Виссариона, закладывая в недра этой шумихи свой обычный антисталинизм, антисоветизм, неприязнь к государству российскому. К сожалению, эта психическая атака либералов побудила представителей Саратовской митрополии сделать заявление, вызывающее у нас огорчение и разочарование. Представители митрополии заявили о неканоничности изображения, что якобы делает это изображение не иконой, а только картиной. Несмотря на то что эта икона была освящена в Брянске, в Свенском монастыре. Было заявлено о гонениях на церковь Сталиным. Что, по их словам, делает невозможным молитву о нем. Они пригрозили иеромонаху Виссариону церковными наказаниями и призвали власти страны к осторожности во взаимодействии с Изборским клубом и его председателем Александром Прохановым.
Досточтимые отцы Саратовской митрополии! Позвольте мне, грешному, объясниться с вами.
Каноны в православной иконописи и православном храмостроении не являются незыблемыми и застывшими. На протяжении веков они видоизменяются, сохраняя в иконе главное — святость, благочестие и богопочитание. В Костроме, в Ипатьевском монастыре, откуда повелась романовская династия, я видел икону: на ней изображен крест, попирающий своим древком силы адовы. Христос в нарушение канона не распят на кресте, не спускается в адову тьму, окруженный светом фаворским, а сидит на горизонтальном древке креста, как на жердочке, свесив ноги, похож на птицу на ветке. И голова его окружена золотым нимбом. Вспомним еще восхитительную, явленную в одном экземпляре икону XVI века «Церковь воинствующая», где среди святых и ангелов небесных движется рать, сокрушившая Казань.
Православные храмы, явившись на Русь в виде канонической византийской базилики, со временем превращались в шатровые церкви, пятиглавые соборы, облекались в наряды пышного нарышкинского барокко, становились соборами подобно католическим соборам времен Ренессанса, возвращались к старорусскому стилю и стилю константинопольской Айя-Софии.
«Дух дышит, где хочет». Дух сильнее канона. И что вы скажете, отцы, если переговоры между православными и католиками о дне празднования Пасхи Христовой как едином для всех христиан дне, эти переговоры увенчаются успехом?
На Сталине лежит ответственность за церковные гонения, за разрушения храмов в предвоенные годы и за избиения священнослужителей. Однако в период войны, когда протекала битва света и тьмы, Сталин возглавил страну и армию и повел их на штурм адских крепостей. И тогда, о, отцы, церковь молилась о Сталине. Молились приходы и монастыри. Молился патриарх, которого Сталин после долгого перерыва вернул на патриарший престол. Эти молитвы, отцы, нельзя отозвать обратно. Сегодняшняя попытка отозвать эти молитвы есть духовная слабость, созвучная со слабостью апостола Петра, который трижды отрекся от Христа и потом горько об этом плакал.
Сегодня больше половины русского народа считает Сталина великим вождем, победителем, строителем могущественного космического государства. Нынешнее государство российское, которое, не сомневаюсь, является незыблемой ценностью для мирян-патриотов и священнослужителей, нуждается в идеологии победы, в религии победы, исповедование которой есть исповедование Христова учения. Церковь, пережившая столько мук и унижений, сохраненная для русских людей самим Спасителем, является сегодня для нас величайшей ценностью, тем покровом Богородицы, который заслоняет нас от чудовищных атак со стороны русофобов и врагов государства российского.
Пускай же бомбардировщик, у крыла которого стояла икона Богоматери «Державная», окропленная волжской водой, водой русского Иордана, несет над океанами весть о величии России. О ее непобедимости. О великой русской победе.
Известия 23.06. 2015