Расчеловечивание происходит в момент разврата
Захар Прилепин
Юлия Шигарева, «АиФ»: Захар, была у Сергея Михалкова такая фраза: «Сегодня — дети, завтра — народ». Какой народ вырастет из тех детей, что родились в 2000-е, когда смутные перестроечные годы закончились?
Захар Прилепин, писатель.
Родился в 1975 г. в с. Ильинка Рязанской обл. Окончил филфак Нижегородского госуниверситета. Работал разнорабочим, был командиром ОМОНа, участвовал в боевых действиях в Чечне. Автор книг «Санькя», «Восьмёрка», «Грех», «Обитель» и др. Женат. Четверо детей.
Захар Прилепин: Шансы есть — в отличие от поколения, родившегося в 90-е годы, которому очень серьёзно тогда поломали головы. Они «переели» проповедей гедонизма, индивидуализма, натурального разврата и прочей «пищи», что активно предлагалась в те годы, притом что, по сути, молодыми людьми тогда никто не занимался — детей бросили, и они выплывали как могли. А нынешние подростки, надеюсь, воспримут какие-то базовые ценности.
Наряду с тем цинизмом и двойными стандартами, которые по-прежнему существуют, в том числе и в лексике людей, имеющих отношение к власти и идеологии, сегодня вопреки многому всё равно начинают работать вещи, которые человека заставляют быть человеком, а не машиной для потребления.
— Базовые вещи — это из разряда лозунга «Бери от жизни всё!»?
— Отнюдь! Это знание о том, что у тебя есть родина. Что есть обязательства, в том числе и перед ней. Что есть мужество. Честь. Подвиг. Все те постулаты, которые, пусть и со скидкой на ханжество, имели место в советское время. Теперь надо, чтобы они вновь обрели живое значение. Вот едем мы по городу и видим плакаты: «Мы — русские! С нами Бог!» И надо сделать так, чтобы для ребёнка это осталось не только словами. Как для нас, детей последнего советского поколения, были пустыми словами лозунги про КПСС и коммунизм. Надо, чтобы сегодняшнее ощущение истинности, драйва не развеялось. Чтобы его не заляпали дурными руками. Чтобы подросток, вспоминая детство, потом по этому тосковал. Чтобы он помнил, что есть на земле пространство, на котором мальчик превращается в мужчину.
— Вы говорите: надо, чтобы у ребёнка сформировались понятия «родина», «обязательства»… Но, может, и родина наконец повернётся лицом к гражданам и вспомнит о своих обязанностях по отношению к ним?
— Понятно, что родина тоже должна… Но это, знаете, как с избалованными детьми — требованиям никогда не будет конца. Сегодня хочется, чтобы налоги были пониже. Завтра — чтобы с тебя спросили поменьше. Послезавтра — чтобы тебе принесли и дали. Но…
Это придёт к человеку само — осознание своей ответственности перед страной. И он уже не будет спрашивать: а что родина для меня сделала? Это же как с родителями. Родители — а что они тебе дали? Ну они тебя чем-то радовали. А вообще какая от них польза? Что они тебя родили? Ну и что! А их, может, никто об этом и не просил! По отношению к родителям цинично так рассуждать, правда же? И выстраивать отношения с родиной по принципу «а что ты мне дала?» даже не надо начинать.
Что она тебе дала? Она дала тебе колоссальное пространство — самое большое в мире. Она дала тебе великий язык и великую культуру. Великие возможности. А самое главное — она дала тебе право жить на той земле, где уже до тебя существовали многие и многие поколения, которые трудились во славу её, не рассуждая, что получат взамен. Они просто отдавали самих себя — целиком. Этой силой, этим духом, этой кровью, этим трудом земля, на которой мы живём, пропитана. И мы ещё будем высчитывать, что нам тут дали?! А мы сами-то что успели дать? Вот этот вопрос должен быть задан первым.
И всё-таки едины
— А мы, рождённые в конце 60‑х — начале 70-х, мы — народ? Есть что-то, что нас объединяет? Ведь кажется, что мы сегодня разбиты на много-много мелких и часто непримиримых между собой групп: одни — за Донбасс, другие — за Навального, третьи хотят, чтобы их виллы на Лазурном Берегу никто не национализировал…
— Ну, глобального единения не знала и не знает ни одна страна. А та степень единения и понимания каких-то общих вещей, традиций, которые и составляют страну по имени Россия, — она на фоне многих европейских государств и тех периодов, которые переживали мы на разных этапах истории, высока, как никогда ранее.
— И в чём это единение выражается?
— Да это просто мои ощущения! Какие тут примеры?
— Мы недавно с сыном-студентом обсуждали, на какой идеологической основе можно сплотить страну, и пришли к не очень приятному выводу: что только к одному событию отношение едино во всех слоях общества — Великая Отечественная и наша роль в ней.
— Ну почему только война?! Люди едины в том, что нельзя богохульствовать. Люди едины в том, что семья должна существовать в её традиционном виде. Люди едины в вере в то, что они существуют не только ради того, чтобы потреблять. И ещё в пятом, десятом, двадцать пятом… Такие традиционные вещи, связанные с человеком, с его предназначением, — они для всех очевидны. Всё то, чем было пронизано общество в 90-е годы, — эти «я ничего никому не должен», «я живу в чёрной дыре, в стране, которая никому не нужна, которую не жалко, и, если она развалится, всем будет только лучше»… Говорящие это вели себя так, как будто они тут венцы творения, а вокруг них какая-то поганая пустыня, на которую можно только плюнуть и растоптать, жалеть её нечего. Все эти ощущения сегодня ушли.
Люди вдруг ощутили, что находятся не в безвоздушном пространстве, что у них за спиной — «Бессмертный полк». И они своим детям должны передать что-то подобное, чтобы в случае беды это чувство сопричастности к своей земле не исчезло.
— Те, кто говорит, что такая военно-патриотическая тенденция опасна, при этом ни одного дурного слова не скажут про Голливуд, который базируется на таком уровне милитаризма, патриотического угара, самомнения и самоуверенности, который нам и не снился. И мы никогда не сравнимся с ними в той силе, с которой они воздействуют на человечество, прославляя свои воинские победы, которые, кстати, по сравнению с нашими победами выглядят далеко не столь убедительно. И те самые люди, которые молятся на Америку, её уровень милитаризма предпочитают не замечать. А наш осуждают.
Я считаю, что милитаризм — это нормально. Это воспитание в мужчинах не чувства злобы, жестокости, а совсем другого. Про это ещё Достоевский писал: всякий человек, который когда-либо уходил на войну, бывал в местах, где убивают, — он помнит, что главная мысль, которая там над тобой довлеет, — тебя могут убить. И первое чувство, которое появляется у человека на войне, — это чувство жертвенности. Ты пришёл сюда, чтобы умереть. Именно это чувство наряду с чувством гордости за родину, со способностью преодолевать тяготы и лишения, с пониманием, что такое подвиг, самоотверженность, солдатская дружба, — это чувство жертвенности крайне важно. Военная среда, как ни странно, воспитывает в том числе и те черты, которые помогают мужчине жить, строить семью, нести ответственность перед детьми.
— Все ваши книги на самом деле про то, как не расчеловечиться. Вы 6 раз ездили в воюющий Донбасс, прошли и службу в ОМОНе, и Чечню, выдержали и испытание славой. Где труднее остаться человеком — на войне или когда тебя осыпают почестями?
— Мой опыт неуниверсален, но я твёрдо убеждён: расчеловечивание происходит в момент разврата, распада всех человеческих связей, в момент нежелания взять на себя ответственность за что бы то ни было. Не знаю точной статистики, но предполагаю, что тот, кто воевал, преодолевал себя, рисковал своей шкурой, годами находился не в своей власти, а во власти довлеющих над ним обстоятельств и в результате всё это преодолел, — он куда более приспособлен к решению серьёзных проблем.
— А что делать тем, кто не может или не хочет идти воевать?
— Ну, вопрос-то так не стоит — или в армию, или никак. (Смеётся.) И способов сохранить в себе человека очень много. Прежде всего — не впадать в ересь самодостаточности и независимости. Такое ложное понимание свободы — первый шаг к тому, что ты развалишься на куски и собраться потом будет сложно. А так… Брак и ребёнок, ответственное к ним отношение дисциплинируют не хуже армейской учебки. Да и вообще любая созидательная работа, которую ты выполняешь честно. Это же внутренние процессы. Если у тебя в голове такая галочка стоит, что ты человек, который должен, а не которому должны, то многое работает. Если у тебя этого чувства нет, тебя хоть на третью мировую отправь — ничего с тобой хорошего не произойдёт.
АИФ 07.07.2015