КНР: "новая норма" в действии
Юрий Тавровский
Итоги недавнего V пленума ЦК КПК еще предстоит тщательно проанализировать и обдумать. Но уже сейчас понятно, что они демонстрируют решимость Си Цзиньпина достичь целей провозглашенной им долгосрочной стратегии развития, рассчитанной на превращение КНР к 2049 году в первоклассную мировую державу.
Важнейшим из элементов этой стратегии является концепция "Новой нормы", представленной Китаю и миру в мае 2014 года на фоне сокращения темпов роста ВВП, обострения социальных, экологических и демографических проблем. Она пришла на смену той модели развития, которая обеспечила "мирное возвышение Китая" в предыдущие три десятилетия. Отличия "Новой нормы" можно сформулировать примерно так. Заканчивается период гонки за высокими темпами развития, во имя которых допускалось непропорциональное развитие экономики, приносились в жертву интересы населения и окружающей среды.
Начинается время высокого качества экономической структуры, сбалансированности между отраслями и регионами, повышения эффективности капиталовложений, уменьшения энергоемкости и сокращения выбросов вредных веществ. Заканчивается период ставки на внешние рынки и привлечения иностранных инвестиций любой ценой. Начинается время удовлетворения запросов внутреннего рынка, качественного улучшения и сближения условий жизни населения городов и деревень.
Заканчивается период встраивания Китая в мировые производственные цепочки как поставщика дешевой рабочей силы и вложения немалой части заработанных средств в финансовые институты Запада. Начинается время производства основанных на достижениях отечественной науки высококачественных и конкурентоспособных товаров, создания самостоятельной финансовой системы и обеспечения глобальных торговых интересов Китая.
Разворачивая гигантский корабль "Китай" на новый курс, Си Цзиньпин делает упор на улучшение качества жизни "экипажа" — 1400 миллионов граждан КНР. Явно полемизируя с деятелями, считающими социальное неравенство неизбежным спутником ускоренного экономического развития, он говорил еще пару лет назад: "Решение вопроса о соблюдении принципов социального равенства и справедливости ни в коем случае не следует откладывать до момента полного развития экономики…
Одновременно с непрерывным увеличением “экономического пирога” встает проблема его правильного дележа. Китайское общество, словами Конфуция, "тревожит не отсутствие богатства, а его неравноправное распределение"… Необходимо всемерно обеспечить всему народу непрерывное расширение доступа к образованию, росту трудовых доходов, качественному медицинскому обслуживанию, доступному комфортабельному жилью, обеспечить достойную старость". Помимо Конфуция, новый генеральный секретарь ЦК КПК и председатель КНР цитировал и слова "архитектора китайских реформ" Дэн Сяопина, друга его отца Си Чжунсюня: "Без улучшения жизни народа Китаю грозит верная гибель".
Уже в 2013 году, буквально через несколько месяцев после прихода Си Цзиньпина к власти, была упразднена одиозная система "лаогай" — "трудового перевоспитания", позволявшая чиновникам разного уровня без суда помещать в лагеря "смутьянов". Эта система, возникшая еще в первые годы существования КНР, пропустила через себя десятки миллионов "правых элементов", "контрреволюционеров", "идущих по капиталистическому пути последователей Дэн Сяопина и Конфуция", включая и самого "товарища Си"… В годы "реформ и открытости" к услугам "лаогай" особенно часто прибегали провинциальные власти, отбиравшие у крестьян земли для перепродажи.
Облегчить участь крестьян и ограничить аппетиты чиновников, было также призвано принятое по инициативе Си Цзиньпина решение с 2015 года начать выдачу удостоверений на право долговременного пользования землей, хотя право собственности останется за государством. Эта мера защитит крестьян от произвола местных властей, нередко отбирающих наделы и перепродающих их богачам и застройщикам ради пополнения местных бюджетов или собственных карманов.
Крестьяне смогут сами, минуя посредников, продавать права пользования землей, что даст им больше возможностей получить достаточно средств для переезда в города. Ведь ускорение миграции и урбанизации также входит в стратегию "Новой нормы". Еще один шаг, важный для десятков миллионов крестьян, сделанный в том же 2013 году: мигранты из деревень смогут проще получать прописку хукоу, — правда, пока только в городах с населением менее 5 млн. человек. Без хукоу они не могли бесплатно пользоваться больницами и иными социальными благами, а их дети — посещать школы.
Есть основания предполагать, что Си Цзиньпин в 2013 году, на III пленуме ЦК КПК, посвященном вопросам экономики, намеревался решить еще одну застарелую социальную проблему — ограничение числа детей в семьях. Тогда сделать это не удалось и пришлось ограничиться полумерой: двух детей позволили иметь семейным парам, в которых муж либо жена являлись единственными детьми у своих родителей.
Так началась корректировка жесткой демографической политики "одна семья — один ребёнок" (это правило не распространялось на примерно 100 млн. представителей национальных меньшинств). В результате в Китае сегодня насчитывается более 140 млн. "единственных" детей, которых за избалованность именуют "маленькими принцами". Еще одно негативное следствие прежней политики — старение населения КНР и перекос соотношения мужчин и женщин.
В 2012 году в Китае насчитывалось 117,7 новорожденных мальчиков на каждые 100 девочек, что намного превышает международные показатели. Недостаточным стал и уровень рождаемости, необходимый для обновления населения страны. В Китае он сейчас достигает лишь 1,6 при "норме" 2,1. Теперь, когда каждой семье "полагается" 2 ребенка, уровень рождаемости должен повыситься как минимум до 1,7–1,8.
Это решение стало главной сенсацией V пленума, затмив еще одно достижение "Новой нормы". Стало известно, что вводится "всесторонняя реализация системы страхования городских и сельских жителей" Это означает, что система пенсионного обеспечения, покрывающая сейчас лишь около 55% населения и практически отсутствующая на деревне, будет постепенно распространена на все категории граждан. Понятно, что государству придется на фоне растущих финансовых трудностей и старения населения (доля населения трудоспособного возраста упадет с 73% в 2015 году до 65% через 20 лет) резко увеличить взносы в Фонд социального страхования. Можно представить и степень недовольства привилегированных слоев и "групп интересов", получивших дополнительные причины для критики и сопротивления курсу Си Цзиньпина.
Предпринятые за два последних года социальные реформы намного превосходят все облегчения и улучшения жизни народа за предыдущие десятилетия. Это настоящий прорыв на социальном фронте, который наводит на мысль о следующих шагах вперед. Это не "демократические преобразования" из западных учебников, а продиктованные конкретными условиями Китая реформы, осуществляемые смелым и умелым политиком. Продвигаясь путем "Новой нормы", Китай имеет все основания осуществить вековую мечту о великом возрождении китайской нации.