Иосиф Волоцкий и современность
24 сентября 2015 года в офисе Изборского клуба по работе с регионами (г. Москва, ул. Ильинка) состоялся круглый стол в честь 500-летия преставления святого преподобного Иосифа Волоцкого. Одним из главных инициаторов мероприятия и модератором круглого стола стал ответственный секретарь Изборского клуба Олег Розанов.
В работе круглого стола приняли участие члены и эксперты Изборского Клуба, известные церковные, общественные и государственные деятели России: протоиерей Всеволод Чаплин – Председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской Православной Церкви, Виталий Аверьянов – исполнительный секретарь Изборского клуба, Алексей Александров – член Совета Федерации ФС РФ, Светлана Безверхия – постоянный член Брянского регионального представительства Изборского клуба, Виктор Воробьев – скульптор, заслуженный деятель искусств, специалист по эпохе Ивана III, Екатерина Глушик – пресс-секретарь Изборского клуба, Андрей Добрынин – писатель, поэт, публицист, Петр Калитин – доктор философских наук, профессор МИФИ, эксперт Изборского клуба, Игорь Лапшин – Председатель Ассоциации «Православная книга», Павел Мельников – Председатель Владимирского регионального представительства Изборского клуба, Владимир Рыбаков – помощник ответственного секретаря Изборского клуба по региональной и международной деятельности, Александр Салов – постоянный член Брянского регионального представительства Изборского клуба, Леонид Севастьянов – исполнительный директор фонда св. Григория Богослова, Сергей Ушкалов – Председатель Брянского регионального представительства Изборского клуба, Кирилл Фролов – Глава Ассоциации православных экспертов, эксперт Изборского клуба.
Ответственный секретарь Изборского клуба Олег Розанов открыл заседание и в своем выступление отметил значение великого русского святого Иосифа Волоцкого в становлении Русской Церкви и Российского государства как преемника православной Ромейской империи, и как мирового центра православной цивилизации, ставшего сверхдержавой. Он подчеркнул тезис Вадима Кожинова о связи, преемстве и равновеликом значении для России святых преподобных Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого.
Глава отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул важность борьбы с силами, подрывающими смыслы народной и государственной жизни, – «ересь может быть страшнее атомной бомбы», – указал на обязанность пресекать действия разрушительных сил.
Первый заместитель Главы Комитета СФ РФ по конституционному законодательству Алексей Александров отметил важность наследия преподобного Иосифа Волоцкого в переходе России на суверенный национально-державный путь развития, который осуществляет Президент Владимир Путин.
Исполнительный секретарь Изборского клуба Виталий Аверьянов в своем докладе остановился на том, что преподобный Иосиф создал церковную державную патриотическую элиту, бескомпромиссно боровшуюся за Православие и Россию, считающую Москву «Третьим Римом».
Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов и пресс-секретарь Изборского клуба Екатерина Глушик также отметили актуальность борьбы святого Иосифа Волоцкого с влиятельной элитной партией измены, целью которой был срыв проекта византийского преемства Москвы и построения русского царства. Были проведены параллели с современностью о том, что и нынешняя элитная партия измены точно также планирует десуверенизацию и расчленение России.
Профессор МИФИ Петр Калитин противопоставил «огненное православие» преподобного Иосифа теплохладному псевдохристианству, а скульптор и специалист по эпохе Ивана III Виктор Воробьев совершил пространный экскурс в эпоху Ивана Третьего, обозначив его роль в построении независимого православного Русского царства.
Глава Фонда св. Григория Богослова Леонид Севастьянов отметил роль преподобного Иосифа в установлении нормы православия о единстве божественного и человеческого начал в жизни христианина, подчеркнув, что активная и преобразующая жизненная, политическая и социально-экономическая деятельность православного христианина является нормой и зоной ответственности всех православных. Его соратник Игорь Лапшин отметил роль преподобного Иосифа в развитии просвещения, богословия и книгоиздательства на Руси.
Участники семинара особенно отметили необходимость популяризации наследия преподобного Иосифа Волоцкого, и в этом отношении православный долг членов и экспертов Изборского клуба – прорвать завесу молчания вокруг святого Иосифа и начать разговор по существу его наследия, не дав свести нынешнее юбилейное событие просто к юбилейной дате и последующему забвению.
Предлагаем вашему вниманию стенограммы выступлений некоторых участников круглого стола.
Олег Розанов – ответственный секретарь Изборского клуба:
Уважаемые друзья, коллеги! Сегодня мы собрались на круглый стол, посвященный 500-летию преставления преподобного Иосифа Волоцкого, под рабочим названием «Преподобный Иосиф Волоцкий и современность».
Личность и фигура отца Иосифа не ограничивается несколькими гранями. По мнению Вадима Кожинова (прим. – русский философ, писатель, критик), «это был один из тех святых, который сопоставим в своем подвиге, в своем служении святому Сергию Радонежскому». Его роль в становлении Русского государства, русского царства многогранна, и именно эти грани, в приложении к современности, мы сегодня готовы обсуждать.
Одной из самых ярких страниц жизнедеятельности преподобного Иосифа Волоцкого является разработка первого письменного монастырского устава – это его книга «Просветитель», которая положила учение о православной законности.
Этот человек жил в переломное время – время, когда княжество превращалось в царство. И поэтому были огромные вызовы, огромные противоречия, формировалась новая государственная элита. Достаточно сказать, что борьба преподобного Иосифа и митрополита Новгородского Геннадия с ересью жидовствующих носила очень ожесточенный характер: там по-настоящему решался вопрос «быть или не быть» как этим людям, так и государству российскому. Накат на русское православие был настолько сильным и всепоглощающим, что на каком-то этапе даже великий князь Иван III был подвержен этой ереси, и только в 1503 году при личной встрече с преподобным Иосифом он покаялся. Уже в 1504 году, мы знаем, были казнены несколько самых ярких представителей ереси жидовствующих (таких, как Федор Курицын и другие).
Страна нащупывала свой путь, страна искала новые идеологические, мировоззренческие основы. Можно ли говорить об Иосифе как о человеке, который придерживался только русской старины, придерживался только (по мнению наших либералов) ретроградных, старых взглядов, или этот человек был гораздо больше, гораздо сложнее и гораздо величественнее в своих поступках?
Есть один пример, который говорит очень многое об этом человеке. Когда Аристотель Фиораванти построил Успенский собор, преподобный Иосиф очень высоко и с восторгом отозвался об этом здании, что выбивает почву из-под ног либерального дискурса о том, что этот человек не признавал новшеств, не признавал представителей западной цивилизации и стоял на ретроградных основах. Этого не было. Отец Иосиф по своей широте, по кругозору превосходил многих мыслителей той эпохи, – эпохи, которая формировала развитие как нашей страны, так и европейского континента в целом на многие столетия вперед.
В дальнейшем борьба отца Иосифа за утверждение русских православных смыслов продолжилась в споре с князем-иноком, бывшим «госолигархом» Вассианом Патрикеевым. Вассиан Патрикеев выражал ту самую обиженную часть русской нарождавшейся царской элиты, которая пострадала от государства, и хотел вернуть тот уклад, который был, через навязываемую идею нестяжательства.
Был ли преподобный Иосиф стяжателем? – Ну какой же он стяжатель, если ходил в лаптях, если не имел абсолютно никакой собственности, и все монастырские братья не имели никаких личных денег, личных трат, но при этом выполняли социальную роль служения. То отношение к труду, которое было сформировано во многом благодаря его научениям и поучениям, думаю, в современной жизни нам очень необходимо. Он сакрализировал труд и утверждал, что без труда жизнь человека не имеет никакого смысла, и требовал это как от самого себя, постоянно находясь в трудах праведных, так и от своей братии.
В Иосифо-Волоколамском монастыре питалось минимум 700 человек из ближайшей округи. А в один из самых серьезных неурожайных годов монастырь даже вынужден был брать кредиты для того, чтобы прокормить окружающий народ. И в этой связи можно ли говорить применительно к Иосифу Волоцкому о каком-то стяжательстве? Стяжание духа – да, это присутствовало, а стяжание личных материальных богатств – нет. Он был выразителем новой нарождавшейся государственной элиты, и его вмешательство в процесс формирования государства было огромным. При преподобном Иосифе был заложен тот фундамент православия, который существует до сих пор. У нас менялись формы государства, но внутреннее устройство церкви оставалось неизменным, и все во многом благодаря заслугам преподобного Иосифа.
Появление старца Филофея, на мой взгляд, стало возможным благодаря пламенной проповеди святого Иосифа «Москва – Третий Рим». Менялась парадигма, менялось сознание русского народа, русского человека. Появлялась так называемая «всечеловечность», о которой писала великая русская литература. Появление византийского герба после 20 лет женитьбы Ивана III на Софье Палеолог свидетельствовало о духовной зрелости нашего уже, не побоюсь сказать, царского рода, потому что во многих, особенно западноевропейских, документах Иван III назывался русским царем. В России появился царь.
И в связи с этим хотелось бы сегодня, чтобы коллеги высказали свое мнение о той эпохе – о том, что она значит для истории России, и о том, что сегодня мы можем взять из завещанного нам святым преподобным Иосифом Волоцким?
Кирилл Фролов – Глава Ассоциации православных экспертов, эксперт Изборского клуба:
Дорогие братья и сестры! Действительно, 500-летие преставления преподобного Иосифа Волоцкого во многом замалчивается. Хотя Святейший патриарх Кирилл не даст его замолчать и 27-го сентября, на Крестовоздвижение, в праздник православных имперцев (а именно православная императрица Елена сделала все для воздвижения Животворящего Креста Господня), состоится его служба в Иосифо-Волоцком монастыре. Это символично.
Святой Иосиф Волоцкий – фигура более чем актуальная, потому что ненавистна всем компрадорам, ненавистна «пятой и шестой колонне», потому что он их победил. Причем характер его борьбы, параллели и аналогии с современностью напрашиваются, и они объективно существуют. Высокопоставленная «элитная» «пятая и шестая колонны» в правительственном окружении Государя влияли на него. И преподобный Иосиф вел долгую, изнурительную борьбу с этими высокопоставленными предателями. А борьба была не на жизнь, а на смерть. Конечно, это борьба за само святое Православие.
Ведь в чем, собственно, суть ереси «жидовствующих»? Ее иногда сравнивают с протестантизмом, с лютеранством. Это не так. Еретики отрицали вообще учение о Троице, то есть это была ярко выраженная антихристианская секта, которая имела свои геополитические задачи.
После падения Византии наследование Московской Русью византийского царства православного было закономерным, оно было заключено в династическом браке Ивана III и Софьи Палеолог. И византийское преемство Москвы «бесило» всех геополитических противников нашей державы, которая из Руси превращалась в православное царство, из просто православной княжеской Руси превратилась в преемника павшей под османами Византии, единственным православным государством, не просто государством, а с оформившимся царством, преемником Царьграда. И старец Филофей был не просто духовным продолжателем преподобного Иосифа, он был его прямым учеником. И если бы еретики взяли власть через захват элит, то последствия были бы катастрофическими, России бы вообще могло не быть. Они же пытались захватить ключевых умных людей, играть на их чувствах, вот даже дискуссии о роли дьяка Федора Курицына, то, что он, изучая практику оппонентов, пытался внедриться к ним и т.д. Но не зря Иосиф вменил ему в вину соучастие в распространении ереси, потому что имел в виду факт заигрывания – когда ты пытаешься овладеть методами противника, тебе важно не заиграться, не потерять грани, не потерять берега и не стать неким орудием их пропаганды. Действительно, часть перспективной «золотой молодежи» увлеклась .. Как и сейчас, «пятая и шестая колонны» пытаются выиграть битву за мозги, за молодежь, за элиту. И эти аналогии, они просто напрашиваются.
…И вот Иосиф борется. Был создан либеральный образ такого «мракобеса», «ретрограда», но вспомним, что и преподобный Иосиф, и Геннадий Новгородский были выдающимися учеными-богословами своего времени. Святой митрополит Геннадий занимался переводом Библии на русский язык, был выдающимся юристом, ученым, собирал ученейший людей.
Преподобный Иосиф тоже был великолепно богословски образован и действительно, его «этика труда» – сочетание духовного, интеллектуального и физического труда, многогранная такая личность, которая стоит на трех столпах – утверждение православия, борьба за его чистоту, миссия воцерковления народа. Книга его главная с опровержением на ересь жидовствующих – «Просветитель», это народное просвещение и просвещение элиты, в том числе. И третье – он действительно был, если можно так сказать, национал-капиталистом и первым православным социалистом своей эпохи. Его монастырь не просто кормил крестьян в голодные годы, он еще и кредиты им выдавал.
То есть он создал мощную систему эффективного монастырского хозяйствования, действительно помогал народу. Фактически вот эти кредиты крестьянам были фактором борьбы за раскрепощение крестьян. Если олигархи того времени, элита, которая уже прониклась прозападными идеями, закрепощали народ в «быдло», то святой Иосиф пытался не допустить таких процессов. И вспомним, его наследие было возрождено митрополитом Антонием (Храповицким), когда Почаевская лавра тоже выдавала кредиты малороссийским крестьянам и создала миссионерское типографское братство, когда на Волыни количество русских патриотических миссионерских составляло два миллиона человек, то есть гораздо больше, чем в Москве и в Питере, которые были уже разложены либеральной пропагандой. И поэтому фигура святого Иосифа особенно ненавистна, она опорочена, и вполне благонамеренные публицисты были Заражены штампами либеральных стереотипов против святого Иосифа Волоцкого.
Итак, ключевой геополитический нерв Иосифа Волоцкого и борьбы с ним: Россия становится государством, Москва становится Третьим Римом. Напомню, что учение о Москве – Третьем Риме – это не просто благочестивая историософская концепция старца Филофея, это прямое послушание Москве – быть Третьим Римом и преемником Византии, хранить и распространять православие по всему миру, сражаться с его противниками. Это обоснование суверенитета России, оно было установлено Уложенной грамоте Константинопольским патриархом об установлении Московского патриаршества, где Московский патриарх титулуется как «Московский и всея Великие и Малыя и Белыя России, Северных Земель и Третьего Рима». То есть это не выдумка, это прямое указание быть преемником Царьграда и обоснование нашего суверенитета. Если бы тогда еретики победили, они бы уничтожили основания царства, и само царство, и самого Ивана III.
Вы не находите параллелей борьбы за элиту в России сейчас? Вы не находите параллелей со всеми этими играми, с попытками так интерпретировать историю, уравнять сталинизм и нацизм, который позволит, например, лишить Россию права вето в Совете Безопасности ООН? Но ведь одно и то же. Буквально вчера Турчинов заявил, и это заявление должно лишить нас всяких иллюзий, что цель незыблема – расчленение России, лишение ее права вето в СБ ООН, статуса постоянного члена СБ ООН, и, как он называет, нынешний «политико-милитаристский психоз» лишь доказывает неотменимость целей Запада по расчленению России, реализацию закона США о порабощенных нациях.
Напомню, что этот государственный закон принят в 1959 году Конгрессом США PL-86-90 «Закон о порабощенных нациях», согласно которому «русский коммунизм» «поработил народы Казакии, Идель-Урала, то есть Волги и Урала, Дона, Кубани, ну и все остальные народы исторической России перечисляются. То есть это государственный документ.
..И тогда было то же самое. Нас пытались лишить легитимности через византийское преемство, десуверенизировать. И это конкретная геополитическая цель противников Иосифа Волоцкого. Вот о чем была борьба. И противники зашли настолько высоко, что Иван III, который принял на себя титул царя, то есть преемника византийских императоров, укрепил этим самым базис нашей легитимности, он сам оказался окружен еретиками, которые царство готовили к ликвидации. И Москва без этого царства была бы легко подчинена Литве и Речи Посполитой. «ВИП-еретики» боролись против византийского преемства Москвы – Третьего Рима. Вот какова была ставка – то есть и чисто религиозная, церковная, в защиту учения церкви, базисных догматов и геополитически суверенная.
Основной вывод памяти Иосифа Волоцкого: православие, византийское преемство – это основа суверенитета России, основа нашего царства, нашей государственности. Не только церковности, но и государственности. И святой преподобный Иосиф Волоцкий был твердым сторонником симфонии церкви и государства.
Сейчас вновь идет борьба с нашим суверенитетом. Как и тогда, пытаются найти слабые места в православном мире. Сейчас этим слабым местом является Константинопольский Патриархат, зависимый от США, с помощью которого хотят оторвать Киевскую митрополию от Московского Патриархата, и собираются это сделать в следующем году на Всеправославном соборе.
Константинопольский Патриархат, если получит чрезвычайные папистские полномочия на предстоящем в 2016 году Всеправославном соборе, станет уже как бы квазиканоничен, но попытается вторгнуться на Украину. Это новая ересь. В Церкви никакой папизм не признается, из-за этого, собственно, и произошла Великая схизма.
Недавно состоялся собор Константинопольского патриархата, (закончился 2 сентября), где в его решениях прямые выпады в адрес Русской Православной Церкви, как они пишут, она «сращивается с государством». То есть Константинопольский патриархат начинает нападать на святоотеческое учение о Симфонии Церкви и государства, которого придерживался святой Иосиф Волоцкий. При этом Константинопольский патриархат, развенчивая православное учение о симфонии, сам демонстрирует симфонию в кавычках, квазисимфонию с антихристианскими Соединенными Штатами, которые своим признанием однополых браков заявляют себя фактически антихристианским государством.
Кстати говоря, для нашей дипломатии при Генассамблее ООН было бы важно заявить о ценностях, почему в связи решением США об однополых браках Россия должна говорить о себе как о Третьем Риме, защитнике традиционных ценностей по всему миру. И второе – заявить по поводу всех демаршей США против нашей страны в законе о порабощенных нациях. Почему закон о расчленении России является основополагающим государственным актом США, и в его развитие киевская хунта говорит те же самые вещи? И параллельно с преподобным Иосифом понять, что превыше всего хотели не допустить византийского преемства, появления Московского и всея Руси царства, поэтому под базис подкапывали.
Иосиф Волоцкий возглавил эту борьбу и победил. Борьбу за веру он вел последовательно и неостановимо. При этом он понимал, что нужно бороться не против царя, а за царя. Потому что царя бы тоже снесли, если бы тогдашняя пятая, шестая элитная предательская колонна и элита бы победили. И он идет, идет, и в 1503 году он попадает к царю, и все ему объясняет и раскладывает по полочкам. После этого царь Иван III принимает меры и единственное верное решение. И сколько бы нам ни говорили (это либеральный миф) о жестокости святого Иосифа и преподобного Геннадия Новгородского, – что делать? Ведь напомню, что никаких массовых репрессий против еретиков не было. Был точечный адекватный ответ на действия «пятой и шестой колонны».
Понятное дело, если сейчас государство и наш царь Владимир Владимирович Путин примет адекватные меры против «пятой и шестой колонны», против новых еретиков, пытающихся подорвать российское государство в своем базисе и уничтожить нашу государственность, реализовав стратегию США, то его тоже будут обвинять в том, что он «кровавый тиран» и т.д. Не стоит этого бояться и перед этим оправдываться.
И вообще Православие – это не религия пацифистов. И хочу отметить, что святой Иосиф был сторонником именно адекватного возмездия. Никаких массовых каких-то казней и т.д., ничего этого не было. Были именно точечные удары по тем силам, по тем фигурам, которые хотели вообще ликвидировать наше государство в его базе, в его духовных и в его, собственно, государственных основах. Они не были только врагами Церкви, они были врагами самой Российской государственности.
И поэтому, проводя эти очевидные параллели, мы должны удивляться, что юбилей, дата 500-летия преставления преподобного Иосифа замолчана. Кроме службы Патриарха Кирилла и одного «круглого стола» в Петербурге, ничего нет. Кстати, даже на этом «круглом столе», я считаю своим долгом опровергнуть выступление одного священника, который набросился с нападками на Святейшего, что основы социальной концепции Русской Церкви якобы продолжают основы социальной концепции иудаизма. Это чушь. Потому что основы социальной концепции, которые приняли иудеи, они списали с основ социальной концепции Русской Церкви. То есть Русская Церковь является провозвестником своего социального учения.
О. Розанов: — То есть, хронологически позже, да?
К. ФРОЛОВ: — Да. Это они с нас писали. Поэтому обвинять Святейшего патриарха Кирилла в плагиате у них – это просто клевета.
И так же очень важно отметить: Иосиф Волоцкий продемонстрировал, что силы охраны православия и нашей государственности – это силы творческие, образованные, это партия развития, а не партия отстоя, – силы миссионерские, силы просвещения. И церковная собственность, сильная Церковь – это эффективная Церковь, так как это модернизация, но национальная, а не колониальная модернизация страны. В конце концов, грубо говоря, преподобный Иосиф Волоцкий реализовывал «план Глазьева» того времени, и сам его написал! И это очень важно, когда все компрадорские силы пытаются представить все патриотические и православные русские силы такой партией отстоя, партией закоснения. Это не так. Это была и есть партия симфонии, партия развития, партия православия, партия за Россию, партия святого Иосифа Волоцкого, ученик которого Филофей провозгласил, что Москва – это « Третий Рим», что является послушанием Вселенской Церкви для наших государства и народа.
Все это мегаактуально для нынешнего момента колоссальной борьбы за само сохранение нашего государства, если называть вещи своими именами. Мы не должны бояться этих аллегорий с эпохой Иосифа Волоцкого, и не должны говорить о метафизических терминах в реальной политике. Соединенные Штаты, провозгласив дехристианизацию, однополые браки, сами себя провозгласили «Соединенными Штатами Антихриста», на пути у которого стоит Россия, она же Катехон, государство, удерживающее от зла, и Москва – Третий Рим. И если она падет сейчас, не дай Бог, то мы выйдем на финишную прямую к Антихристу. Это не передержки, это мистическая и геополитическая реальность. Ответом на нее должно быть не дезертирство, в чем у нас разногласия с некоторыми православными радикалами, – в оценке эсхатологичности момента мы согласны, – да, близ есть, при дверях. Но дальше начинается развилка. Они говорят, что из-за этого надо испугаться и сбежать от политики, от общества в некую пещеру, а мы говорим о «боевой эсхатологии». Я считаю, что настольной книгой современного православного иосифлянина должна быть замечательная книга православного политика и геополитика, покаявшегося революционера Льва Александровича Тихомирова «В последние дни», где он описывает христиан последующих дней не как таких «отстойных фриков», жалких маргиналов, а как боевую политически грамотную команду миссионеров, богословов, политиков, геополитиков, которые не только миссионерствуют, а занимаются политикой и даже готовят коллективный заговор с целью устранения Антихриста.
Вот такая «боевая эсхатология», я думаю, должна стать выходом.
Протоиерей Всеволод Чаплин – Председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской Православной Церкви:
К сожалению, юбилей преподобного Иосифа Волоцкого у нас пока отмечается достаточно скромно, и сейчас нужно постараться наверстать упущенное. Святейший Патриарх будет совершать богослужение в воскресенье в Иосифо-Волоцком монастыре. К этому нужно привлечь максимальное внимание, так же как и к самой фигуре преподобного Иосифа, и к тому посланию, которое он для нас несет.
Надо сказать, что преподобного особо почитали в конце 80-х годов тогдашние мыслящие, активные православные интеллигенты. И это происходило благодаря деятельности митрополита Волоколамского Питирима. Он прилагал усилия к возвращению, а потом и к восстановлению Иосифо-Волоколамского монастыря. Но еще до всего этого, в 1981 году в Издательском отделе Московского Патриархата был освящен храм преподобного Иосифа Волоцкого. В этом храме совершали богослужения и сам митрополит Питирим, и сотрудники Издательского отдела в священном сане. Каждую среду там совершалась литургия, в которой участвовал коллектив Издательского отдела, и это придавало особое значение тем духовным смыслам, которые формировались в очень узком кругу православной интеллигенции Москвы, в значительной степени группировавшейся вокруг нескольких духовных лидеров, одним из которых был владыка митрополит Питирим. С тех пор, к сожалению, имела место некая пауза в актуализации наследия преподобного Иосифа, которую сегодня нужно восполнить. И те несколько дней, которые сегодня у нас есть для того, чтобы его памятную дату превратить в общественно значимое событие, очень важно использовать.
Преподобный Иосиф – это очень значимая для будущего России личность. Это милостивый игумен и бесстрашный воин Христов, это человек, который очень бережно относился и к своей братии, и к страдающим мирянам, и к Церкви, и к России, и в то же время был тверд и решителен в отношении всех, кто представлял для страны и для Церкви внешнюю или внутреннюю опасность.
Времена, в которые жил преподобный Иосиф, и нынешние времена во многом похожи. Хотя, может быть, любые периоды в российской истории во многом похожи – есть какие-то константы в той духовной, а также политической, военной, информационной, культурной брани, которая происходила в разные периоды нашей истории. И все это повторяется.
Во время преподобного Иосифа действительно существовало и геополитическое противостояние, и цивилизационное. Это противостояние во многом похоже на то, что имеет место сегодня. И тогда, и сейчас находились внешние для России силы, которые хотели бы Россию поработить. И тогда, и сейчас, по большому счету, не получалось победить нас военными или экономическими средствами – Россия была сильнее и в военном отношении, и в экономическом. И тогда, и сейчас возникала попытка взорвать Россию изнутри, поменяв веру, отняв способность жить по Христу, а не по предлагаемым извне искусным, вроде бы логичным, убедительным и полезным схемам, которые на самом деле лишили бы наш народ главного – лишили бы его души.
И образ преподобного Иосифа как человека, который сумел разглядеть вот эту лукавую, самую страшную угрозу – угрозу взрыва изнутри, – очень важен для того, чтобы мы сегодня отвергали, или по крайней мере, распознавали все попытки нас духовно разоружить и духовно поработить.
Ересь страшнее любой атомной бомбы. Раздор в народной душе и в Церкви страшнее любого экономического давления, любых санкций. Попытка лишить Православие огненной силы, низвести его на уровень теплохладного христианства – страшнее любых сект и псевдомиссионерских нашествий, любого так называемого запрещенного в России «Исламского государства». Вот это надо многажды повторить сегодня на всех уровнях церковного организма, государственного организма и организма общенародного. Нам пытаются сегодня сказать, что христианство нужно переустроить на основании неких моделей, придуманных обезбоженным обществом, светским гуманизмом. Нам пытаются сегодня сказать, что нужно ослабевать нашу приверженность Богом данным священным канонам и нормам церковной жизни, а вслед за этим – и нормам учения Христова, богооткровенным догматам, то есть тому, что Бог открыл Сам о Себе.
На самом деле мы прекрасно видим – с тех самых времен, когда происходило противостояние преподобного Иосифа и ереси, – что любая попытка приспособиться к безбожному по сути влиянию оканчивалась очень быстрым, стремительным отходом христианских общин от той самой богооткровенной истины, без которой христианская община теряет внутренний стержень – от Христа, на котором она и зиждется. Как только принимается сама идея приспособления, как только мы начинаем верить абсолютно ложным разговорам о том, что «нам нужно немножко стать посовременнее, чтобы понравиться обезбоженному миру сему», мы встаем на путь прямо антихристианский. Более того, если мы нравимся силам, которые преемственно в течение веков Церкви противостоят, значит что-то у нас не в порядке. Если нас хвалят люди, открыто говорящие, что христианство не должно быть центральной силой в мире, значит, с нами что-то не то происходит. Если эти люди нас критикуют, если они нами недовольны, значит, все в порядке, все хорошо. Значит, эти силы правильно распознают нас как христиан.
Очень важен разговор о преподобном Иосифе Волоцком и в таком вопросе: христиане имеют право защищать свою веру силой, силой физической, силой военной – в рамках закона, в рамках механизмов, которые предполагают принятие законной властью соответствующих решений. Мы не за «вольницу», не за нарушение законности, не за хаос, не за разделение. Но нам твердо нужно понимать, что мысль о якобы невозможности защищать и отстаивать веру силой – это мысль абсолютно антихристианская. Мы должны отстаивать наше право на то, чтобы именно силой, законной силой защищать свою веру от поругания, от попыток лишить людей права жить по этой вере, от размывания этой веры со стороны ее исторических недругов.
Преподобный Иосиф оправдывал применение силы для защиты веры. И делал правильно. И нам нужно сегодня не только не стыдиться этого, а утверждать наше право поступать также. Это очень актуально сегодня. В некоторых странах людей явно принуждают к тому, чтобы совершать грех. Люди имеют право на неповиновение тем, кто принуждает их к совершению явного греха. И если говорить о попытках силой навязать эту практику, то есть грех, целым государствам и народам, эти государства и народы должны так же отвечать силой. Если кто