ВОЗВРАЩЕНИЕ АКСАКОВА

Александр ПрохановАлександр Проханов

Завершается год, который назван годом литературы. По всей России в течение года проходили читательские конференции, выставки, библиотечные чтения. В классах, на улицах, в деревнях читали вслух великих русских классиков.

И вот на таком празднестве, на завершении года, я побывал в Башкирии, в Уфе, где чествовали именитых местных поэтов, где раскрывали разноцветные книжки с произведениями русских и башкирских писателей, где чествовали Аксакова. Удивительный человек. Казалось бы, грузный, тяжеловесный, с окладистой бородой старик, который родился и возрос среди башкирских студеных рек и дебрей, среди оренбургских степей, среди татарских коневодов и башкирских кочевников, и русских пахарей. Этот писатель прошлых времен должен был бы, казалось, потускнеть, уйти в прошлое, уйти из поля зрения сегодняшнего человека. Но нет, этого не случилось.

Сегодня Аксаков опять всплывает в каком-то своем новом удивительном свете вот здесь, на стыке этих азиатско-европейских пространств. У него здесь особая миссия, особое звучание, особая сладость его великолепного русского языка. Аксаковское движение – это не только изумительный сохраненный, сбереженный деревянный дом в центре Уфы, где убранство соответствует тем далеким временам, убранство, которое помнит еще Аксакова.

И это не только старинная, возрожденная из праха, усадьба в оренбургских степях, где он родился и где были написаны его удивительные "Детские годы Багрова-внука". Это не только аксаковский сад с удивительными деревами и аттракционами, а также не только аксаковская аллея, со сбереженными старинными деревьями, и множество аксаковских мест, которые складываются в Золотое кольцо Аксакова.

Иван и Константин Аксаковы были основоположниками удивительного движения "славянофильства", движения, которое стремилось осознать роль славян в мировой цивилизации, роль России в этом огромном клокочущем мире. Ведь потом из этого славянофильского движения родилось еще одно удивительное русское философское начинание – философия русского Евразийства, которая тогда в далекие времена, казалась, может быть, фантазией.

А сегодня это Евразийство превращается в политические, экономические и военные договоры, обретает форму заводов, рудников и коммуникаций, форму нашего Евразийского Союза. И вот в этом Евразийском пространстве Аксаков со своей нежностью, красотой, возвышенностью, он странным образом становится звездой. Странным образом он соединяет в себе эти народы, эти пространства. Странным образом в этом аксаковском движении находятся в братском отношении татары, башкиры, русские, другие народы, другие языки.

В Уфе есть удивительный мощный грозный завод, который производит двигатели, авиационные двигатели для тех бомбардировщиков, штурмовиков-истребителей, которые сегодня сражаются в сирийском небе. И вот дирекция этого завода, инженеры этого завода, включились в аксаковское движение. Спонсируют это движение, собирают деньги на поощрительные премии, помогают выстраивать и пересаживать аллеи.

А в городе Трехгорном, что затерялся в горах Челябинской области, среди лесов и заповедных мест, в городе, который практически совсем недавно появился на карте, потому что был засекречен, зашифрован, в городе, который по сей день за семью печатями. В этом городе существует аксаковская библиотека и постоянные аксаковские чтения. И дети этих оборонщиков, дети этих ядерщиков, наполнены аксаковской красотой, аксаковской мечтательностью, аксаковской божественной литературной речью.
Аксаковская сказка "Аленький цветочек". Она для каждого из нас является воспоминанием детства. И, может быть, для многих она по сей день не более, чем красивая утешительная детская сказка, наша отрада, утеха и забава. Но нет, сегодня в нашем грозном мире эта сказка становится волшебным манифестом Евразийства.

"Аленький цветочек", который написал Аксаков, это символ красоты, добра, любви, хрупкого божественного целомудрия, которое удерживает на себе гигантские тяжелые массивы несовершенного грохочущего мира. И если потревожить или погубить этот цветок, то мир начинает обваливаться, рушиться, грозит несчастьями. И чтобы опять вернуть этот мир к своему совершенству, к своей красоте, необходим духовный подвиг, необходим поцелуй, который героиня аксаковской сказки отдает чудовищу.

Сегодня наше Евразийство, наша русская мечта, она и связана с тем, чтобы окружить любовью и добром сегодняшний рассыпающийся, грохочущий, клокочущий ненавидящими энергиями и вихрями мир. В этом наша великая русская миссия. В этом великая мессианская мечта всех евразийских народов, соединенных в своем единстве. Мы сохраним этот "Аленький цветочек" нашего драгоценного мира.

Источник

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...