Империосфера
Факты, статистика, физика здесь бессильны. Они лишь дробят Империю, заставляют концентрироваться на деталях и частностях, лишая представления о целом, мощном и великом.
Империя – это держава на ладони Вседержителя. Это Вселенная, в которой смыкаются сфера земная и сфера небесная, образуя особую империосферу. Именно сферическим зрением можно постичь суть Империи, узреть, где и как концентрируются пространство и мысль, дух и творчество, народ и слово.
Так, ноосфера, определенная Вернадским как «биосфера, переработанная научной мыслью», дала новый импульс всему живому и вдохнула иное бытие в неживое.
Мысль породила новую эру с другими скоростями и силами. Мысль обогнала материю, и материя в погоне за мыслью неудержимо стала воплощаться в технике, орудиях и оружии, субстанциях и веществах. В ноосфере в истощенной почве прорастает зерно, сосуществуют атомная бомба и мирный атом. Ноосфера простерлась от морских глубин до небесных звезд.
Чтобы самосохраняться, ноосфера непрерывно должна порождать новое, потому ей движет мечта, потому ноосфера побуждает заглянуть за горизонт. Она созидалась в русских сказках, пророчествах и провидческих снах беспокойного гения. В ней суетный ум стал одухотворенным разумом.
Но разум отступает там, где с небес нисходит дух. Так с ноосферой смыкается пневматосфера. Ее отец Павел Флоренский назвал «особой частью вещества, вовлеченного в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа».
Она незрима и неосязаема, она превращает дерево и краски в святой образ, хлеб и вино – в святое причастие, слово – в поэзию, звук – в музыку. В ней ничто не подвержено тлению, старению, ветшанию.
Дух и искусство в пневматосфере едины, потому она вытесняет из себя все пагубные и греховные действа, принимает только подлинную свободу – свободу в Боге. Пневматосферу охватывает связующая нить соборной молитвы, она единит людей через спасительное слово, покровом Богородицы ложится на Империю.
Для изъяснений мысли и духа Империи необходим язык. Причем язык не только словесный, но и язык образов, символов, знаков, специальных имперских кодов. Все это, накапливаясь и концентрируясь, порождает семиосферу.
Это «пространство, вне которого невозможно само существование семиозиса» — сказал о ней Лотман. Семиозис – непрерывное порождение закодированных смыслов, превращение не-знаков в знаки. Так, полотнище становится флагом, песня – гимном, поле – символом победы ратника и труда хлебопашца.
Слово в семиосфере утрачивает свою фонетику и морфологию, обретает сверхсмыслы. Мы слышим «Крым» — и нам является русское чудо. Мы слышим «Пушкин» — и нам сияет солнце. Мы слышим «Россия» — и перед нами синева, роса и небо синее.
Семиосфера хранит ядро имперской культуры, не дает проникать в него всему чужеродному, что разложило бы ядро, опорочило святыни, разрушило светлые мифы, подточило бы корни слов, превратило бы единый народ в строителей Вавилонской башни. Семиосфера ищет в иных культурах близкое и понятное, то, благодаря чему можно принять другого, то, в чем можно найти с ним точки пересечения: труд, товарищество, материнство, справедливость. Из множества этих смыслов, знаков и символов и вырастает единый сверхсимвол – Империя.
Носитель этого сверхсимвола – имперский народ. Многоликий и многоязычный, но с единым «поющим сердцем». Народ длинной воли, народ- пассионарий, в котором каждый поставил Империю выше себя, отверг чечевичную похлебку ради первородства, не стал народом-потребителем и остался народом-победителем.
Этот народ своей мыслью, духом, словом укротил такие пространства, перед которыми бессильны здравый смысл и тонкий расчет. Имперский народ покорил льды и зной, горы и океаны, леса и степи. Породил в каждом ландшафте особый уклад жизни, неповторимое мировоззрение.
Такую «мозаику этносов во времени и пространстве» Лев Гумилев назвал «этносферой». Не полотно, а именно мозаика народов предстает перед нами в империосфере, где все обрели единство, не утратив своего лица и голоса. Этносфера – это единство народа, природы и Родины.
Все названные сферы существуют в империосфере не обособленно, а пересекаясь друг с другом, образуя единое пространство, которому необходимо длиться во времени. Так, именно время сочетает мысль, дух, символ и народ, приводит их в движение.
Но имперское время – особое. Это не просто линия или ось, оно всегда объемно, оно тоже сферично. В хроносфере прошлое, настоящее и будущее не только следуют друг за другом: порой прошлое настигает настоящее, а настоящее опережает будущее. Хроносфера становится вместилищем событий, уже минувших, и тех, которым еще предстоит случиться. Хроносфера в своих загадочных кругах и спиралях таит для нас знаки грядущего, указывает нам на закономерности истории, стремясь уберечь от повторных ошибок.
Имперский народ стремится преодолеть время, он постоянно противостоит ему как счетчику энтропии. Имперский народ – носитель эктропии, он останавливает распад и умирание, постоянно догоняет время — то спрессовывает, то ускоряет его. То пребывает в бытовом времени, то, мобилизуясь, входит в историческое время и соборно вершит судьбу Империи на фронтах, заводах, за преподавательскими кафедрами, в лабораториях, за письменными столами.
Имперский народ воплощает время, выдувает его визуальный образ как стеклодув многогранную фигуру. Имперское время подобно ветру, развевающему семена в пространстве. Из них возросли и Троице-Сергиева лавра, и пушкинский автограф, и сталинская высотка. Это застывшая хроносфера оживает в настоящем, вливает в него свои силы, концентрируется в тяготах и победах, слезах и молитвах, сохраняет империосферу нерасторжимой.