РОССИЙСКОМУ КИНО НУЖЕН СВОЙ БАНК
Владимир Бортко
Снимать фильмы в России — стать банкротом
Свою лекцию в Госдуме в рамках цикла, приуроченного к Году российского кинематографа, Владимир Бортко начал так: «Настоящее кино в его собственный Год печально». И обрисовал схему «добычи денег» на фильм, которая лежит на поверхности и ясна любому его коллеге: иди в банк, бери ссуду, потом снимай фильм, прокатывай и возвращай ростовщикам то, что у них взял. «Конечно, мы бы все так и делали, да проценты у наших банков неподъёмные», — объяснил режиссёр, приведя в пример свой разговор с Германом Грефом о ссуде в 20 миллионов рублей: «Если бы я был готов отдавать ежемесячно по 6 миллионов в качестве процентов, сделка бы состоялась. Но я не готов. И никто не готов».
Владимир Владимирович сказал, что государство ежегодно тратит 6 миллиардов рублей на производство отечественного кино. Но денег не хватает. Режиссёры в России не могут снимать кино по экономическим соображениям — будет нерентабельно.
«Что же касается проката, то у нас он почти весь американский. В минувшем году дистрибьютерские компании США получили от проката своих фильмов в нашей стране порядка 1 миллиарда 200 миллионов долларов. Российский рынок по масштабам — четвёртый в Европе и при этом мы имеем только 15 процентов своих показов. Наши фильмы показывают, когда есть свободное время от американского кино. Оно, кстати, при показе в нашей стране освобождается от НДС», — сообщил режиссёр.
Будет кинобанк — проблемы уйдут
Как подчеркнул Владимир Бортко, соревноваться с американцами в вопросах кино сегодня — это утопия. «Кино в США — это национальный вид искусства, как у нас балет. Если Джон не ходит в кино, значит, он пьёт или у него серьёзные проблемы на работе», — заявил Владимир Бортко. Он придумал схему, как улучшить ситуацию с количеством снимаемых лент: надо создать кинобанк — отдельный банк, куда смогут приходить режиссёры за ссудами. К банку должна прилагаться и страховая компания, конечно. Риски-то никто не отменял. При этом, посчитал Владимир Бортко, средний российский фильм стоит пять миллионов долларов. Если сложить выделяемые ежегодно государством шесть миллиардов рублей и освободить прокат от НДС, то вполне можно найти в среднем по пять миллионов долларов на 52 фильма в год — то есть выходить они будут еженедельно, и народ будет их видеть.