Понимание и применение феномена Pусского мира

(Русский Вестник)

Термин «Русский мир» давно вошёл в культурный и политический обиход нашей страны, но только в последние годы стал заметен его потенциал. Изначально имевший хождение в довольно узких кругах специалистов и описывающий ареал распространения русского языка и русской культуры, он неожиданно проявился как субъект международных отношений и зазвучал в речах духовных и светских лидеров России. Очевидна востребованность Русского мира при попытке сформулировать современную идеологию и национальную идею, однако различные подходы к толкованию природы этого явления затрудняют процесс и множат противоречия. Выявлению убедительной и практически реализуемой концепции Русского мира было посвящено заседание Изборского клуба 1 марта 2016 года.
Актуализация явления в наше время связана со сломом советского каркаса, благодаря чему обнажилась русская самоидентичность, как отметил исполнительный секретарь Изборского клуба Виталий Владимирович Аверьянов. Русскую цивилизацию нельзя ограничивать этническими или религиозными рамками, поскольку она объединяет русских и всех, кто ассоциирует себя с Россией. Русский мир выражается через объединительную идею общего дела служения русской правде и справедливости, привлекая таким образом людей по разные стороны границ. Как продемонстрировали события последних лет, часть украинского народа больше не видит общего дела и одной правды с Русским миром, но Русская весна опиралась на ту часть, в которой сохранялась хрупкая надежда, что такое общее дело ещё есть. Из двух конкурирующих определений Русского мира одно базируется на этнокультурной основе, а другое – на языковой. Именно этот принцип представлен одноимённым фондом, имеющим широкую поддержку. Виталий Владимирович убеждён в ущербности такого подхода, поскольку утраченное в разных сферах русской цивилизации невозможно компенсировать на одном лишь лингвистическом поле.
Лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин подошёл к теме с позиции учения о семантической истории, или «историале», французского исследователя Анри Корбена, ибо история – это не линейное изложение событий, а интерпретация фактов из особой точки во времени и пространстве, которая у каждого народа – своя. Философ сравнил историю с музыкой, где отдельно взятая нота имеет значение, если известны предыдущая и следующая ноты.
Директор Института русской цивилизации, главный редактор газеты «Русский Вестник» Олег Платонов исходит из того, что Русский мир – упрощённое понимание русской цивилизации, которую он определяет как форму человеческой организации пространства и времени, наделённую качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы Русского народа. Это духовное понятие, поэтому Русский мир имеет свой космос и свою метафизику бытия, главным объектом которой является Бог. Ключ к пониманию Русского мира составляют такие фундаментальные ценности, как добро, правда и справедливость. Они формируют идеал и парадигму развития Русского народа – Святую Русь, что предписала ему борьбу с мировым злом. Эта миссия отразилась в бесчисленных войнах с государствами, покушавшимися на жизнь и свободу других народов – от Хазарского каганата и Золотой орды до Османской империи, бонапартистской Франции и гитлеровской Германии, и в ключевой роли в деле уничтожения этих стран-агрессоров. Олег Анатольевич описал черты Русского мира. Это духовная целостность – неразрывность веры и жизни; добротолюбие – тяга к правде и справедливости; соборность – объединение в служении общественным идеалам; нестяжательство; самодержавие и единодержавие, а также патриотизм. Антиподом духовных устремлений Русского мира являются господствующие ныне рационализм, стяжательство; космополитизм и другие ценности либерального Запада. Как учили славянофилы, так и О.А. Платонов уверен, что русский человек через православие может реформировать все духовные и физические конструкции, поэтому задача Русского мира в том, чтобы освободить мир от ложного одностороннего развития и вывести человечество из тупика, в который зашла Западная цивилизация.
Главный редактор сайта «Русский Обозреватель» Егор Холмогоров рассматривает языковую концепцию Русского мира, выраженную в одноимённом фонде как антикризисный проект, обусловленный распадом начала 90-х годов, когда русские были расколоты, подверглись этноциду и перекодировке. Тогда возникла необходимость в оправдании общего пространства, но не на столпах Православия, Самодержавия, Народности, а через примирение. Однако в последние годы наблюдается переосмысление Русского мира со сменой вектора примирения на экспансию, следовательно, его можно описать, как проекцию пространства, в отношении которого есть воля вернуть его в сферу национальных интересов.
Пытаясь описать Русскую цивилизацию, Е.С. Холмогоров предложил к рассмотрению десять пунктов, отражающих и духовные, и утилитарно-бытовые сферы жизни. В основе этнического фундамента Русской цивилизации – экологическая адаптация Русского народа к пространству рек, речных бассейнов и озёр, посредством которых происходило расширение области проживания и культурного влияния. Русский народ – это движущийся народ с самосознанием оседлого – в нём отмечается устремлённость к распространению в пространстве. Русская цивилизация заточена под освоение экстремального севера и господство в таких широтах. Это – аграрная культура, а особое историческое значение для неё имеет рожь. В сознании укоренилось пространственное представление о Рае как о посюстороннем идеале, проявляющемся ещё в образах Китежа и Беловодья, в то время как западный человек, напротив, пытался «спустить» Рай на землю. Святая Русь – это ещё и сонм русских святых, которые создают Русь Небесную. Самодержавие – это уникальная русская форма правления, отличающаяся от византийской автократии; это абсолютная власть, мыслящая себя согласно воле народа, которая постигается нравственным путём, а не через парламентскую систему. Во внешних взаимоотношениях обида превалирует над агрессией. Особые притязания русской культуры делают русских нацией и цивилизацией одновременно. Это заключается в многогранности достижений русских в совершенно разных сферах деятельности, хотя ни одна даже успешная западноевропейская нация не достигла абсолютного величия во всём сразу, ибо нет великих немецких живописцев, как нет великих английских композиторов и т.д. И, наконец, образ центрального культурного мифа, связанный с воспеванием супружеской верности. Не следует идеализировать русских, учитывая реальное положение дел, однако интересно, что, если на Западе укоренился миф о супружеской измене как факторе развития индивида на его пути к самостоятельности и самопознанию, то в русской культуре традиционно противоположное устремление – от Петра и Февронии к выбору Татьяны в «Онегине».
Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа» Александр Нотин ставит в основу всего идею «Москва – Третий Рим», определяющую такие черты, как византизм, эсхатологизм, неприятие генонизма и нигилизма. Отсюда же вытекает идеал государства, выстроенного на христианских ценностях, где нет частной собственности, а есть только личная и государственная. Отечественная история, по его замечанию, в вечной турбулентности – между миром и войной, сытостью и бедностью. Могучая Российская Империя рухнула, по его убеждению, именно из-за падения Православия, которому требовались лечение и перерождение, и сегодня происходит врачевание национальной души. На фоне апокалиптических настроений и духовной смерти Запада А.И. Нотин видит Россию последним оплотом христианства, удерживающим против сил зла, так определяя предназначение Русского мира.
Заслуженный деятель науки РФ, специалист по статистическому моделированию Василий Симчера критично отозвался об излишнем оптимизме идеологов, воспевающих народные качества, но не замечающих деградации русской жизни, отсталости и коррупции в стране. Он призвал меньше славословить о духовности Русского мира, но на деле продемонстрировать достойный пример, достигая конкурентоспособности с США. Василий Михайлович считает, что нужен конкретный образ, а не сравнение критериев, дабы люди могли определиться, какой идеал они защищают: где все ресурсы принадлежат третьим лицам, процветают воровство и подмена, или что-то другое. По словам учёного, без того, чтобы обнажить существующие язвы, строить что-то бесполезно.
Эксперт в области политической социологии, аналитик Сергей Баранов считает, что проект «Русский мир» без опоры на понятие нации останется лишь коммуникационным пространством для русскоязычных диаспор в Израиле и США, поэтому предлагает рассматривать его в формате большой нации, куда входят не только славянские народы. При этом в евразийство он не верит, ибо тюркская цивилизация сильна и самостоятельна, малые народы Севера различны и порой противоположны, и разве что угро-финские культуры были максимально интегрированы и ассимилированы. Также Сергей Дмитриевич рекомендовал не размывать собственно русскую этническую идентичность, поскольку сегодня наука способна дать её точные характеристики. Русские – это индоевропейский народ, в ДНК-генеалогии – ветвь гаплогруппы R1a, есть и субстрат уральской расы, то есть угро-финнов, но ядро составляет нордическая раса. Поэтому все теории о массовом смешении русских – либо глупость, либо происки врагов. В российской законодательной базе, по мнению С.Д. Баранова, давно пора ввести в употребление концепции Русского мира и русской нации, что вывело бы решение актуальных проблем на новый уровень.
Главный редактор Русской народной линии Анатолий Степанов не согласен с этнической коннотацией термина. Он напомнил, что понятие «русский» порой тоже трактуется по-разному, обозначая то великоросса, то триединый народ великороссов, малороссов и белорусов, то всех проживающих на территории исторической России вне зависимости от происхождения. Он поддерживает последний вариант как самый гибкий, подходящий для имперского применения, ибо Русский мир – геополитическая формация. Анатолий Дмитриевич отметил, что в основе Русского мира – учение о призвании России, служении России, но только не экспансия. Он также признал неразрывность этого понятия с русской цивилизацией и духовным наследием славянофилов.
Общественный деятель Алексей Вайц описал Русский мир как историческое творческое пространство Русского народа, на котором он готов послужить во благо других народов, ибо он всегда следует христианской идее «Я – для мира».
Эксперт в области этноконфессиональных отношений Айказ Микаелян видит в Русском мире цивилизационную площадку, где сошлись и обмениваются лучшим, что имеют, более двухсот народностей, объединённых, воспитанных и защищённых русской культурой. Он выделяет такие заимствования от союзников и противников, как византийская модель государственности, православная метафизика и пассионарность ордынской конницы. Известно, что монголы легко ассимилируются, а Византию расшатывали слабости рыночного подхода. И Россия сталкивается с теми же проблемами. Айказ Микаелян обратил внимание, что сегодня на мировой арене мы чаще всего позиционируем себя как самую большую и богатую ресурсами многонациональную страну мира, но многонациональность и размер не должны быть визитной карточкой, должно быть целеполагание, выражение национальной идеи.
Также выступали историк и публицист Александр Елисеев, руководитель проекта «Византийская лига» Сергей Егоров, руководитель организации «Союз матерей Украины» Галина Запорожцева и другие. Имели место дебаты о критериях Русского мира или религии в современной национальной концепции. Постоянные члены и гости Изборского клуба при всех разногласиях предлагают обильный материал для осмысления образа Русского мира, который располагает мощным потенциалом в идеологическом и политическом смысле.