НЕ ТО ВЕДОМСТВО НАЗВАЛИ «ПРАЧЕЧНОЙ»

Владимир БорткоВладимир Бортко

Имя режиссера, сценариста и депутата Госдумы от КПРФ Владимира Бортко с некоторых пор упоминается не только в связи с его творчеством. В прошлом году создатель киношедевра «Собачье сердце», сериалов «Бандитский Петербург» и «Мастер и Маргарита» внес в Госдуму законопроект, обязывающий учителей обращаться к ученикам на «вы». А недавно вдруг заявил, что Сталин — символ нашей эпохи.

О мотивах своих слов и действий, а также о том, что он думает о ситуации в стране и в российской культуре, Владимир Бортко рассказал в интервью «Росбалту».

Гнездо коррупции не там ищут

— Владимир Владимирович, в ближайшее время замминистра культуры Григорию Пирумову и другим фигурантам расследования по «делу Минкульта» могут предъявить обвинения. Что вам известно об этом как заместителю председателя комитета Госдумы по культуре?

— Мне известно, что Перумов арестован, ему предъявляется обвинение в коррупции. Больше ничего.

— Не кажется ли вам, что Владимиру Мединскому в этой ситуации нужно подавать в отставку?

— Возможно, на Западе, например, в Англии или Германии, все фигуранты подобного дела уже давно бы так и сделали. Однако «святоотеческая» действительность выглядит несколько иначе. В 2007 году Сергей Сторчак, заместитель министра финансов Алексея Кудрина, был задержан правоохранительными органами, находился под следствием (по обвинению в покушении на хищение денежных средств из госбюджета России в особо крупном размере путем мошенничества и злоупотреблении должностными полномочиями — ред.), отсидел срок в СИЗО. Причем речь в этой истории шла не о сорока миллионах рублей, а о сотнях миллионов долларов. И ничего — Кудрин остался на своем посту. А потом официально выяснилось, что Сторчак вообще невиновен… (В 2011 году уголовное преследование было прекращено «за отсутствием состава преступления». В течение всего расследования Кудрин поддерживал Сторчака — ред.) Почему сейчас не может оказаться так же?

— Вообще, из-за коррупционных сделок министерство культуры уже даже стали в шутку называть «прачечной» для отмывания денег…

— Не то ведомство назвали «прачечной». Гнездо коррупции там, где финансы…

Как сохранить честь и обрести духовность

— В январе 2015-го вы внесли в Госдуму законопроект, которым предлагали обязать учителей с первого класса и до окончания школы обращаться к ученикам исключительно на «вы». В каком он сейчас состоянии?

— В первом чтении не приняли — значит не прошел. Теперь только через год можно пытаться снова.

— Планируете подавать?

— Наверное, да, если буду в Думе. Капля камень точит. Но знаете, что меня тогда поразило? Когда я выступил с этим законопроектом, то учителя и преподаватели вузов, которые присутствовали в зале, восприняли мое предложение в штыки!.. Казалось бы, должны были радоваться. Ведь самое главное сейчас — изменить к лучшему менталитет народа, отучить нас от извечного холопства…

В 1857 году в русских гимназиях по реформе врача Николая Пирогова стали говорить друг другу «вы», невзирая на возраст, — и при этом отменили порку. В результате исчезли обращения «свиное рыло», «ослиное ухо» и даже личное местоимение «ты». Когда с 7 лет говорят «вы», то, поверьте, и в 17 лет будут говорить так же.

Ребенок — это не недоразвитая личность, а просто человек, обладающий меньшим опытом и знаниями, нежели взрослый. Поэтому к детям необходимо обращаться серьезно и с уважением… Согласно исследованию, проведенному Госкомитетом по делам молодежи, 38% школьников сталкиваются в школе с насилием: 16% — с физическим (то есть детей бьют) и 22% — с психологическим. В одной китайской притче человек спросил Конфуция: «Моему сыну годик. Когда начинать его воспитывать?» «Вы опоздали», — ответил мудрец. Так что в 9-м классе начинать уже поздно…

После реформы ХIX века в России обращались друг к другу на «вы» целых 50 лет. Великая русская литература — тому пример. Почему нам к этому не вернуться? Ну да, конечно, будет сложно. Но свой менталитет все равно надо менять. Когда я читаю славянские грамоты — «Я, холоп, бью тебе челом…», — то всякий раз думаю: а почему, собственно, «холоп»? Все начинается и заканчивается самоуважением. Как у царского офицера, которого нельзя было ударить по щеке: после этого ему или стреляться надо, или застрелиться. Речь шла о чести — иначе было невозможно…

— А вы не думаете, что это иллюзия? Что мера хамства части общества — так же как мера глупости, зависти, жадности, жестокости — неизменна во все времена? Что бы ни происходило, как бы нас ни учили и как бы нами ни правили? Известный герой из «Собачьего сердца» сказал бы на этот счет: «Вот все у вас как при царском режиме: галстук туда, салфетку сюда… А так, чтобы по-простому — это нет…».

— Это шариковщина. Я хотел бы ее искоренить.

— Вы говорите, что великая русская литература может дать примеры для подражания. А вот представитель РПЦ, например, недавно назвал «миной замедленного действия» для школьников рассказы классиков: «О любви» Чехова, «Куст сирени» Куприна и «Кавказ» Бунина. Дескать, не подходят они для формирования идеала семьи, поскольку в них воспевается свободная любовь. Как вам это?

— Нужно читать святки, в таком случае. Там все очень правильно изложено. Но безумно скучно, простите меня Бога ради. Я человек крещеный, правда, редко в церковь хожу… Как, говорите, зовут этого представителя?

— Председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи Артемий Владимиров.

— Сказал бы ему так: «Владыка! Напишите, пожалуйста, письмо в министерство образования, придите туда и обоснуйте свою позицию. Возможно, к ней прислушаются» … Священник вправе высказать свое мнение, как и любой другой человек. Но вообще церковь должна все-таки заниматься немного другими вещами — духовным ростом своих прихожан. Пусть думают об этом.

— Речь о том, не будут ли рассказы классиков растлевать души детей…

— Я так не думаю. О чем там, о любви? Так об этом вся мировая литература. И ничего, знаете… Стали духовно богаче.

Чем Петербург хуже Москвы

— Вы отдали Петербургу много лет жизни. Считается, что Питер — средоточие культуры. А что он сейчас для вас — культурная столица или, быть может, «бандитский Петербург», как в вашем сериале?

— Ни то и не другое. Родной город. Я живу здесь 43 года. Это достаточно много, даже в моей длинной жизни… Я стал здесь тем, кто есть.

Когда мы говорим «культурная столица», то надо очень сильно подумать: а в чем же, собственно, ее культурность, кроме наследства, которое содержится, может быть, не слишком хорошо — по сравнению с Москвой это просто запустение. Разница колоссальная. Потенциально, конечно, город готов к тому, чтобы быть культурной столицей. А на самом деле? Ну, Эрмитаж, Мариинский театр, Русский музей. «Ленфильм» был когда-то — теперь уже, по сути, нет. Пожалуй, все… Москва не более культурна, там просто в этом смысле больше разнообразия. Например, театров больше в три раза, и их программы гораздо насыщеннее. А самое печальное и неприятное — эмиграция способных артистов и вообще талантливых людей, утечка душ из Питера в Москву. Не за границу люди бегут, а туда. Посмотрите на многих актеров, которые там играют. Откуда они приехали? Из Питера, из «культурной столицы»! Куда — в бескультурье, что ли?

А почему? Потому что в Москве есть поле для их деятельности. То, что там происходит, сразу становится известно, как минимум всей России, если не дальше. Не важно, какого качества, например, столичный Гоголь-центр. Нравится он вам или нет, но вы хотя бы слышали его название. В Питере же что ни делай — бьешься в какую-то глухую стену, и никто ничего об этом не узнает… Это общая атмосфера города.

Меня беспокоит растущая провинциальность Петербурга. Когда при коммунистах говорили «великий город с областной судьбой», это был действительно великий город, достойный конкурент столице. А сейчас?..

Что же касается «бандитского Петербурга» — это тихий уголок по сравнению с Москвой. Там, а не на берегах Невы, происходят главные криминальные события.

— Ну, а вы, какой город вам теперь ближе?

— Что я?.. Я в Питере живу, здесь мне и помереть.

Честность важнее славы

— Говоря о политике, вы «режете всю правду-матку». Потом не жалеете об этом? Некоторые ваши искренние поклонники недавно заявили, что вычеркнули вас из своих списков — мол, «Бортко для нас умер», раз он, снявший «Собачье сердце», теперь коммунист… Вас это не смущает?

— Я никогда не менялся и всегда был тем, что сейчас называется словом «государственник», хотя это и не очень точное определение. Я всю жизнь считал, что самое главное — мой народ, который сделал свое государство. И если это государство вело или ведет себя неправильно, то мой долг как гражданина и художника — указать на это. Что я всегда и делал — показывал болевые точки времени, будь то «Собачье сердце» или «Единожды солгав».

Так же поступаю и сейчас. Например, снял кинофильм под названием «Душа шпиона» по книге нашего разведчика Михаила Любимова — про который никто не знает. Я работал над ним 4 года. Там снимались известные западные актеры: Малкольм МакДауэлл, Сандрин Боннэр, Лиам Каннингэм. И наши звезды: Федор Бондарчук, Андрей Чернышов, Даниил Спиваковский, Марина Александрова, Армен Джигарханян, Алексей Булдаков… Ничего себе компания? Фильм снимался в Лондоне, Швейцарии, Каире, Марокко и Москве. Казалось бы, ну кому-то он уж точно будет интересен. А в итоге фильм получил одну копию и ноль упоминаний. Более того, небывалый случай в мировой кинематографии: студия Михалкова «ТриТэ» и телеканал «Россия» сняли свои названия с титров — как продюсеры. А почему, собственно? Я просто высказал то, что думаю шпионах и шпионаже… Не понравилось.

И раньше, и сейчас я поступаю так, как считаю честным. Когда это совпадает с чьей-то позицией, например, либералов, то им это нравится, и они в восторге всплескивают руками: «Какая прелесть — это Собачье сердце!» Когда не совпадает, например, мой «Тарас Бульба», то — «Гад ползучий, на дыбу его!» А я — не меняюсь. Под кого мне подкладываться? Что я имею? У меня что, заводы, пароходы? Живу рядом с «Ленфильмом», на Петроградке, в обычной квартире… Вот вы говорите — «обласкан властью». Какое там — обласкан? Я, повторю, целых 4 года сдавал одно кино — с известным вам результатом…

А критики — что критики? Молодцы, пусть ругают. Надеюсь, следующая моя работа им понравится — фильм «О любви».

— Вы действительно заявили, будто раскаиваетесь, что сняли «Собачье сердце», — мол, «напрасно снято, бес попутал…»?

— Это абсолютное вранье! Где и когда такое было сказано? Я очень хочу эту якобы мою фразу услышать в моем исполнении. Я никогда такого не говорил. Это придумывают, когда хотят то, что пишут, подтянуть под свою идею.

— Но согласитесь, что «Собачье сердце» можно интерпретировать как фильм в первую очередь антикоммунистический и антисталинский…

— Можно. Но я снимал Булгакова. Он к советской власти относился, мягко говоря, не очень. Образно говоря, он, как и Мастер, смотрел на нее из подвала. Это было просто не его. Но он не ругал ее, и, более того, в «Мастере и Маргарите» (это не вошло в последнее издание) Воланд, улетая из Москвы, говорит: «Тут есть усатый человек, который все делает правильно». Это написал не я, а Булгаков. С другой стороны, цитирую его близко к тексту: «Где у Карла Маркса сказано, что парадный подъезд нужно забить досками и ходить через черный ход? Кому это нужно?» Действительно, не было у Маркса таких слов. Зато у Маркса есть фраза: «Если капиталист видит 300% прибыли, нет такого преступления, на которое он бы ни пошел». Взгляните в окно — так и есть.

Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...