ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ИЩЕТ СВОЙ ОСОБЫЙ ПУТЬ
Сергей Батчиков
Латиноамериканскую цивилизацию часто рассматривают как производную от европейской, хотя это далеко не так. Учитель, а впоследствии сподвижник Боливара, Симон Родригес, писал вскоре после освобождения от колониального ига: "Сорвите с Европы блистательную вуаль — и вы увидите страшную картину ее нищеты, ее пороков. Совершенство частностей контрастирует с полной непригодностью целого. Моя мысль вам покажется дерзким парадоксом. Но что же, события докажут и уже доказывают эту бесспорную истину. Америка не должна рабски подражать. Америка должна создавать заново".
Говоря об Америке, он имел в виду Латинскую Америку, поскольку Северную Америку латиноамериканцы всегда так и называют — "North America". Для них America — это исключительно их Америка, хотя для США America — это именно Соединенные Штаты, а не America Latina.
Родригесу вторит мексиканский философ и основатель Центра латиноамериканских исследований Леопольдо Сеа, который в своих работах ("Америка как сознание" (1953), "Америка в истории" (1957), "Американская философия как собственно философия" (1969), "Зависимость и освобождение латиноамериканской культуры" (1972), "Диалектика американского сознания" (1979), "Латинская Америка на перекрестке истории" (1981) и др.) провозгласил конец эпохи "европоцентризма" и подчеркнул особое значение национальной философии, обращенной к конкретному человеку и его миру. Он настаивал на том, что философы Латинской Америки должны знать европейскую философию, заимствовать из нее, но не копировать ее, поскольку европейские идеи приобретают в условиях латиноамериканской реальности иное содержание. Сеа стал одним из основоположников "философии латиноамериканской сущности", переформулировавшим ее в проект "философии освобождения", а в религиозном варианте — "теологии освобождения", в основе которой, согласно его концепции, должна лежать философия истории на основе специфического латиноамериканского опыта. Рефлексия над своими историческим прошлым поможет, по его мнению, преодолеть чуждое настоящее и выработать комплекс идей, соответствующих "латиноамериканской сущности" и могущих дать импульс новым социокультурным практикам (в дальнейшем — практикам освобождения), адекватным цивилизационной специфике Латинской Америки. Идеи Леопольдо Сеа разделяют сегодня практически все ведущие отечественные латиноамериканисты.
Экономические модели, которые создавались в Латинской Америке, — это тоже поиск своего особого пути. Такие ведущие экономисты, как Пребиш и Фуртадо, в своих работах постоянно критиковали навязываемую США модель "метрополия — зависимая периферия" и предлагали новую модель развития Латинской Америки.
Все эти концептуальные работы создали в середине ХХ века совершенно особый цивилизационный образ Латинской Америки, основные черты которого сближают латиноамериканскую культуру с русской как культуры синтетические, но не синкретичные, как культура США. Я считаю, что необходимо поддержать усилия Института Латинской Америки в изучении этого особого региона и налаживанию постоянного взаимодействия с латиноамериканскими коллегами в виде круглых столов, семинаров и конференций по совместному проектированию будущего.
Определенный опыт совместной работы в этой области уже накоплен. Я бы хотел упомянуть, в частности, ежегодно проводимый в Гаване крупный международный форум по глобализации и развитию. Мне не раз приходилось выступать на этом форуме — в том числе, вместе с Сергеем Юрьевичем Глазьевым. На этих представительных форумах идет активное обсуждение альтернативного проекта взаимодействия цивилизаций, культур, народов и наций — интеграции на основе сотрудничества и гуманных принципов, которая должна стать альтернативой либеральной глобализации и триумфальному маршу денег.
Убежден, что углубление сотрудничества и обмен идеями на постоянной основе будут отвечать интересам и России, и Латинской Америки.