«ВУНДЕРВАФЛЯ» ОТ ПЕНТАГОНА

Владислав ШурыгинВладислав Шурыгин

Сумрачный пентагонский гений обрушил на обывателя страшилку об очередной «вундервафле» *, которой он собирается остановить «Советы», тьфу! — Россию. «Вундервафля» называется «рельсотрон» (electromagnetic railgun) — электромагнитная рельсовая пушка, которая, по словам пентагоновских генералов, не требует ни пороха, ни взрывчатых веществ и чрезвычайно эффективна. С помощью электромагнитных рельсов «рельсотрон» разгоняет снаряд до скорости 1,5 -2 км в секунду, превращая его в гиперзвуковой объект. Обещается, что «рельсотрон» сможет стрелять на расстояние до 160 км, а в перспективе — даже до 400.

«Нельзя игнорировать тот факт, что Россия обладает способностью производить и выстреливать на огромные расстояния обычные боеприпасы большой массы. Мы должны быть в состоянии противостоять таким залпам. Рельсотрон потенциально даст нам такое средство. Он может оказаться полезным, если США придется защищать государства Балтии от России и оказывать поддержку союзникам против Китая в Южно-Китайском море», — приводит WSJ слова первого замминистра обороны США Роберта Уорка.

В наших СМИ тотчас поднялась алармисткая волна, обрушившаяся на обывателя мутной волной слухов, фобий и безграмотных комментариев, суть которых сводится к тому, что США теперь получили неоспоримое превосходство над Россией и теперь нам всем крышка!

Что же в реальности?

Для начала надо уточнить, что «рельсотрон» это не далёкое будущее, а далёкое прошлое. По сути, «рельсотрон» представляет собой пространственно-развёрнутый линейный электромагнит, который разгоняет токопроводящий снаряд. Первые опыты с электромагнитными пушками были проведены ещё в 60-х годах прошлого века сразу в нескольких странах — СССР, США, Японии и Германии. И «мирный рельсотрон» давно реализован и отлично известен в мире, как поезд на магнитной подушке. Военные же «рельсотроны» тогда же были признаны недостаточно эффективными для дальнейшей разработки, так как имели очевидные серьёзные недостатки.

Первый и главный — огромное потребление электроэнергии. Фактически, рядом с каждой такой пушкой необходимо ставить средних размеров электростанцию. Так как для каждого выстрела требуется минимум 25 — 30 мегаджоулей — для создания такого импульса необходимы сверхёмкие конденсаторы и соответственно источники питания мощностью не менее 25 мегаватт — энергетика небольшого города. Поэтому ни о какой «мобильности» такой установке речи не идёт. Единственный вариант — корабельная установка, к которому, собственно, и устремлены надежды конструкторов. Предполагается «засунуть» «рельстрон» в модернизированный эсминец «Замволт».

Второй недостаток — невозможность управления снарядом на траектории. Мгновенное ускорение в сотни G просто исключает какую-либо систему управления полётом, координации и наведения. Если ускорение не превратит её в пыль, то электромагнитный импульс просто сожжет её! По этой же причине невозможно снарядить снаряд «рельсотрона» взрывчатыми веществами, они «сынициируют» на старте. Разработчики полагаются лишь на кинетическую энергию вольфрамовой болванки, которой, по замыслу, должно хватить на поражение объекта. И это тоже вызывает вопросы — так как никто не отменял физические законы — сопротивление среды и затухание импульса с расстоянием.

Третий недостаток — необходимость мощной системы охлаждения. По закону Ома, чем больше сила тока, тем выше температура проводника, и потому скорострельность — это ещё одна головная боль разработчиков, реализуемая, опять же, только в стационарной установке.

Всё это делает «рельсотрон» на данном этапе не более чем дорогой игрушкой и хорошим «попилом» военного бюджета. Военное же его будущее весьма сомнительно. «Рельсотроны» невозможно использовать в системах ПВО — ПРО, не эффективны они и по движущимся наземным объектам. Единственная область, к которой они теоретически применимы, это в виде противокорабельного оружия. Но и здесь вызывают множество сомнений. Дальности современных РЛС позволяют обнаруживать противника на расстоянии в 400 — 500 км. Дальность пуска сверхзвуковых крылатых ракет 120 — 300 км. При скорости в 9000 км снаряд «рельсотрона» потратит на преодоление этого расстояния от 1 до 2 минут. При одновременном встречном залпе «рельстрона» и сверхзвуковых крылатых ракет, корабль противника имеет минимум минуту, чтобы уклониться от кинетических болванок «Замволта» — что вполне реально даже для не очень быстроходных кораблей, а вот спасти «Замволт» всего через две минуты после этого от атаки самонаводящихся сверхзвуковых крылатых ракет будет уже очень непросто!

Конечно, это не розыгрыш сценария морского боя — «Замволт» имеет целый спектр вооружения и является чрезвычайно грозным противником, но это хороший материал для оценки боевой эффективности нового американского «чудо-оружия».

Пока это не более чем страшилка для любителей саги о «Звёздных войнах».

Владислав Шурыгин
Шурыгин Владислав Владиславович (род. 1963) ‑ военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», член редколлегии АПН.ру. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...