Изборский клуб отправился в Адыгею свить там гнездо, открывать свой филиал. Адыгея — чудесная земля, окружённая со всех сторон кубанским казачьим миром. Прекрасные ухоженные поля с белой пшеницей, золотыми подсолнухами. Стрёкот комбайнов, жаркие, красные от солнца лица хлеборобов, первые груды червонного зерна на токах с ожиданием великого урожая в 70 центнеров с гектара.

Столица Адыгеи Майкоп – город не шумный, низкорослый — без помпезных зданий, с утихшими, некогда громыхавшими советскими заводами, он словно притаился, приумолк в ожидании своей будущей доли.

Горы Адыгеи великолепны. Зелёные шапки лесов, водопады, гремучие реки, перекидные мосты, шумные ливни и сверкающие молнии. Когда повсюду начинают лить потоки и хрустят деревья, горе путнику, заплутавшему в этих горах.

Адыгея многоплеменна. Большинство — русские, адыги, греки, армяне — более сотни народов, которые сложились здесь, в Адыгее, в дружное общежитие. Они избегли потрясений, которые затронули многие народы Кавказа.

Памятники, в которых адыги, они же кабардинцы и черкесы, чтут своё давнее и недавнее прошлое. Величественный монумент — литые из чёрного чугуна русский витязь и адыгский воин держат могучими руками щит, вещают о стародавнем военном братстве русских и адыгов. В своё время царь Иван Васильевич Грозный взял себе в жёны прекрасную кабардинку.

Ещё один памятник — трагической майкопской бригаде. В часы великой беды, сотрясавшей основы России, в дни первой чеченской войны бригада двинулась из Майкопа в Чечню, и почти вся полегла в первых боях за Грозный в ужасную новогоднюю ночь. Когда на улицах и площадях Грозного сверкали новогодние ёлки, кругом горели и плавились боевые машины пехоты, погибавшие под ударами гранатомётов.

Вот памятник адыгам, которые в период русско-турецких войн на Балканах влились в ряды русской армии и отважно сражались в Карпатах. Казалось, всего несколько лет прошло после кровавой кавказской войны, после рейдов Ермолова, после горящих разорённых аулов, а адыги, присягнувшие на верность русскому царю, отправились сражаться и погибать за великое русское царство.

И ещё памятник — тем адыгам, кто в первую мировую войну пошёл воевать с германцем и турком и сложил свою голову во славу русской империи.

Драгоценный памятник — молодому адыгскому поэту Хусену Абдрухаеву, что в 1941-ом ушёл на фронт, попал в немецкое окружение и на крики фашистов «русс, сдавайся», встал во весь рост с гранатой, и с криком «русские не сдаются!» подорвал себя вместе с фашистами.

Все эти памятники, все эти писанные и неписанные свидетельства говорят о слиянии и братстве двух народов — огромного русского и малого адыгского, который под именем кабардинцев и черкесов населяет обширные пространства Кавказа.

На круглый стол, что проходил в Майкопе под эгидой Изборского клуба, съехались интеллигенты Адыгеи, представители Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, старейшины Абхазии, казаки Кубани. Разговор шёл о неповторимой кавказской цивилизации, где множество народов, культур, верований, обычаев, укладов сочетаются в драгоценное цветущее единство, подобно светоносной иконе, состоящей из сверкающих мозаик. Где каждый народ, каждая песня, каждое сказание, каждая молитва, возносимая к Аллаху или Христу, драгоценна и неповторима, является восхитительной частью великого русского мира, наполняя его сотнями живительных красок, национальных оттенков, божественных напевов.

Когда кавказская цивилизация, собираемая веками усилиями русских князей, царей и вождей, после 1991 года оказалась расколотой, от неё отпали Грузия, Азербайджан и Армения. Это отпадение ощущается на Кавказе как мучительная, исполненная болью трещина. Абхазия и Южная Осетия кровью своей отстояли свою суверенность, восполнили часть случившихся утрат. Но разлом Кавказа, геополитический и культурный, продолжает сотрясать государство российское угрозами и горячими войнами.

На первом заседании Изборского клуба было высказано пожелание, чтобы здесь, в Майкопе, создать общественный центр народной дипломатии. Из этого центра старейшины, мудрецы, носители высоких идеалов Кавказа направят свои стопы туда, где ещё не утихла боль недавних раздоров, где этой болью пользуются враги государства российского, натравливая народ на народ, а весь Кавказ — на Россию. Эти посланцы – не политики, не военные, а художники, поэты, певцы, принесут с собой идеи неразрывного кавказского братства, образ мудрого, благородного, открытого сердцем горца. В этих встречах не будет места укорам и злым упрёкам. Все будут любоваться друг другом, славить друг друга, сочетать свои судьбы и судьбы своих народов в великое братство, где царят справедливость, красота и любовь.

На заседании Изборского клуба теоретические доклады и высокоумные суждения чередовались с простодушными упованиями, вменёнными человеку дружелюбием и любовью.

Мы сидели в щедрых застольях, подымали свои кипучие кубки за прекрасную Адыгею, за бесподобный Кавказ, за великую матушку-Россию.

Источник

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...