Изборский клуб совершил поездку в республику Адыгея. В рамках визита состоялась встреча делегации клуба с руководством республики во главе с Асланом Тхакушиновым. Прошёл круглый стол на тему «Кавказская цивилизация», в котором приняли участие представители разных народов Кавказа. Было объявлено об открытии отделения Изборского клуба в Адыгее, его руководителем избран председатель совета «Старейшины-Адыги» Аскарбий Аджигириев.
Приветствуя членов клуба, глава Республики Адыгея Аслан ТХАКУШИНОВ сказал:
Дорогие друзья, мы рады принять такое уважаемое сообщество патриотов-интеллектуалов на нашей адыгской земле. Нам есть, чем гордиться. Среди лучших регионов Российской Федерации по реализации майских указов президента РФ Владимира Путина в сфере государственного управления Адыгея стоит на первом месте. По выполнению майских указов президента в сфере жилищно-коммунального хозяйства регион номер один — тоже Адыгея. По качеству финансового обслуживания в последние пять лет мы стабильно входим в число пяти лучших регионов. За девять лет мы построили 344 новых, самых современных объекта: школы, больницы, заведения культуры, плавательные бассейны, стадионы.
Мы богаты не нефтью, газом, алмазами, золотом. Наше золото — это люди, которые честно трудятся и делают всё, чтобы у нас было согласие, благополучие. Это думающие созидатели, умеющие работать.
65% нашего населения — это славяне. 25% — адыги. У нас проживают армяне, евреи, греки, мы многонациональная республика. Адыгея — благополучный, бесконфликтный регион. Все понимают: если живём хорошо — то всем хорошо, а если плохо — то плохо всем. И то спокойствие, что царит в республике, — это наша общая гордость и заслуга — и руководства, и граждан, которые дорожат стабильностью, что позволяет хорошо жить, развиваться, растить детей.
Мы хотим быть в гуще событий, происходящих в нашей стране, потому почтим за честь создание Изборского клуба в Адыгее.
Александр ПРОХАНОВ, председатель Изборского клуба.
Дорогие друзья, я рад, что представители уважаемых народов Кавказа почтили заседание Изборского клуба своим присутствием.
Сегодня идёт сложный, противоречивый, но неуклонный и очевидный процесс выстраивания государства после чёрной дыры 90-х годов. Этому процессу необходимо дать имя, определить объёмы и контуры, куда вливается наше российское государство. Изборский клуб берёт на себя эту амбициозную задачу. Начав нашу деятельность встречей столичных интеллектуалов, мы приступили к распространению нашей идеологии, задач на российские регионы. Наша цель — чтобы местная интеллигенция не чувствовала себя отдалённой, не участвующей в процессе выработки идеологии государства. Чтобы она выстраивала не только местный политический, идеологический процесс, но и наш общий, российский.
Советские вожди создали удивительную геостратегическую, геополитическую архитектуру на Кавказе. Это создание было непростым: иногда оно проходило под грохот пушек, иногда под невидимое звяканье золотых и серебряных монет, и постоянно — через диалоги, дипломатические усилия. И в конце концов в советское время была создана удивительная творческая, плотная, как кристалл, кавказская цивилизация. В неё входило множество народов, культур. И благодаря своей внутренней стойкости, организованности, благодаря тому, что потенциалы народов, живущих на Кавказе, складывались, образовался синергетический эффект. Когда кавказская цивилизация была промышленной, экономической, была и очень мощная культура. Отсюда в общероссийскую копилку двигались не только материальные ценности и приобретения, но колоссальные творческие, духовные, мистические энергии, которые оплодотворяли всю огромную, многоаспектную культуру Советского Союза. Эта цивилизация была драгоценным и невиданным достоянием нашей страны, потому что подобного ансамбля не было ни в одном краю мира. А если к этому добавить Поволжскую цивилизацию, где вдоль «реки русского времени» Волги сложились удивительные ансамбли множества народов, которые вышли, как к водопою, к Волге? Нашу северную, полярную цивилизацию, где наряду с грандиозными государственными машинами существует множество крохотных народов? Советский Союз, а до этого царская империя были потрясающей мозаичной иконой, в которую каждый народ, каждая культура вносили свой блеск, свою неповторимую красоту. После 1991 года этот ансамбль был разрушен самым страшным образом. Кавказская цивилизация треснула, развалилась на фрагменты. Она разваливалась не тихо, а громко и страшно. Чего стоит азербайджано-армянский конфликт, который длится по сей день. Чего стоят первые войны, которые Грузия вела против Южной Осетии и Абхазии. А чего стоят две войны, которые вела Москва с сепаратистски настроенной Чечнёй! Осетино-ингушский конфликт, страшная драма, резня. Все эти беды, насилие истощили кавказскую цивилизацию, она словно бы потеряла ориентир, целостность, народы будто заблудились. Они хотели мира, жаждали быть вместе, но не понимали, под какими знамёнами, какими эмблемами они сойдутся. Эта неопределённость во многом существует и по сей день.
Мы сегодня декларируем, что наша родина является многонациональной державой, и что в этой многонациональной державе нет ни крохотных, ни великих народов, а все народы являются драгоценной необходимостью, каждый из народов несёт свою огромную, иногда даже трагическую, непосильную ответственность, поддерживая государственность, державу в своём месте и в своё время. Но несмотря на эти абсолютно справедливые декларации, предстоит большая работа по восстановлению духовной, геополитической, моральной целостности кавказской цивилизации. Потому что будущее разломано и разгромлено, оно дырявое. Через эти дыры, через эти проколы сюда, в Россию, с юга пойдут (и уже начинают идти) страшные разрушительные силы. С помощью только лишь силовых структур не удастся остановить деструктивный ислам, атаку ИГИЛ. И, основывая здесь наш изборский куст, мы полагаем что вы, знатоки, радетели, болеющие за свою родину, за свою религию, за Кавказ, поможете нащупать эти тонкие инструментарии, контуры, которые позволят описать новую кавказскую цивилизацию и наметить пути для устранения глубинных конфликтов. Это сложнейшая задача. Её не решить в одночасье. Её не решить и десятку мудрецов. Но эту работу необходимо начать. Мне показалась важной готовность адыгов прибегнуть к институту народной дипломатии, о чём они нам поведали. Этот институт оперирует не экономическими составляющими. Он не предлагает двум народам — осетинам, например, и ингушам — какие-то транши, деньги, которые могут примирить. Деньги ссорят, калечат отношения. Не предлагается землемер, который пройдёт с аршином по земле и отмерит участки: это — ингушская, это — осетинская, это — русская, это — дагестанская, это — ставропольская. В народной дипломатии есть другое — возможность, находясь среди народов, предложить им любовь, воспевание друг друга, духовную, связанную с культурой, с религией, с обожанием, с любованием, форму сосуществования.
Полученные народами травмы, взаимные обиды, сдерживаются политикой руководителей регионов, но они есть. И ликвидировать из можно только культурой, целебными волшебными действиями, как бы наложением рук на эти раны, врачеванием, исцелением ран через диалог, через встречу, через солидарность, через чаепитие, через виночерпие. Адыгея — наиболее благоприятная, спокойная республика, в которой не действуют разрушительные экстремистские силы. Здесь происходит удивительное, тонкое, гармоничное взаимодействие православного христианства и ислама. Республика демонстрирует своё восхождение, адыгский народ выстраивает новое будущее. Мы очень рассчитываем, что наши адыгские братья и пришедшие сюда представители других республик, Абхазии, вольются в эту работу. Потому что так уж устроено государство Российское, что во все свои периоды цветения оно опиралась на таланты, на дарования, на божественное упование всех составляющих её народов.
Владимир НАРОЖНЫЙ, председатель государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.
Разрешите мне от имени депутатов парламента поприветствовать столь представительную делегацию экспертного сообщества Изборский клуб на древней и гостеприимной земле Адыгеи. Полагаю, что выработанные в рамках проведения сегодняшнего мероприятия идеи станут знаковой вехой в развитии и укреплении межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, дадут импульс по формированию обновлённой, патриотически ориентированной государственной политики во всех сферах национальной жизни. История государства Российского — это непростой, тернистый, порой драматичный путь народов к осознанию и обустройству своего бытия в границах единой многонациональной страны, понимания того, что мы все — граждане великой России и равной степени несём ответственность за её судьбу. Множество культур, языков и традиций на необъятных просторах России всегда играли определяющую консолидирующую позитивную роль в формировании уникального державного облика страны. Сегодня Россия возрождается вопреки дьявольским козням и усилиям наших зарубежных недругов и их доморощенных помощников. И, как много веков назад, это происходит благодаря единению всех здоровых сил, созданию сильной коалиции патриотов-государственников, доминированию здравого смысла над химерными и разрушительными идеями псевдолибералов. Самое ценное, что есть у нашего народа, — это память и вера. Пока мы помним — мы живём, ощущаем себя частью единой великой страны. Любовь к Отечеству, солидарная ответственность за его судьбу, дружба и братство народов всегда были и остаются духовными скрепами нашего общества.
Валерий КОРОВИН, член Общественной палаты, выступил с докладом «Три социально-политических проекта развития Северного Кавказа».
Мы довольно свободно оперируем понятием «народ». «Народы Кавказа», говорим мы. Но не задумываемся о том, что в нынешнем нормативно-правовом поле такого понятия, как народ, не существует. И главный, последний бастион, который хоть как-то подчёркивает нашу идентичность, — это понятие «гражданство» и принадлежность к Российскому государству. В 1990-е годы была введена такая категория, как россиянин. «Все мы — россияне», повторяем мы, и этот так с правовой точки зрения, но при этом никаких народов в правовом поле не существует. Нет адыгов, нет чеченцев, нет якутов, а есть абстрактные, безликие россияне. Это очень странный диссонанс, потому что фактически народы есть. Народ — это органическая общность со своей историей, со своей традицией, со своим языком, с наследием предков… Но в ходе либерального эксперимента, который был реализован в 1990-е годы, это явление было размыто, оно было стёрто и вычеркнуто из нашей жизни, а вместо него был предложен концепт гражданской политической нации. Мы часто используем категории «гражданское общество», «политическая нация», «гражданская политическая нация», но не всегда задумываемся над тем, что это такое, либо же каждый понимает под этими явлениями что-то своё. «Гражданская политическая нация» — это — простыми словами — плавильный котёл. То есть это некая среда, в которой происходит атомизация каждого конкретного индивидуума путём стирания его коллективной идентичности, отрыва его от коллективного сообщества, к которому он относится, и последующее постепенное перемешивание. По сути, гражданское общество или гражданская политическая нация — это изъятие органической коллективной идентичности в пользу искусственной политической. Это стирание принадлежности к тому или иному народу как органической общности, это создание безликого, атомизированного, перемешанного общества. И именно эти два явления заложены в нынешнюю концепцию развития межнациональных отношений до 2025 года. Первый тезис, который заложен в этой концепции, — сохранение многообразия культур, традиций, языков, обычаев народов России. Второй тезис — цель этой концепции: создание гражданской политической нации. Это два взаимоисключающих вектора, но, тем не менее, они включены в подписанную указом президента концепцию. Всё это происходит по той причине, что мы ещё находимся в плену тех либеральных химер, которые были навязаны нам извне в момент распада советского государства. Коллективная идентичность в советский период была облечена в формат так называемых национальных республик. И если у народа существовала титульная национальная республика, то этот народ существовал. Это была единственная фиксация его коллективной идентичности как народа, и эта фиксация — политическая. Это не фиксация идентичности, это политическая форма существования субъекта — сейчас мы говорим о Российской Федерации, а тогда — единого советского государства. А сколько народов не имело и не имеет до сих пор политической формы самоорганизации, то есть своей титульной республики? А сколько народов раскидано по разным национальным республикам? И адыги тому самый яркий пример. Существует Республика Адыгея, но в ней живут не только адыги, а адыги живут не только в Адыгее, но и в Кабардино-Балкарии — это кабардинцы, в Карачаево-Черкесии — это черкесы. То есть мы видим, насколько не соответствует действительности то административное деление, которое было создано, и насколько эта система не соответствует тому многообразию народов, культур, языков и традиций, которые есть на Северном Кавказе сегодня. Именно этот диссонанс и создаёт одну из важнейших проблем нынешней российской государственности. А именно — проблему русского народа. Ведь русский народ — это тоже коллективная идентичность, надэтническая общность, сложившаяся на основе финно-угорских, восточнославянских, тюркских, кавказских народов, взявшая общее название, вошедшая в историю и создавшая континентальное государство, простирающееся от восточных границ Европы до Тихого океана. А когда-то зона контроля этого государства была гораздо больше и гораздо шире, это было имперское государство в том понимании, что империя — это стратегическое единство многообразия форм. И где русский народ в этом государстве, где, например, русская республика? Но самое главное, что русские — это не происхождение, а единый культурно-цивилизационный тип. То есть русским можно стать, приняв русскую идентичность, приняв русский язык как свой, русскую культуру, русскую традицию, быт, уклад, а ещё стать православным и поэтому стать русским, и при этом быть выходцем из другого народа или из другого этноса. Как говорил товарищ Сталин, «я русский грузинского происхождения». И это совершенно точная формула, которая подчёркивает суть русских как коллективной цивилизационной идентичности.
В 1990-е годы происходил стремительный, массовый отток русских с Северного Кавказа. Происходило это по той причине, что нормативно на Северном Кавказе существовали титульные республики, в название которых были вынесены титулы тех или иных народов Северного Кавказа. У русских не было никакого титула, они не принадлежали ни к одному типу национальных республик. И мы должны констатировать, что в некоторых национальных республиках Северного Кавказа русских практически не осталось. Кстати, Адыгея занимает первое место по количеству русских, оставшихся здесь на постоянном проживании.
А какие пути выхода из ситуации? Первый проект — это проект сохранения статус-кво, то есть той ситуации, которая наблюдается сегодня, а именно: массовой деиндустриализации, которая и вызвана была оттоком русских, в первую очередь специалистов, инженеров, деятелей науки, культуры, экспертов, учёных, что привело к обрушению индустриальной и научной базы Северного Кавказа в целом и, как следствие, к падению уровня экономического развития. Отсюда такая высокая дотационность Северного Кавказа. Если так продолжится и дальше, тот уровень индустриального развития, то количество городов, которое существует сегодня на Северном Кавказе с советской эпохи, будет и дальше требовать большого количества средств на содержание. Которых нет. Которые подразумеваются как постоянное дотирование, и в случае экономического кризиса и углубления экономических проблем мы можем прогнозировать отделение либо частей Северного Кавказа, либо всего Северного Кавказа от российской государственности. Это самый драматический сценарий, который обусловлен именно падением экономического развития и разрывом уровня потребления и уровня реальной экономики на Кавказе. То есть, грубо говоря, Кавказ не способен сегодня сам себя содержать. Он требует большого количества внешних вливаний. Если поток этот ослабнет, то Северный Кавказ станет средой для внешнего воздействия. Сюда зайдут западные эксперты, политтехнологи, которые начнут раскачивать ситуацию, играя на экономических и социальных проблемах.
Второй сценарий — это новая индустриализация, то есть реиндустриализация Северного Кавказа. Это попытка вновь восстановить тот объём промышленного и научного потенциала, который существовал в советский период. И третий сценарий — это сценарий поэтапной, плавной деиндустриализации, но с одновременным восстановлением традиции. Это возвращение к традиционным формам бытия, общинам, к аграрным формам, преимущественно, обеспечения своего существования, традиционным формам хозяйствования. Это восстановление религиозного фактора, его доминирующего влияния, это восстановление той традиционной формы существования Северного Кавказа, которая была присуща ему столетиями и которая была связана с сохранением традиций, что значительно снижает уровень экономических запросов и снимает острую необходимость индустриального обеспечения. Необходим нормативный возврат использования такой категории как народ. Это значит, что главным субъектом Российской Федерации становится не случайным образом обрисованная административно-политическая структура, не отвечающая ничему: ни ареалу проживания того или иного народа, ни заселённости её тем или иным народом, — а народ как органическая общность, как субъект федерации, как главная базовая социальная категория. Хочу обратить внимание на необходимость легализации народов как явления и на уход от концепта гражданской политической нации, как от крайне вредного, размывающего коллективную идентичность и убивающего всё живое явления.
Аскер САЛАХОВ, председатель комитета по СМИ и межнациональным отношениям Республики Адыгея.
У нас в 1979-м году было 70,6% русских, на сегодня — 63,6%, то есть мы потеряли 7%, к сожалению. Да, сегодня уезжают и русские, уезжают и другие народности. Сегодня и у адыгов, и у русских естественного прироста нет. Прирост есть у других народностей, проживающих в республике. Вот статистические данные: переписи 1979-го, 2002-го и 2010-го годов. Например, армян было 1,6%, стало 3,7%. Курды — было 2 человека, сегодня официально 4,5 тысячи. Татары — было 2,5% и осталось 2,5%. Цыгане было 0,3%, стало 0,6%. Дагестанцев не было, сегодня — 1700 человек; ингушей не было — сейчас где-то 300 человек; чеченцев не было, а сейчас — 600. И так далее. С каждым лидером национально-культурного объединения — и которое действует, и кто не имеет национальных культурных объединений — работаем. Они участвуют во всех мероприятиях. В прошлом году и за шесть месяцев этого года у нас не было ни одного конфликта на национальной почве. Вопросы — экономические, социальные — не будут решаться, если не будет мира и спокойствия. Мы это понимаем и стабильностью в Республике очень дорожим.
Николай СТАРИКОВ, историк, председатель партии «Великое Отечество».
Я хотел бы подойти к вопросу, о котором говорил Валерий Коровин, с высоты геополитики. Абсолютно согласен с тем тезисом, что в сегодняшнем мире идёт размывание национальной идентичности в первую очередь, а дальше — размывание всех остальных идентичностей. Вплоть до идентичности мужчин и женщин. И это насаждается, пропагандируется, доводится до абсурдных форм. Но если кто-то это делает, значит, это кому-нибудь нужно. Управлять в мире проще человеком, который лишён своих национальных корней, своей истории, понимания, что есть добро, что зло. Его легче запутать, внушить ему что-то. Россия же является оплотом консервативных традиционных ценностей. И во многом агрессия в наш адрес и желание нас ослабить вызваны именно тем, что мы не даём тому процессу, который запустили в мировом масштабе, дойти до определённой логики. В этой связи традиционные ценности, которые, слава богу, не подвергаются никакой коррозии у народов Кавказа, приводят к тому, что с точки зрения мирового гегемона, осуществляющего глобализацию, именно кавказские народы более опасны, чем русский народ. Русский народ большой, сильный, но, к сожалению, потерявший своё национальное ощущение, свои корни, слава Богу, пытающийся их восстановить. Сегодня на Кавказе традиции более сильны, чем в России. Поэтому именно Кавказ находится в зоне самой большой опасности в случае ослабления российской государственности: если её ослабление произойдёт в той или ной форме, то Кавказа просто не станет. Потому что будет осуществлён тот самый тихий геноцид, и будут перемалывать народы, сталкивая их между собой и достигая той цели, которую они ставят перед собой на протяжении столетий, — уничтожение идентичности.
Лазарь АФАНАСИАДИ, член Центрального совета Партии Духовного Преображения России.
В Адыгее люди любой национальности чувствуют себя свободно, и мне, греку по национальности, комфортно в республике. Мало того, я открыто заявляю свою позицию и религиозную принадлежность, являясь дьяконом РПЦ. Всегда готов все свои знания, потенциал, всю свою энергию направить на созидательный труд, чтобы делать всё для укрепления российской государственности, для укрепления органов власти Республики Адыгея и для стабилизации всех отношений — межконфессиональных, межэтнических. Хочу подтвердить правильность выбора Адыгеи фактами. Посмотрим исторический пласт становления зихской цивилизации — от народа зихи и вышли адыги (черкесы). В этот исторический период расцвет адыгской нации достигает самого высокого уровня — это VI век, эпоха правления императора Юстиниана, Черкессия была в юрисдикции Византийской империи. И вся элита, представители интеллигенции получали образование в Константинополе, свободно разговаривали на греческом языке и назывались ромеями, как сегодня мы все называемся россиянами.
Византия в своё время имела в юрисдикции эти территории, ненасильственным путём их присоединяя. А окультуривание этих территорий позволяло всем народам Кавказа интегрироваться культурой и социальными отношениями в эллинскую культуру. Правопреемницей Византии стала Киевская Русь. Затем все атрибуты власти переместились в Московскую Русь, и Москва стала центром политическим, геополитическим, финансовым, и на сегодняшний день все политические силы сконцентрированы в Москве, финансовые потоки, центростремительные силы влекутся и движутся в сторону Третьего Рима, как это пророчил в своё время монах Филофей. И мы, Адыгея, сегодня находимся в социальном, политическом оазисе межнационального согласия. На мой взгляд, руководство Адыгеи очень умело рулит кораблём «Республика» и держится в фарватере политической концепции руководства нашей страны, оставаясь оазисом благополучия на Северном Кавказе. Я думаю, в перспективе мы будем центром народной дипломатии Северного Кавказа. Надо все свои усилия направлять на консолидацию наших народов, на исключение экстремистских явлений, на корню рубить все негативные процессы.
Виталий АВЕРЬЯНОВ, заместитель председателя Изборского клуба.
Есть русскость и русскость. В последние годы заговорили о Русском мире как о возрождающемся, вновь усиливающемся начале. А это не что иное, как Русская цивилизация, это как раз Россия в её объединяющем, интегративном плане. В этом смысле можно сказать, что Адыгея принадлежит Русскому миру, она является его частью. А значит, адыги в каком-то смысле русские люди. Русскость является маркером именно цивилизационной идентичности. Но данные вещи сегодня сознает старшее поколение, заставшее советский строй. Насколько их сознаёт молодое поколение? Мы три года назад были в Якутии, и там был чрезвычайно доброжелательный круглый стол экспертов. Но один молодой историк-якут вдруг заговорил примерно в той риторике, в которой говорили якутские националисты 10-15 лет до того. И он сказал такую вещь: раньше к нам из Москвы постоянно приезжали специалисты, изучали якутскую историю, культуру, издавали о нас работы, поощряли много книг и периодики издавать на якутском языке. А сейчас из Москвы никто не приезжает. Зато, сказал он, к нам постоянно приезжают исследователи из Японии и из США, значит, мы им интересны.
Но стоит задуматься, что стало бы с Якутией, если бы она была частью не Российской империи, а, скажем, Японской или бы стала колонией англосаксов? Нужно ценить то, что у нас есть, а не гнаться за тем иллюзорным, которое неизвестно что из себя представляет. И в этом смысле Россия как результат долгого развития и привыкания друг к другу разных народов является нашим всеобщим достоянием — особым миром гармонии. На земле адыгов об этом можно говорить по праву, потому что именно здесь в значительной степени эта гармония была выстрадана высокой ценой. Мы пришли к такому пониманию, что в XXI веке Россия вновь будет империей, но империей, как всегда, не колониальной, а коалиционной, то есть империей братского союза народов. Сегодня фактически вопрос стоит не просто о строительстве каких-то государств и союзов — вопрос стоит о выживании человека, о выживании традиции, поскольку процесс глобализации идёт уже очень глубоко, затрагивает каждого из нас. Фактически его можно сравнить с потопом, который был в Ноевы времена. И поэтому нам предстоит с вами строить не просто государство, а строить свой ковчег, который пронесёт нас через эту эпоху и позволит перекинуть мостик в будущее.
Олег ЭТЛУХОВ, представитель абазинского народа Карачаево-Черкессии.
Было время, когда все хлопали в ладоши, когда русские уезжали с Кавказа. Сейчас абсолютное большинство кавказцев поняло, что Кавказ без русских осиротеет. Мы должны посмотреть на опыт наших соотечественников в Турции — там более миллиона адыгов. Они не имеют никаких прав. Даже права преподавать на своём языке. Фамилии — и те поменяли. То же самое в арабском мире. В Египте, в Сирии, в Иордании нет таких прав, как у нас: национальная газета, национальное телевидение… Поэтому я не скрываю: если бы я считал, что без русских на Кавказе станет лучше, я бы сказал: и без вас обойдёмся. Но нам станет только хуже. Была высказана мысль, что является источником отъезда русских. К сожалению, русские уезжали, уезжают и сейчас. И нам надо думать над тем, как остановить этот процесс. Русские — это кто? Это токари, слесари, высококвалифицированные врачи… То есть это та часть населения, которая имеет специфику приложения своих сил. И если мы не восстановим заводы, фабрики, то русские будут уезжать и дальше — им негде работать.
Москва должна понимать: если не вложить сейчас материальные ресурсы в Кавказ, она его потеряет. Желающих погреть руки на Кавказе очень много. И в Турцию вложат большие деньги западные спецслужбы, чтобы они нас соблазнили на что-то. И дай бог, чтобы этого не произошло. Хочу отметить, что не только Адыгея — самая благоприятная на Северном Кавказе, но и Карачаево-Черкесия. Вы видели какую-нибудь конфликтную ситуацию у нас? Слава Богу, у нас нет конфликтов.
Юрий БУТИН, казачий атаман, Ростовская область.
Я хотел бы подчеркнуть значение казачьего фактора на Кавказе. Правду говорят, что Адыгея является самой благоприятной землёй. А вспомните историю. Цементирующим фактором на Кавказе всегда были казачьи станицы. А на сегодняшний момент казачьи станицы обезлюдели. Чтобы Кавказ процветал, станицы должны наполниться. То есть хорошо иметь индустриальный фактор, но надо вернуть людей на землю. Казаки — это служивое сословие, но они и работники. Я по роду из станицы Николаевской, Владикавказский округ. Станица Николаевская кормила и Осетию, и отправляла в Москву продовольствие. Председателем колхоза был Герой Социалистического Труда Николай Щербина. А на сегодняшний момент у казаков земли нет и нет колхозов, и они себя кормить не могут. То есть для того, чтобы Кавказ процветал, надо вернуть казаков в станицы. Это госполитика. Казаки в своё время встали на защиту кавказских народов. Казаки воевали за Абхазию, воевали и в чечено-ингушском, в осетино-ингушском конфликтах. Южная Осетия. Казаки оттуда вывозили беженцев и воевали за осетин. Казаки встали на линию разграничения и не допустили кровопролития. И в Чечне казаки воевали не с чеченским народом, а с международным терроризмом, который проникал в Чечню. Казаки воевали за народ, за землю родную. То есть для того, чтобы был мир на Кавказе, нужны казаки. Изборский клуб — это клуб патриотов, государственников. Но ведь и казаки — это патриоты и государственники! Служба казачья — это государственная служба. Мы готовы оказывать поддержку российскому государству, президенту. Сильный президент не устраивает Запад. На нашего президента идёт сильнейший накат. В данной ситуации у нас все казачьи круги поддерживают президента РФ, проводимую им политику.
Роман ПЛЮТА, руководитель Краснодарского отделения Изборского клуба.
Я — казак, и казачий мой род — из Адыгеи. Адыгея являет собой уникальный пример взаимодействия и казачьего, и русского, и кавказского племенных укладов. Посмотрите названия: станица Рязанская, станица Владимирская. Люди селились и называли названиями своих городов. Адыгея похожа на лоскутное одеяло, но одновременно эти лоскутки составляют одеяло, и потому здесь никогда не было серьёзных конфликтов. Здесь этот уклад уже существует долго, люди привыкли жить рядом, уважать друг друга, уважать свои собственные идентичности.
Аполлон ДУМАВА, глава старейшин Очамчирского района Республики Абхазия.
Абхазия — маленькая страна, но великая Россия, мировая держава, признала нас как равное государство, как равный субъект. Благодаря великой России мы избежали кровопролития. И сегодня неплохо, можно сказать, замечательно живём. Абхазия хочет, чтобы Россия была ещё более могучей и по национальному составу монолитной. В общем государстве, когда народов много, они обогащают культуру государства.
Александр Андреевич, вас в Абхазии очень любят и хорошо знают ваше творчество. Вы справедливейший человек. Вы недавно были в Абхазии, встречались с нашим президентом Раулем Хаджимбой. И от имени старейшин республики мы ещё раз приглашаем приехать к нам.
Александр ПРОХАНОВ.
Мы приедем, откроем отделение клуба и проведём первое его заседание на Рице, на даче Сталина.
Амерби КУЛОВ, директор Центра народной культуры Республики Адыгея.
В нашем прошлом, при Коммунистической партии, было единение народов, любование друг другом. Надо к этому вернуться. Если Россия будет жить, процветать, будет процветать культура россиян, русских, значит, у нас будет язык, который объединяет моих братьев: абхазцев, кабардинцев, азербайджанцев… Огромное спасибо русской культуре, которая всех нас объединяет. Давайте именно любоваться друг другом и беречь друг друга.
Олег РОЗАНОВ, первый заместитель председателя Изборского клуба.
Северный и Южный Кавказ — совершенно специфический регион, ошибочное отношение к которому может повлечь за собой катастрофические последствия. Напротив, грамотное взаимодействие со сложнейшим соцветием народов, религий и культур Кавказа закрепит российское влияние в регионе, прорвёт сжимающееся вокруг России «кольцо анаконды» и значительно усилит наши южные рубежи. Либеральный экономический подход к населению как к электорату, потребителям и однородной рабочей силе унизителен во взаимодействии даже с русскими регионами. Такое же отношение к жителям Кавказа чревато социальным или политическим взрывом.
Весь XIX и в начале XX века Россия активно включала в состав своей элиты выходцев из кавказских губерний. Грузинские тавади и азнаури, армянские мелики, ханы, мурзы, беки и кавказские князья на тех же правах входили в российскую элиту во время расширения империи. Кавказская и русская цивилизации не просто граничили, но входили в симбиоз, взаимодополняя и продолжая друг друга.
Однако подорвать здесь влияние России и сегодня очень легко. Государству достаточно выстроить с этой цивилизацией неправильное взаимодействие — и всё посыплется, как карточный домик. Классический либеральный подход прост и последователен: необходимо перемешать в едином «плавильном котле» традиционную сложность России и Кавказа, превратив всех в безликую городскую массу. Прямолинейный либеральный подход в 90-х годах вызвал серию кровопролитных конфликтов на Северном Кавказе, а попытка жёстко унифицировать местное население под единый национальный формат закончилась расколом Грузии, чередой конфликтов между другими государствами региона. Для нас как членов Изборского клуба это соцветие является потрясающим богатством, сохранение которого — наша общая ответственность.
Наш рецепт для Кавказа одновременно сложен и прост. Во-первых, Российскому государству необходимо вернуться к традиционной имперской политике, когда к населению относятся не как к совокупности атомарных индивидов с одинаковым набором прав, обязанностей и потребностей, а как к уникальным народам — со своей душой, хозяйственным и бытовым укладом, со своими традициями. Во-вторых, Кавказу должна быть предложена общая с Россией историческая миссия, в которую с традиционным жаром и энтузиазмом смогут включиться все кавказские народы. Это равноправное участие народов Кавказа в исторической миссии повлечёт за собой мощные инфраструктурные и социальные проекты, создание рабочих мест и живое соучастие в нашей общей судьбе. У Российской империи и Советского Союза такие сверхзадачи были, и поэтому кавказцы легко рекрутировались в российскую и советскую элиту для выполнения масштабных задач. На Кавказе и в регионах России чётко понимают наше единство перед лицом исторических вызовов и общих врагов. Кавказу нужен не «плавильный котел» американского образца или европейский стерильный мультикультурализм и толерантность, а уважительное и доверительное отношение во благо общей государственности и единства евразийских народов.
Александр ПРОХАНОВ.
Дорогие друзья, все прозвучавшие суждения очень интересны. В выступлениях наших адыгских братьев прозвучала формула — народная дипломатия. И пускай одним из содержаний вашей изборской деятельности будет разработка программ, проектов для реализации этой сверхтрудной, сверхсложной, сверхблагородной задачи. Например, конфликт России и Грузии — это огромная травма и для Грузии, и для России. Но вражда не может длиться вечно. Кто может начать переговоры между двумя конфликтующими народами? Адыги. Во-первых, потому что не участвовали в этом конфликте, а во-вторых, потому что они спокойная, удачливая, миролюбивая республика. Или, например, осетины и ингуши Кто может появиться там как переговорщик? Адыги. Потому что их примут как республику, как народ, который добился гармонии, справедливости. Интересно было бы, чтобы Изборский клуб в Адыгее такие методики разработал и рассказал и нам, и себе, как они будут решать эти проблемы, с чем они придут? С песнями, с танцами, с книгами, с фестивалями, со сборниками стихов? Адыгам удалось во все эти кромешные годы, а может быть, в кромешные века, создать драгоценную общность, драгоценный уклад. Это произошло потому, что внутри адыгского общества царила и продолжает царить божественная справедливость, у вас — империя справедливости. А божественная справедливость — это и есть та русская мечта, которую мы противопоставим западному золотому тельцу. Миру тоскливо, худо жить при господстве денег, при господстве банкиров, при безумной углеводородной истерии. Миру хочется другого слова, других высот — горних, небесных. И Россия — и русская, и адыгская, и чеченская, многострадальная мученица, испытавшая на своём веку столько горя, бед, способна произнести новое слово жизни, слово о божественной справедливости. Мы все будем сообща ради этого работать.
На иллюстрации: Хусен Андрухаев (картина В.Ф.Баркина), адыгский поэт, писатель, публицист. 8 ноября 1941 года на окраине села Дьяково Антрацитовского района Ворошиловградской (ныне Луганской) области прикрывал отход своего подразделения. На призыв немцев «Русс, сдавайс!» крикнул «Русские не сдаются» и подорвал себя и окруживших его фашистов связкой гранат.