Формула борения
Какие герои сегодня востребованы и почему Беларусь занимает особое место в процессах евразийской интеграции
Александр Проханов — одна из самых крупных фигур в современной русской литературе, лауреат престижных российских литературных премий. На днях мастер в очередной раз побывал в нашей стране, которую он, как признавался неоднократно, безмерно любит.
На этот раз известный литератор, главный редактор патриотической газеты “Завтра”, стал гостем юбилейной международной книжной выставки, проходившей в белорусской столице, где состоялась его встреча с читателями, длившаяся без малого два часа.
Взгляды популярного писателя на события современности отражают его видение мира и могут восприниматься как аксиома или вызывать дискуссии, но они никого не оставляют равнодушными.
Потому, что это взгляд человека, остро чувствующего время.
О сути бытия и творчества
— Перед встречей я думал, о чем же расскажу белорусам. И мне захотелось исповедаться, объяснить вам и одновременно себе, зачем я появился на свет. Как сказал Александр Пушкин устами Бориса Годунова:
Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил…
Мне довелось увидеть, как рождается ребенок, я видел муки и страдания матери, помогал акушерам принимать роды и слышал первый крик новорожденного. Я видел, как в Семипалатинске от ядерного взрыва разрушается гора. Мне довелось летать на вертолете над развороченным четвертым чернобыльским энергоблоком, где я получил две “боевые” дозы облучения. Мне повезло, я видел восхитительной красоты русские храмы, которые из праха поднимали мои друзья реставраторы. Я, рожденный в Советском Союзе, видевший в детстве на демонстрации Сталина, пережил крушение СССР. Я прошел все горячие точки планеты, видел, как горят города, как орудия стирают с лица земли целые населенные пункты. В 1991 году мне довелось стать свидетелем того, как беснующаяся толпа сносит памятники, а в 1993 году я видел танки в центре Москвы, которые громили мой парламент, и падали мои друзья, сраженные этими выстрелами.
В советской стране в центре идеологии стоял герой, творец. Жизнь при этом могла быть разной: подлой, бедной, двуличной, но в основном она была очень мощной, творческой. И смысл советской идеологии был в том, чтобы человек преодолел гравитацию своего несовершенства, греха, уныния и превратился в творца. Потом все перевернулось, и в центре жизни вместо творца стал купец. Жадный, алчный потребитель, смысл существования которого в том, чтобы заработать как можно больше денег, стать богаче других, потреблять больше других. Поэтому мое творчество распадается на два периода — советский, когда я был свидетелем, как на неудобицах и в пустынях создаются новые города, запускают в космос ракеты, ледоколы бороздят просторы Арктики. И какое счастье для меня было быть вместе с моим народом! И вдруг полное крушение, все мои герои того времени превратились в антигероев, а на авансцену истории вышли чудовища: беспощадные пожиратели, лжецы, кривляки шоу-бизнеса, преступники, которые не стыдились своих пороков, а наоборот, выставляли их напоказ. Началась новая пора моего творчества, и если до этого я писал о возможности создания русского рая, то тогда я начал писать о русском аде. И вот этой поре, слава богу, приходит конец. Я все-таки дожил до времени, когда в России, которая живет мучительной, противоречивой жизнью, забрежил рассвет, встает новое поколение творцов.
Теория пасхального воскрешения
— И я опять задаю себе вопрос: зачем я прожил эту жизнь? Вопрос, на который не каждый ответит, и я, наверное, на него до конца не отвечу. Но когда я прошел через катастрофу, случившуюся с нашей страной, через мои личные катастрофы и беды, я сформулировал теорию русских царств, русских империй, которые возникают, достигают величайшего расцвета, а потом падают в черную дыру и исчезают. И кажется, нет никаких шансов на новую жизнь. Но потом они чудесным образом опять возрождаются, и народ создает новое царство, новое государство. Так было с Киевско-Новгородской Русью, которая погибла под копытами татарской конницы. Так было с великим Московским царством — царством Андрея Рублева, старца Филофея, храма Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого, которое рухнуло в Смутное время. Потом было великое романовское царство, когда мы получили величайшую империю с Пушкиным в центре, с победой над Наполеоном, которое потом в два дня, в феврале 1917 года, вдруг кончилось. Превратилось в труху, мусор, а потом в бойню, в кровавую гражданскую войну, из которой Сталин вырвал гибнущую русскую цивилизацию. Поднял ее с колен, и мы выиграли чудовищную войну. И опять все разрушилось и кануло в Лету в августе 1991 года. Казалось, нет никакой надежды на существование России, пришли нелюди, пришли оккупанты, пришли те, кто уничтожал экономику и культуру. Они говорили, что русские — это фашисты, что русская история не имеет смысла, она — сплошной тупик, а русские цари — либо идиоты, либо палачи. И опять Россия поднимается, сдирает с себя рубаху, которую ей сшили из колючей проволоки.
И эта теория русского возрождения, постоянного пасхального воскрешения стала для меня формой религии. Я знаю, что будет полная русская победа, в которой мы опять создадим великое государство, основанное на справедливости, на добре, на любви, на многообразии, мы пройдем сквозь эти перипетии истории и опять возродимся из пепла, как птица Феникс. Об этом я написал все свои книги, об этом и моя последняя из изданных книг “Поступь русской победы” как итог моих исканий, размышлений и поездок, в том числе и встречи с белорусским Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко, или, как его называют белорусы, Батькой. Он для меня является эталоном политика.
О войне и мире
— Мир меняет кожу, мы это видим. Западная либеральная модель трещит по швам, и тот мировой кризис, который устроили нам господа капиталисты, огромен и загадочен, а мировые войны, как правило, это результат мировых кризисов. Капиталисты всегда сбрасывали экономические проблемы в войны, и, возможно, мы стоим на пороге большой войны. Ведь неспроста Владимир Путин сказал, что России нужно совершить большой рывок, подобный тому, который совершил СССР в 1930-х годах, чтобы подготовиться к большой войне. И не случайно на русские оборонные заводы пошли большие деньги, создаются новые типы вооружений — самолетов, танков, кораблей. Все это связано с угрозой большой войны. Вокруг России множатся конфликты, Арктика стала зоной соперничества, в том числе и военного. Если, не дай бог, рухнет Сирия, то вся эта огненная исламская стихия, которая научилась воевать и в Ираке, и в Ливии, хлынет на Северный Кавказ, в Среднюю Азию, и военные конфликты, подобно язвам, будут расти у наших границ. Мало того, они могут переброситься внутрь России. Конфликтность в мире нарастает. Но страшнее всего то, что она непредсказуема. Во время соперничества СССР и США степень конфликтности была очень высокой, но она была управляемой. Сейчас конфликтность неуправляема, поэтому в условиях хаотизированного мира обладать консолидированным обществом, консолидированным потенциалом, элитами, умеющими создавать такую культуру, которая бы противодействовала западной экспансии по отношению к России, — огромная необходимость. Над этим, кстати, работает созданный нами Изборский клуб — союз русских интеллектуалов, который поставил себе цель создать для сегодняшней России настоящую патриотическую идеологию, без чего не может существовать ни одно государство.
О Пятой империи и о Беларуси
— Несколько лет назад по приглашению Александра Григорьевича Лукашенко я приезжал в Беларусь, и во время встречи подарил ему свою книгу “Симфония Пятой империи”. Александр Григорьевич принял мой подарок и с горечью сказал: “Какая Пятая империя? Разве вы не видите, как Россия отталкивает от себя всех?” На что я тогда ответил: “Александр Григорьевич, время покажет!” И вот мы стали свидетелями создания Евразийского союза. Это если не империя, то уж точно “импероподобное” образование. Это союз, который предполагает симфонию единого пространства, соединение потенциалов народов, культур, верований, упований. И я верю, что в этой новой империи, где не будет ни митрополии, ни колоний, случится единение государств и народов не ради прихоти нового Александра Македонского или Фридриха Барбароссы, а неизбежный союз, который диктуется таинственными силами великих евразийских пространств. И место Беларуси в этой империи особое, потому что все чудовищные постсоветские годы она несет в себе этот ген народолюбия, народовластия, централизма во имя народа, а не во имя некой группы. Сегодня у Беларуси и России уже существует зачаточное, пока несовершенное образование — Союзное государство. Крохотная почка, которую хотят срезать, затоптать, но она есть, она живет. И эта идея Союзного государства вскоре будет востребована в огромной евразийской чаше, потому что все равно страны соединятся. И идеологией этого нового союза будет не власть, не воля, а абсолютная божественная справедливость, в которой так нуждается, по которой так тоскует сегодня человечество, погруженное в пучину несправедливости, в пучину зла.
Залог победы
— Все силы в человеческом сердце, в человеческой воле, ведь у каждого из нас даже в самое благоприятное время есть тысячи поводов сдаться и погибнуть, а особенно во времена тяжелые, безнадежные. И сила сопротивления в том, чтобы не поддаваться этой энтропии, этой тьме, которая обрушилась на всех нас. Воля к внутренней победе — святая воля, это форма сопротивления всем черным силам: и чудовищным злодеяниям, и личным огорчениям. Когда утонул крейсер “Курск”, когда этот великий советский “Наутилус” был взорван и пошел ко дну, один из членов экипажа капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, написал записку: “Отчаиваться не надо!” Написал, стоя по горло в черной жиже пополам с соляркой, зная, что смерть уже у него за спиной, написал не только для своей молодой жены, написал ее всем нам: “Отчаиваться не надо!” Это, по-моему, и есть формула внутреннего борения, залог индивидуальной, коллективной и национальной победы.
Народная газета, 13.02.2013