Выборы в США прямо повлияют на будущее мировой экономики: кандидаты в президенты Соединенных Штатов Хиллари Клинтон и Дональд Трамп олицетворяют собой схватку двух элитных групп. Однако Запад уже пожалел, что выбрал Клинтон и соответствующую программу. Свою оценку выборам в США дал известный российский экономист Михаил Хазин в программе Юрия Пронько «Реальное Время». При этом, по его оценке, сейчас перед Россией стоит жесткая альтернатива: либо путинская модернизация, либо революция 1917 из-за прозападных чиновников в экономическом блоке правительства и Центробанке РФ.

Выборы — схватка двух групп элит

Хазин отметил, что теория кризиса была описана еще в 2003 году в книге «Закат империи доллара и конец Pax Americana». «И сегодня впервые в Соединенных Штатах Америки встал принципиальный вопрос: либо любой ценой сохранять институциональную инфраструктуру этого долларового мира (то есть транснациональные банки — любой ценой, а прежде всего — ценой американской экономики). Либо спасать американскую экономику, но тогда придется пожертвовать транснациональной банковской системой», — отметил он.

По его оценке, выборы в США — это схватка двух групп в мировой элите. «Одна из них — это финансисты, другая — национальные элиты. Именно по этой причине Трамп не одинок. За него — те, кто будет потенциальными региональными лидерами. Это Британия, это часть Германии, за исключением той, которая финансируется банкирами, это Путин, это Си Цзиньпин, это руководитель Индии. В Европе, как мы знаем, тоже есть люди, которые пытаются изменить концепцию. Это Марин Ле Пен во Франции, это Умберто Босси в Италии, это Сара Вагенкнехт в Германии».

По словам Хазина, Клинтон и Трамп — это символы очень мощных элитных групп — здесь не может быть компромисса. «Есть дорога, по которой несутся два автомобиля. И эта дорога сужается и в конце становится однопутной. И в конце финиш. Невозможно прийти одновременно, невозможно договориться — либо один, либо другой. Фотография Клинтон и фотография Трампа на лобовом стекле. Но кто за рулем и, кто в кузове — мы не знаем», — отметил Хазин.

Клинтон и Трамп: в чем разница?

«Почему банкиры испугались так сильно и начали активно двигать своего человека в президенты? Дело в том, что в 2014 году Обама остановил эмиссионные программы. Точнее сказать, оставил их в том масштабе, который нужен, чтобы покрывать только дефицит бюджета США. А банки, созданные в рамках Бреттон-Вудской концепции расширения зоны оборота доллара, транснациональные банки без эмиссии существовать не могут. Они в экономическом плане убыточные. И это видно по результатам 2015 года», — подчеркнул экономист.

По его оценке, ситуация с Deutsche Bank — не единственный случай.

«Им нужны деньги для того, чтобы закрывать дыры. А деньги можно только печатать. Экономически они не воспроизводятся в мировой экономике. Значит, для этого нужно посадить своего человека. Поэтому если Клинтон выиграет выборы в ноябре, скорее всего, Джанет Йеллен, руководитель ФРС, уже в декабре объявит новую программу количественного смягчения», — отметил Хазин.

Он добавил, что в случае победы Трампа ситуация будет кардинально иной. «Трамп говорит: «Мне наплевать на эту банковскую систему. Мы не будем ценой своей экономики…» Вы поймите, возможности безынфляционной эмиссии закончились как раз в 2014 году. По этой причине, если деньги будут напечатаны, они все равно вернутся в США и вызовут инфляцию. Чего допускать нельзя. Потому что американская экономика, высокотехнологичная, с высокой инфляцией жить не может.

Что говорит Трамп? Нужно оздоровить американскую экономику. Поднимаем ставку, проводим всю экономику, домохозяйство через банкротство, да, при этом ВВП падает, но мы, как говорил когда-то Рон Пол, отталкиваемся от твердого дна и начинаем здоровый экономический рост. При этом, естественно, рушится вся банковская система, потому что долги — это ее активы. Ну и Бог с ними. У нас есть здоровые малые региональные банки в США», — сказал Хазин.

По его словам, разница между кандидатами в президенты очень простая. «Клинтон — это смягчение денежной политики. Трамп — ужесточение денежной политики. Если приходит Клинтон, то на первом этапе взлетают цены на сырье. И полгода возникает ощущение, что у нас вернулось счастье. А дальше все сваливается, как это было в 2008 году».

США занимаются раскулачиванием

По прогнозам Хазина, у нынешней американской системы хватит ресурсов где-то до конца 2017 — начала 2018 года. «Но они уже раскулачили нас, спасибо Центробанку, на 200 миллиардов долларов. Они раскулачили Китай примерно на триллион. И они сейчас раскулачивают Великобританию через офшорные скандалы еще на пару-тройку триллионов».

На стороне Клинтон — поддержка корпораций. «За нее все СМИ, за нее аппарат Демократической партии, за нее аппарат Республиканской партии просто потому, что все находятся на содержании у финансистов. Уолл-стрит и так далее… Но проблема в том, что они в процессе обнаружили, что, во-первых, отрыв Трампа от Клинтон не растет, то есть за Трампом довольно много людей, которых эта социология, тоже купленная, не видит. Во-вторых, они осознали в процессе, что ресурсов-то у них нет. То есть, хорошо, они власть возьмут. Все им скажут «ну и?», и чего они сделают, все обрушат? Тут уж, прошу прощения, дело может кончиться даже не Гаагой, а просто тем, что повесят на фонарях. Поэтому они уже начали постепенно не то чтобы отходить — они все равно хотят, чтобы выиграла Клинтон, — но при этом уже понимают, что ту политику, которую они анонсировали изначально под Клинтон, проводить нельзя», — пояснил Хазин.

Повтор 1917-го в России?

По словам экономиста, предыдущие выборы в США, которые проходили ранее, для России не имели принципиальных отличий. Однако нынешние могут стать поворотным моментом.

«А вот сейчас речь идет об очень принципиальном отличии. Дело в том, что мы в 1991 году отказались от собственной финансово-экономической модели и стали встраиваться в западную. Стали мы это делать очень глупо, в наихудшем варианте, спасибо Гайдару и его команде. Которая, кстати, до сих пор определяет нашу экономическую политику — это к вопросу об авиапроме, например. Как объяснял мне один компетентный человек, которому американские партнеры говорили: «Ты не понимаешь, мы заплатили столько денег вашим чиновникам, что ваш авиапром уже никогда не поднимется!» — сказал Хазин.

Он отметил, что выборы в Госдуму оказались показательными в этом смысле. «Правительство вместе с «Единой Россией», с которой они образуют симбиоз «Партия и Ленин — близнецы-братья», ушли в несознанку. То есть сейчас у них логика такая: народ нас поддержал, поэтому будем продолжать нашу политику, повышать налоги, ликвидировать малый и средний бизнес. Собственно, Кудрин открыто поставил ультиматум Путину сразу после выборов, сказал: «Майские указы, что за чушь такая? Нет у нас денег с вашими глупостями!» — добавил экономист.

Он полагает, что те, кто у нас стоит за Хиллари Клинтон — это те, кто стоит за «Единой Россией» и правительством. «При этом сама «Единая Россия» может этого и не понимать. Но ее ультиматум Путину однозначен. С точки зрения сценария развития российской экономики, это выражается одним словом. Сценарий Путина — это модернизация. Сценарий «Единой России» и правительства — это стабильность и безответственность», — считает Хазин.

В условиях, когда налицо интерес конфликтов и активная деятельность прозападных чиновников финансового блока правительства Центробанка, не исключена революция.

«Сейчас вариантов нет: либо Путин сделает модернизацию, либо нас ждет смутное время, революция 1917 года. Кстати, итогом провала модернизации Горбачева стал распад СССР».

Козырь России

«Дело в том, что те, кто пришел к власти в феврале 1917 года, это как раз была компрадорская буржуазия, та же самая, которая сегодня у власти в правительстве. Это те же самые люди. В этом смысле наше правительство от правительства Керенского мало чем отличается. Но тогда была война, и поэтому произошел военный переворот, большевики были его частью. А сейчас некому. Чтобы вновь вернуться в мировую элиту, надо предъявить козырь уникальный, который всем нужен и которого ни у кого нет. Нефть — есть. Полезные ископаемые — есть.

Да, у нас их много. Это не уникальный ресурс. А вот язык, на котором можно описать проблемы современной экономики. Обращаю внимание, это — язык. Это не отдельные люди. Нельзя выдернуть нашего человека в Гарвард, чтобы он там все сделал. Потому что, если он поедет в Гарвард, он будет там говорить на их языке. Язык у нас здесь. Это и русская традиция православная. Это и советская система образования, это и воспитание, да, я не побоюсь этого слова, в пионерии и в комсомоле. У нас язык есть, и его теоретически в рамках этих элитных вещей можно продать», — заключил Хазин.

Источник

Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.