Главным внешнеполитическим событием на прошлой неделе стало заседание Валдайского клуба, поскольку именно там Россия подает сигналы Западу. В этот раз Путин — в своей речи — пытался объяснить Западу, что проблемы, с которыми он (Запад) сегодня сталкивается, требуют не поиска виновных (в последние годы эту роль исполняла Россия), а реальных действий по борьбе с ними. Масштаб этих проблем явно находится за красной чертой. В речи Путина есть только одно слабое место: он не объяснил, почему считает, что этот кризис через полгода-год закончится сам собой. Впрочем, среди простого народа в этот оптимистический сценарий уже мало кто верит.
В выступлении Путина был еще один сложный момент. Дело в том, что президент и все российские чиновники, которые находятся в его фарватере, не объяснили, к кому они обращаются со своим посланием. Масштаб проблем, с которыми столкнулся весь мир, и прежде всего Запад, таков, что из него уже невозможно выйти чисто управленческими технологиями, то есть на уровне правительств и глав государств. Решать проблемы нужно через изменение правил игры, а это могут делать только элиты.
К сожалению, в мировой элите с 1917–1918 годов представителей России нет. Именно поэтому нам необходимо искать некий ход, который обеспечит нашей стране присутствие в мировых элитах. Иначе нам придется печально смотреть, как вся современная западная цивилизация будет погружаться в пучину кризиса и хаоса. Другого способа заявить о себе и своем месте в мире — у нас сегодня нет.