Внезапное и громогласное появление на планетарном политическом небосклоне звезды по имени Дональд Трамп одних повергло в шок, других – в уныние, третьих – в кому. Есть и четвертые – те, кто возлагает на нового американского президента немалые надежды. В этом ряду и Россия.
Хотя Трамп – звезда отнюдь не Вифлеемская, но глубочайший раскол западного мира, спровоцированный Трампом, явно на руку Москве. Всё, что их ослабляет – нас укрепляет. Вполне отчетливо просматриваются положительные перспективы по всему периметру нынешней российской санкционной изоляции: в Сирии, где Трамп настроен громить ИГИЛ, в Европе, которую теперь ждет серьезная перетасовка в высших эшелонах власти, в Незалежной, хунте которой пора паковать чемоданы, пока не поздно, что уже и делает Михаил Саакашвили.
Турбулентность на Западе так или иначе создаст для искушенных кремлевских стратегов множество новых проходов и трещин, куда можно на выбор бить или просачиваться. Уверен, что Путин с Лавровым своих шансов здесь не упустят. А победы пророссийски настроенных новых лидеров Болгарии и Молдавии только подтверждают этот тезис. Лёд, как говорится, тронулся.
Возлагая вполне обоснованные надежды на Трампа, мы, впрочем, не должны терять бдительности. Волна восторженной эйфории не менее опасна, чем паника и уныние. Вольно или невольно этот внешнеполитический оптимизм отводит общественное внимание россиян от по-прежнему весьма плачевной ситуации внутри страны.
Меня поразила вчерашняя выходка господина Владимира Соловьева на очередном ток-шоу, где он, криво ухмыляясь, сделал проброс насчет того, что Россия не имеет в глазах Америки никакого веса, будучи всего навсего страной-бензоколонкой. Вроде бы так оно и есть. По сути же – провокация. Россия действительно застряла в болоте неолиберального застоя. Экономика буксует. И в официальных планах фактически заложена консервация этого отставания. Успехи во внешних делах сводятся на нет нерешительностью власти в области давно перезревших внутренних преобразований. Об этом там и сям, больше или меньше упоминается в сми и даже с высоких трибун. Но серьёзных шагов по выходу из тупика, преодолению унизительной зависимости от Запада, реформированию институтов, блокирующих прорывы из этой западни, мобилизации здоровых кадровых и общественных ресурсов – таких шагов не только нет, но пока и не предвидится. Президент либо выжидает, либо опасается нарушить хрупкое равновесие в верхних эшелонах власти, либо по-прежнему уповает на конвергенцию с либеральными принципами. Так или иначе, но приход Трампа, скорее всего, усилит эти иллюзии. И застопорит переход Путина к решительным действиям внутри страны.
Масштабы накопившихся проблем в России таковы, что их не решить частными и бессистемными вмешательствами президента – даже такого рейтингового, как Путин. Да и немолодому Трампу, как бы горяч и амбициозен он ни был, не по зубам переломить ход мировой истории и в частности, тенденцию нарастающего исторического противоборства между Западом и Россией. За временным послаблением (если оно вообще состоится!) неминуемо последует возврат в русло конфронтации, так что готовиться нам надо не к лучшему, а к худшему. О чем и предупреждает народная мудрость – мол, лучшее само придет.
Что же надо делать? Если Трамп делает ставку на консолидацию Америки, то и нам сам Бог велел заняться тем же самым. Опираясь на конституционное большинство в парламенте, президент легким движением руки и ума может изменить конституцию 1993 года. Она как ржавый якорь, держит наш фрегат у опасных и скалистых берегов. Дальше последовательно предстоит изменить закон о Центробанке, возвращая этот институт под власть государства и народа. Отменить дурацкие ограничения рублевой эмиссии. Переформатировать под нужды подъема в реальном секторе бюджетно-кредитную политику. Какой может быть у нас мелкий и средний сектор, если ставка по коммерческим кредитам превышает 20 процентов! На кого работает страна? Если коммерческие банки не в состоянии обуздать свои ростовщические инстинкты, а государство, имея все рычаги влияния на них, ничего не делает, возникает сомнение в том, насколько свободно наше государство в выборе стратегии развития. О паразитических и уродливых явлениях вроде микрофинансирования, коллекторства, коррупции и судебного произвола, тотальной некомпетентности чиновников разного уровня и говорить не приходится. Все эти завалы неодолимой стеной стоят на пути подготовки России к предстоящим глобальным испытаниям. Пора, пора уже начинать. Заграница нам не поможет и, как сказал Ким Ир Сен, спасет только опора на собственные силы.